// // Российские заводы потратили миллиарды, но так и не запустили производство корабельных двигателей

Российские заводы потратили миллиарды, но так и не запустили производство корабельных двигателей

1369

«Мистрали» не приплывут

Российские заводы потратили миллиарды, но так и не запустили производство корабельных двигателей
В разделе

Сага о двух французских вертолетоносцах типа «Мистраль», построенных для России, но так и не переданных из-за конфликта в восточной Украине, наконец-то закончилась. Конечным результатом стало спасение судостроительного завода за счет французского налогоплательщика, в то время как российские налогоплательщики будут платить за переоборудование верфей, поскольку страна хочет строить больше собственных кораблей.

Сюжет: Армия

Цена вопроса

Кремль заявил, что президент России Владимир Путин и президент Франции Франсуа Олланд договорились расторгнуть договор 2011 года, России уже компенсированы расходы и она готовится к демонтажу своего оборудования, установленного на судах. Россия, согласно заявлению, считает «вопрос «Мистралей» полностью исчерпанным».

Кремль не озвучил сумму, которую Франция выплатила за разрыв контракта. Размер компенсации был предметом многомесячных споров, а потому интересовал журналистов едва ли не больше всего. По данным издания «Коммерсант», компенсация составила "более 1,1 миллиарда евро". Эта сумма согласуется с заявлением министра обороны Франции Жан-Ив Ле Дрианом, сообщившем, что компенсация меньше, чем первоначальные 1,2 млрд евро.

Россия уже давно выплатила 785 млн евро за военные корабли, один из которых должен быть поставлен прошлой осенью, а другой позже в этом году. В сентябре прошлого года Олланд приостановил сделку под давлением союзников по НАТО, обвинивших Россию в развязывании конфликта в восточной Украине. Россия изначально говорила о мультимиллиардной компенсации, предусмотренной договором. В апреле, однако, Путин заявил, что не будет требовать "никакой контрибуции или дополнительных штрафов". Вместо этого Россия попросила Францию компенсировать свои расходы на создание новой портовой инфраструктуры, а также содержание и обучение экипажей судов.

В духе партнерства

Если озвученная цифра в 1,1 млрд евро верна, то получается, что Франция частично удовлетворила претензии Москвы, чтобы избежать дипломатического скандала. Кроме того, французское правительство перевело средства в обстановке повышенной секретности, чтобы они не были арестованы бывшими акционерами нефтяной компании «ЮКОС», которые выиграли у России тяжбу в Гаагском трибунале. "Сделка была заключена "в духе партнерства", - написал Дмитрий Рогозин, вице-премьер министр, курирующий российский ВПК.

Рогозину не нравился контракт на покупку «Мистралей». «Я всегда считал его, по сути, личной инициативой товарища Сердюкова», - сказал он в прошлом году, ссылаясь на бывшего министра обороны РФ Анатолия Сердюкова, который был уволен в разгар коррупционного скандала в 2012 году. Говорить так у вице-премьера есть все основания, поскольку бывший глава оборонного ведомства ни разу так и не смог адекватно объяснить, зачем ему нужны были Мистрали. В 2009 году адмирал Владимир Высоцкий, позже занявший должность командующего ВМФ РФ, сказал , что вертолетоносцы могли быть полезны в краткой войне 2008 года между Россией и Грузией - они позволили бы России перекрыть морскую границу Грузии за 40 минут, а не за 26 часов. России, однако, не обязательно было тратить 1,2 миллиарда евро на такого рода выигрыш во времени, особенно после того, как война была уже окончена.

По теме

Фиаско

Впрочем, вовсе не обязательно, что контракт заключен из-за откатов. Корабли могли оказаться полезны России в международных учениях и для демонстрации российского флага на морях. В Москве также ходила гипотеза, что контракт был политическим вознаграждением президенту Саркози за сыгранную роль в урегулировании конфликта с Грузией в 2008 году.

Эта идея не лишена смысла. Французские верфи в Сен-Назер, где строились «Мистрали», испытывали серьезные финансовые трудности до заключения злополучного контракта с Россией. Его владелица, компания STX, в которой французскому правительству принадлежит миноритарная доля, несла серьезные убытки до подписания сделки. В 2010 году убытки компании составили 66,3 млн евро при выручке в 538 млн евро. С тех пор французская STX была безубыточна, а в 2014 году французское правительство помогло ей заключить еще один большой контракт (на этот раз на строительство двух гигантских пассажирских лайнеров), который обеспечит верфь работой на ближайшие четыре года. Теперь французское правительство вернет России деньги за два вертолетоносца из средств налогоплательщиков.

Франция в конечном счете продаст «Мистрали». По крайне мере правительство утверждает, что есть заинтересованные покупатели, но страна все равно понесет убытки, даже если Канада, Индия или кто-нибудь еще их приобретет. В России, тем временем, Рогозину удалось убедить Путина, что фиаско с «Мистралями» доказывает- России необходимо строить свои собственные корабли. В новой российской военно-морской доктрине, которую российский лидер подписал в прошлом месяце, отмечается, что страна должна обеспечить "технологическую независимость в области судостроения и морской техники в соответствии с государственной программой вооружения".

На пути к импортозамещению

Минфин России призывает к сокращению амбициозной, $359-миллиардной программы перевооружения России, но Министерство обороны в прошлом месяце заявило, что не намерено урезать расходы. В части, касающейся военно-морского флота, программа концентрируется на замещении техники импортного производства отечественными аналогами. Речь идет о комплектующих, которые Россия закупала на Украине или на Западе - в частности, о корабельных дизельных двигателях.

И это не обязательно будет легко. В прошлом месяце командующий ВМС адмирал Виктор Чирков сообщил, что реализовать импортозамещение в производстве двигателей до сих пор не удалось. Российские заводы так и не наладили производство двигателей и другого оборудования, собиравшегося с использованием импортных комплектующих. Дмитрий Рогозин признал, что миллиарды рублей были потрачены на исследования и разработки без явных результатов.

Опубликовано:
Отредактировано: 10.08.2015 15:35
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх