Версия // Власть // Сокращение чиновников увеличивает затраты на госслужащих

Сокращение чиновников увеличивает затраты на госслужащих

2292

Дорогие товарищи!

Даже поредевшая армия чиновников обходится недёшево lori.ru
В разделе

Словосочетание «резать бюджеты» за последний год укоренилось в лексиконе отечественных чиновников и функционеров. А куда деваться: денег нет, перспектив на их получение тоже не просматривается, так что приходится как-то приспосабливаться к нынешним условиям. Основной способ экономии – сокращение расходов. Но если копнуть чуть глубже, оказывается, что резать по живому чиновники готовы лишь в том случае, если это не затрагивает их собственные интересы. В этой ситуации неудивительно, что расходы на содержание госаппарата в последнее время выросли. В расхождении публичных обещаний функционеров и статистических данных попробовал разобраться корреспондент «Нашей Версии».

Чиновники и госслужащие различных уровней вот уже почти год без устали рассказывают, что они делают, чтобы сократить такую существенную статью бюджетных расходов, как содержание бюрократического аппарата. Несмотря на очевидное неприятие чиновничьей массой идеи высшего политического руководства самим затянуть пояса, они бодро взялись за поиски различных вариантов экономии. Среди руководящей прослойки даже наблюдается нечто вроде соцсоревнования за показатели, кто больше сэкономит. Так, спикер нижней палаты парламента Борис Грызлов попрекнул коллег по верхней палате, что их содержание обходится на 40% дороже, нежели думцев. «Народные избранники должны переживать трудности вместе со своими избирателями», – вразумлял сенаторов г-н Грызлов.

С одной стороны, в деле экономии функционеры действительно проявляют определённую изобретательность. К примеру, в Москве мэр Юрий Лужков обязал своих подчинённых печатать все документы с обеих сторон листа. В Пензенской области решили оснастить служебные машины спутниковыми системами навигации, чтобы предотвратить нецелевое использование транспорта. А чиновников с правами и вовсе оставили без водителей. Повсеместно «режут» траты на сотовую связь, Интернет, командировки и т.п.

Но Губернатор Брянской области Николай Денин взял повышенные обязательства, заявив, что число чиновников в областной администрации сократится на 30%. Но дальше всех пошёл калмыцкий президент Кирсан Илюмжинов, решивший уполовинить правительство республики. Мало того что госслужащих сокращают, так ещё и в ряде регионов им или урезали зарплаты, или собираются это сделать.

Однако картина, существующая в воображении чиновников, расходится с объективной реальностью. По данным Росстата, число федеральных и региональных бюрократов за последний год увеличилось на 20 тыс. человек. «Создаются антикризисные штабы, и в ряде регионов получилось так, что сокращения не компенсировали прироста новых антикризсных мест, – объясняет феномен ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Оксана Гончаренко. – Иногда штат этих ведомств неоправданно раздут. Показательный пример – Ульяновская область, где существует сразу несколько штабов по разным направлениям антикризисной работы. Это можно рассматривать как политическую акцию, но в практическом плане я совершенно не уверена, что несколько штабов будут работать лучше, чем один».

Вторая хитрость, на которую идут чиновники, – закрытие вакансий, которые имеются практически в каждом учреждении. Понятно, что набирать новых людей нет возможности, и штатное расписание сокращают до фактически имеющегося количества служащих. На бумаге численность служащих уменьшается, но по факту всё осталось в прежнем состоянии.

Впрочем, было бы удивительно, если бы разросшаяся армия госслужащих умудрилась существовать хотя бы в рамках прежних расходов, не говоря о каком-либо сокращении. Последнее исследование аудиторской компании «ФБК»*** зафиксировало эту тенденцию. Согласно данным исследования, расходы на содержание региональных аппаратов в январе – июне 2009 года составили 100,9 млрд. рублей, что на 3,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Стоит отметить, что рост региональных расходов всё же значительно скромнее по сравнению с федеральным аппаратом, затраты на который увеличились на 16,4%. Причём самым «прожорливым» стало российское правительство – плюс 37,9%. Если пересчитать содержание бюрократического аппарата в регионах на число жителей, их населяющих, получится, что каждый россиянин тратит на чиновников 711 рублей (без учёта содержания органов федеральной власти). В прошлом году их «услуги» обходились нам в 684 рубля. В абсолютных цифрах дешевле всего обходятся калужские чиновники: расходы на них составили порядка 240 млн. рублей. Самый дорогой аппарат, как и следовало ожидать, оказался в Москве – 6,9 млрд. рублей. А в пересчёте на количество жителей в лидерах опять же Калужская область – 240 рублей на человека. Дороже всего чиновники обходятся обитателям Ненецкого округа — 11 174 рубля на жителя автономии. По словам специалистов, самый важный параметр – всё же динамика бюджетных расходов. И в ряде регионов наблюдался значительный рост аппетита государственного аппарата: в Якутии эти расходы возросли на 34,4%, в Ненецком АО – на 34,1%, в Новгородской области – на 33,9%.

