// // В России снова собираются строить «убийцы авианосцев»

В России снова собираются строить «убийцы авианосцев»

2275

Низколетящая цель

2
В разделе

Министерство обороны объявило, что после 2020 года в России будет возрождено производство экранопланов. Эти уникальные боевые машины, объединяющие в себе качества самолёта и корабля, были разработаны ещё в Советском Союзе и назывались гарантированным средством уничтожения американских авианосцев. Однако затем их выпуск был прекращён. По мнению некоторых экспертов, причиной этого стали сильно преувеличенные конструкторами достоинства экранопланов, отчего от них и было решено отказаться.

Сюжет: Армия

Означает ли возрождение проекта, что инженеры нашли новое решение, или же в Минобороны просто решили наступить на старые грабли?

Как сообщается, Минобороны уже выдало конструкторам тактико-техническое задание и образец современного экраноплана будет представлен в самое ближайшее время. В принципе в запасе у инженеров имеется проект экраноплана прибрежной зоны со взлётной массой 60 тонн – не так давно машина была продемонстрирована на одной из специализированных выставок. Теперь же ведутся работы по созданию проекта экраноплана океанской зоны со взлётной массой примерно 500 тонн. Над реализацией этих проектов совместно работают ЦКБ имени Р.Е. Алексеева и концерн «Моринформсистема – Агат».

Напомним, что экраноплан – это высокоскоростной транспорт, представляющий собой нечто среднее между тяжёлым самолётом и лёгким катером. Машина летает в пределах действия аэродинамического экрана на высоте до нескольких метров от поверхности воды или земли. Это делает его практически вездеходным: аппарат способен летать над водной поверхностью, над болотистой местностью, участками, покрытыми льдом или снегом, и даже над сушей, если нет значительных перепадов высот. При этом экранопланы способны развивать довольно приличную скорость – до 460 километров в час. Экранопланы относятся к безаэродромной авиации: для взлёта и посадки им не нужна специально подготовленная взлётная полоса, требуется небольшая акватория или ровный участок суши. Это позволяет осуществлять переброску крупных десантов на значительные расстояния. И главное – вследствие полёта на малой высоте аппараты почти не обнаруживаются с помощью радаров. Исходя из этого экранопланы теоретически становятся идеальным оружием.

«Каспийский монстр» испугал американцев

Производство первых экранопланов в СССР началось в 60-х годах. Пилотный проект, испытывавшийся на Каспийском море, получил буквенный индекс КМ, что означало «корабль-макет», однако американцы расшифровали его как «каспийский монстр». И недаром – по сведениям разведки, в Пентагоне пришли в ужас, узнав о появлении у русских нового вида оружия. Картинка, переданная спутниками-шпионами, на самом деле выглядела впечатляюще: над водой на высоте нескольких метров со скоростью 500 километров в час носилась 92-метровая громада.

В результате в начале 70-х годов в Советском Союзе в серийное производство был запущен военно-транспортный экраноплан «Орлёнок». Аппарат позволял осуществлять посадку не только на воду, но и на сушу. «Орлёнка» научили летать в 2–3-балльный шторм, при необходимости поднимаясь в воздух на высоту до 100 метров. Развивая скорость до 500 километров, экраноплан мог перевозить десант и грузы на расстояние до 1,5 тыс. километров. На учениях в него спокойно грузились две роты морской пехоты – около 200 бойцов и две бронемашины.

Впечатлившись первым успехом, военные заказали конструкторам проект ударного экраноплана. Оснащённый крылатыми ракетами аппарат «Лунь» вышел на испытания в 1985 году. Он мог развивать скорость 463 километра в час, на вооружении у него находилось шесть управляемых противокорабельных ракет ЗМ-80 «Москит», которые поражали цели на дальности до 250 километров. При этом он, так же как и «Орлёнок», мог нести на борту несколько сотен десантников с тяжёлым вооружением. В общем, планировалось, что это будет универсальное десантное средство, которое сможет расчищать управляемыми ракетами плацдарм для высадки войск. После успешного окончания государственных испытаний «Лунь» был в 1990 году передан в опытную эксплуатацию.

По теме

Всего в интересах Министерства обороны было разработано около 30 экранопланов различных модификаций. Причём чем дальше, тем более экзотические проекты предлагали военным конструкторы. Экранопланы планировалось использовать в качестве стратегических бомбардировщиков, также существовали откровенные прожекты экранопланов-авианосцев, а также кораблей, способных служить стартовой и посадочной площадкой для космических «челноков».

Неуклюжий, огромный, уязвимый

Однако после развала Советского Союза все проекты были заморожены, а готовые аппараты были законсервированы. В сухие доки судостроительного завода «Дагдизель» переместили экранопланы 263-го дивизиона, где они простояли до начала военных реформ Анатолия Сердюкова, после чего аппараты наконец официально исключили из состава Каспийской флотилии. Такое решение объяснялось дороговизной и неоднозначностью этого проекта. И действительно, эксперты считают, что применение этих аппаратов не выдерживает конкуренции с возможностями боевых кораблей и самолётов. Стать универсальным средством экранопланам не позволяет целый ряд недостатков. Во-первых, летающие корабли довольно велики по своим размерам, при этом они не имеют никаких средств ни активной, ни пассивной защиты. А они необходимы, ведь экраноплан движется медленнее, чем бомбардировщик, вооружён слабее, нежели корабль, а вдобавок ко всему является низколетящей крупной целью, отчего весьма уязвим для современных средств ПВО.

Во-вторых, эти машины критически сложны для пилотирования. Одним из главных недостатков здесь является низкая манёвренность аппарата, что делает его неуклюжим и, опять-таки, уязвимым.

В-третьих, учитывая всё вышесказанное, управление экранопланом отличается от традиционного «самолётного» и требует от пилотов чрезвычайно высокой квалификации. Сегодня в России крайне мало лётчиков, обладающих навыками управления экранопланами, как нет и школы подготовки таких специалистов. Именно ошибка пилотов рассматривается в качестве одной из причин ЧП, случившегося в конце июня в Петрозаводске, где во время ходовых испытаний потерпел крушение экраноплан «Орион-20». По информации транспортной прокуратуры Карелии, в аварии пострадали четыре человека, все были госпитализированы.

Экранопланы не хотят покупать

Вот почему эксперты считают, что сегодня вряд ли можно говорить о возрождении проекта по массовому выпуску экранопланов. Подтверждением тому служит отсутствие реальных заказчиков. Да, разговоры идут, но ни одно ведомство пока что не объявило о готовности заказать даже какую-то минимальную партию этих аппаратов. Более того, большинство аналитиков полагает, что в связи с тяжёлыми экономическими условиями и планы Минобороны в итоге останутся лишь на уровне других затей, призванных воодушевить общественность.

Мнение

Александр Храмчихин, заместитель директора Института политического и военного анализа:

– Ежегодные заявления о строительстве экранопланов – это прежде всего желание выбить финансирование. Построить экранопланы в России действительно могут, так как необходимые наработки имеются. Во всяком случае, это более реальный проект, чем, к примеру, проекты по строительству авианосцев российской сборки. Однако тут всё зависит от того, как предполагается использовать эти аппараты. Если строить их для того, чтобы затем использовать в качестве ракетоносцев, это весьма сомнительный проект. Но для переброски войск и грузов – почему бы и нет.

Справка

О планах возродить экранопланы в России в последние годы говорят регулярно. В 2007 году звучали заявления, что планируется запустить целевую госпрограмму, в рамках которой в Нижнем Новгороде развернётся производство кораблей, использующих эффект экрана. В 2012 году заявлялось, что разрабатывается новая платформа, которая позволит создавать экранопланы грузоподъёмностью до 600 тонн как гражданского, так и военного применения, проект планировали реализовать в 2016-м. В 2013 году сообщалось, что сконструированы новые экранопланы, способные работать на самых разных маршрутах, включая те, которые недоступны для обычных судов. В прошлом году с помощью экранопланов предлагалось решить транспортную проблему Крыма. В начале этого года вновь звучали заявления, что производство экранопланов будет запущено в Нижнем Новгороде, причём на серийной основе.

Опубликовано:
Отредактировано: 10.08.2015 16:03
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх