Версия // Спорт // Россияне не будут следить за половиной олимпийской программы

Россияне не будут следить за половиной олимпийской программы

1759

Ещё посмотрим?

Фехтование – один из видов спорта с очень ограниченной аудиторией Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Нынешнее спортивное лето проходит под знаком грядущей Олимпиады-2012. На чемпионатах мира и Европы борьба идёт не только за медали, но и за путёвки в Лондон. От того, насколько успешно выступят представители нашей страны, зависит не только судьба спортсменов и чиновников соответствующего ведомства, но и рейтинг будущих телетрансляций. А это уже вопрос не только престижа. На кону стоят очень серьёзные деньги. Между тем популярность большинства олимпийских видов спорта в России и так намного меньше, чем в мире в целом. И лишь участие россиян может привлечь к экранам достаточную аудиторию.

Буквально на днях завершились первенства Европы по женскому баскетболу, фехтованию, велоспорту-BMX, парусному спорту, чемпионат мира по стрельбе из лука, в Китае продолжается всепланетный форум водных видов спорта, а на горизонте – первенство мира по лёгкой атлетике, европейский турнир баскетболистов-мужчин, аналогичные состязания по современному пятиборью, стрельбе, гребле, велоспорту... Шансы на попадание в Лондон у наших спортсменов разные: кто-то, как женщины-баскетболистки или мужчины – прыгуны в воду, уже завоевал заветные путёвки, без кого-то Олимпиаду просто невозможно представить – например, для представительниц нашего синхронного плавания любое место, кроме первого, будет провалом. А вот с надеждами на участие в олимпийском футбольном турнире мы уже давно распрощались. Значит, и особого интереса у болельщиков он не вызовет.

В сравнительном рейтинге популярности летних видов спорта в России и в мире в целом мы уступаем почти по всем статьям (см. таблицу). Баскетбол, плавание и лёгкая атлетика проигрывают 20%, бокс и теннис – 10%, регби – более 40%, а интерес к гольфу у нас вообще стремится к нулю. На мировом уровне разве что борьба и тяжёлая атлетика, да только здесь общий показатель 6–10% отражает скорее общее равнодушие. Правда, есть ещё футбол, где мы не отстаём от других, но вот олимпийские старты поклонников самой популярной в России игры – футбола – не порадуют. Ни мужская, ни женская национальные команды в Лондон точно не поедут...

Между тем именно футбол с огромным отрывом лидирует в хит-параде популярности летних видов спорта – эту игру предпочитает около 60% всей мужской спортивной аудитории и в России, и за рубежом. Соответственно футбол – абсолютный лидер в рейтингах спортивных трансляций на территории нашей страны. Трансляции по другим видам спорта заметно уступают футбольным. При этом занимающий в России второе место бокс имеет довольно приличный рейтинг... за счёт женской аудитории. Если в футболе число болельщиков-мужчин и болельщиц можно соотнести как 95:5, то в боксе соотношение зрителей сильного и слабого пола почти равное – 55:45. Женщины также традиционно активнее смотрят теннис, лёгкую атлетику, водные виды, гимнастические дисциплины, а мужчины больше внимания уделяют игровым видам (баскетбол, волейбол, гандбол), борьбе, тяжёлой атлетике, велоспорту.

Конечно, внимание к Олимпиаде зависит не только от любви к конкретному виду спорта. Как показывает статистика, происходящее на олимпийских стадионах часто увлекает людей, вообще далёких в другое время от спорта. Во-первых, всеобщие планетарные форумы проходят раз в четыре года и превращаются в настоящий праздник общения наций. Во-вторых, на Играх традиционно ведётся общий счёт медалей по странам, и это подогревает патриотический интерес.

По теме

И всё же .

Классический пример – регби. Командная игра, которая только недавно получила олимпийское гражданство, вообще-то весьма популярна в мире. И регбийный Кубок мира по телерейтингам уступает только чемпионату планеты по футболу и Олимпийским играм. Но, объективно говоря, эта игра сильно развита в считанном числе государств (Франция и страны бывшего Британского Содружества), так что олимпийские чиновники были вынуждены включить в программу Игр даже не классический вариант регби, а её разновидность – регби-7. Сделано это было для того, чтобы претендовать на участие в Играх могло большее число стран, культивирующих именно «семёрку».

Отечественная сборная по регби-7 выступает на международной арене очень неплохо, так что олимпийские и соответственно телевизионные перспективы этого вида спорта в нашей стране выглядят вполне обнадёживающе. И всё же Первый канал и ВГТРК, традиционно выкупающие права на олимпийские трансляции на территории России, скорее всего сделают ставку на те виды спорта, где россияне традиционно сильны, – лёгкую атлетику и волейбол, бокс и художественную гимнастику, борьбу и синхронное плавание...

Так поступают во всём мире. Ведь немалые расходы на «картинку» нужно как-то окупать, а доходы телекомпаний напрямую зависят от рейтингов. Как показывает финансовый анализ работы американских телевизионщиков, убыточными были только две Олимпиады – летняя 1992 года в Барселоне и зимняя 2010 года в Ванкувере. Но прошлогодние состязания в Канаде не показатель – они проходили в условиях мирового финансового кризиса, в США борьба за эксклюзивные права на трансляцию Олимпийских игр каждый раз приобретает форму настоящей войны. Битву за зрителя в последние годы неизменно выигрывает телекомпания NBC, которая транслировала 9 Игр из 11 последних. NBC сохранила и «право первой ночи» на показ самых грандиозных побед американцев на ближайших пяти Олимпиадах – летних Игр 2012, 2016 и 2020 годов и зимних 2014 и 2018 годов.

Игры в Лондоне для NBC окупятся точно. Ведь в Великобритании гораздо меньше языковых и технологических проблем, чем было, например, в Пекине, а Олимпиада-2008 принесла компании прибыль в размере 100 млн долларов. К тому же на летних Олимпиадах американцы – главные фавориты в общекомандной гонке, так что зрительская аудитория будет обеспечена самим числом олимпийских побед.

Показ Олимпийских игр 2012 года в России пока предполагается максимально полный. Самые «вкусные» трансляции поделят обладатели главных лицензий – Первый канал и канал «Россия-1». «Россия-2» (бывший «Спорт») станет работать у своих старших коллег по холдингу на подхвате, обеспечивая прямые эфиры менее значимым олимпийским событиям с участием наших атлетов. Но впереди россиян ждёт не только летняя Олимпиада в Лондоне, но и зимняя на домашней площадке в Сочи. Впрочем, бизнес есть бизнес, даже если это Олимпийские игры. И права на продажу телевизионных трансляций зимних Игр-2014 получило агентство Sportfive, принадлежащее французской медиагруппе Lagardere.

Французскому агентству Sportfive МОК продал не только зимнюю Олимпиаду-2014, но и летние Игры-2016 в Рио-де-Жанейро. Сделка оценивается независимыми экспертами в 1 млрд евро (для сравнения: американская NBC за четыре Олимпиады выложила МОК 4 млрд долларов, или 2,9 млрд евро). За эти деньги агентство приобрело права на трансляцию Игр по эфирному, кабельному телевидению, в Интернете и на мобильные терминалы в 40 странах Европы, включая Россию.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 25.07.2011 17:30
Комментарии 0
Наверх