«Надо также учитывать, что мы не могли посчитать целиком расходы на госуправление хотя бы по той простой причине, что некоторые траты проходят как расходы, допустим, на науку», – добавляет директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Однако даже в таком приблизительном виде данные в целом по России не слишком вдохновляющие.

Как отмечает Николаев, среди причин роста региональных расходов есть множество объективных и субъективных факторов. «Были недооценены масштаб и глубина кризиса, – говорит эксперт. – По инерции точно так же формировали рост госрасходов, какой он был и в предыдущие годы. Потом практически все субъекты Федерации пересматривали свои бюджеты точно так же, как это было на федеральном уровне. Но тем не менее никто не представлял, если вспомнить осень, насколько глубоко затронет Россию кризис и насколько долгим он может быть».

Кроме того, немаловажным фактором является качество самого бюрократического аппарата. А оно, увы, оставляет желать лучшего. «Неизвестно, что будет с бюджетом завтра, поэтому, пока есть такой бюджет, надо его постараться увеличить в максимальной степени, – объясняет поведение госслужащих Николаев. – Это психология временщиков, она видна очень чётко. Вот и результат».

Среди объективных причин роста бюджетных расходов Николаев называет рост тарифов ЖКХ. Расходы на содержание в ряде региональных бюджетов составляют значительную долю, и повышение цен естественных монополий неизбежно влечёт за собой увеличение затрат.

Снизить расходы сумели всего 28 регионов. Лучше всего справились с «затягиванием поясов» Башкирия (на 19,7%), Бурятия (16,9%), Татарстан (15,0%). Как отмечают эксперты, проблема даже не в недостатке средств, а в эффективности их использования. Это подтверждают и сами госслужащие. По словам министра экономики Татарстана Марата Сафиуллина, когда они начали искать, на чём можно сэкономить, выяснилось, что «порядка 80% всего документооборота – это так называемый бюрократический футбол». «То есть это не задача решения какой-то проблемы, а именно дежурный ответ или какое-то регламентное предоставление информации», – объясняет Сафиуллин. Причём электронный документооборот вопреки всем ожиданиям не стал спасением.

Ряд экспертов усматривают в нынешней кампании элемент фарса. «Конечно возьмут под козырёк, отчитаются о проделанной работе. Конечно сократят кадровые единицы, – сетует политолог Дмитрий Орешкин***. – Всё это проходилось неоднократно у нас в стране, всегда сокращали, всё было замечательно, после чего любое ведомство опять увеличивало свои штатные ресурсы. Я не знаю, как может быть по-другому, если только не сделать эту власть зависимой от того самого населения, которое она призвана опекать».

По мнению Гончаренко, урезать расходы чиновникам всё же придётся. «Их придётся сокращать, это вынужденная необходимость, – полагает она. – Я не вижу оснований, чтобы делать оптимистичные прогнозы по поводу состояния бюджетов субъектов Федерации. По нашим оценкам, на 15% расходы на аппарат надо сократить, чтобы к концу года была приемлемая финансовая ситуация». Ту же цифру – 15% – приводит и Игорь Николаев.

До кризиса многие эксперты сетовали, что чиновничий аппарат в России избыточен. Вполне может оказаться, что кризис доведёт его до более-менее разумных рамок. Но, к сожалению, пока что чиновники в борьбе с кризисом умудряются сохранять завоёванные позиции.

Источники: Росстат, Федеральное казначейство, ФБК
Источники: Росстат, Федеральное казначейство, ФБК

*
Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) внесена Минюстом в перечень НКО, выполняющих функции иностранного агента
**
Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) внесена Минюстом в перечень НКО, выполняющих функции иностранного агента, организация признана экстремистской в РФ и её деятельность запрещена.
***
Дмитрий Орешкин внесен Минюстом в реестр физических лиц, признанных иностранными агентами
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 14.09.2009 12:35
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх