Версия // Общество // Российская промышленность может обойтись без импорта, но не хочет

Российская промышленность может обойтись без импорта, но не хочет

620

Незаменимых нет

Российская промышленность может обойтись без импорта, но не хочет
(фото: Антон Ваганов/Коммерсантъ)
В разделе

Отсутствие импортных комплектующих может больно ударить по российским производителям. У хлебопёков может не оказаться печей, у аграриев – сельхозтехники, а молочникам уже не хватает картона и краски для упаковки, то и дело пугают новости. Однако выясняется, что многие бизнесмены уже давно могли бы отказаться от западных поставок. Просто до сих пор к вопросам импортозамещения бизнес относился спустя рукава.

Статистика и правда неутешительная: до 90% оборудования, используемого российскими промышленниками, так или иначе зависит от импортных комплектующих. А итогом продолжающейся более восьми лет широко разрекламированной программы импортозамещения по факту стал вовсе не отказ от импортных поставок или развитие собственного производства, а, в лучшем случае, переезд в Россию зарубежных производственных линий. Однако теперь эта самая пресловутая локализация оказалась почти бесполезна в отсутствие импортных комплектующих.

«Отечественного оборудования практически нет, и грустно смотреть на бравадные выступления, – переживает Аркадий Пономарёв, основатель компании «Молвест». – Несколько дней назад по телевизору показывали завод, где делают бороны – такую рамку со штырями, которую тянет трактор. Но если мы говорим об оборудовании, мы первым делом должны вести речь об энергонасыщенной технике. Это тракторы, зерноуборочные комбайны, опрыскиватели».

Опомнились

С отечественной сельхозтехникой дела обстоят примерно так же, как и с гражданским авиастроением: комбайны и трактора российского производства вроде есть, но «начинка» у них – импортная. Показательный пример – Петербургский тракторный завод, занятый выпуском тяжёлых тракторов. Большая часть запчастей – отечественные, а вот гидравлику приходилось закупать за рубежом.

Примечательно, что производители гидравлики есть и в своём отечестве. Только вот в последние годы очереди из заказчиков у них что-то не наблюдалось. «Спрос на рынке диктуют потребители, а производители под них только подстраиваются. Транснациональные компании имеют преимущество из-за солидного опыта и возможности растворить затраты на НИОКР в большом объёме выпуска товара, – объясняет гендиректор уральского предприятия «Пневмостроймашина» Максим Богатов. – Кроме этого, они могут предложить комплексные решения, используя кооперационные связи с другими гигантами. Соответственно отделам конструкторов выгоднее работать с такими компаниями, что оставляло без заказов отечественных производителей».

Кстати, уральское предприятие ещё в 80-е годы прошлого века получило лицензию от немецкого концерна Boch Rexroth – мирового лидера по производству гидравлики. Сегодня оригинальная продукция мировых лидеров оказалась российским предприятиям недоступна, так что к «Пневмостроймашине» выстроилась очередь из заказчиков. «Когда были введены санкции и фактически закрылись границы, заводы-производители пришли к нам и говорят: «Максим, нам нужна твоя гидравлика». Сейчас мы выпускаем 3,5 тыс. качающих узлов в месяц. Фактически потребность в нашей продукции выросла в 4 раза. С февраля портфель наших заказов начал расти», – отмечает г-н Богатов.

Сегодня предприятие уже анонсировало амбициозные планы по развитию, однако очевидно, что в одночасье их не реализовать. Да и проблемы с другими импортными запчастями для сельхозтехники никто не отменял.

По теме

Русская печь на евродвигателе

Нехватка импортного оборудования может сыграть злую шутку и с хлебопёками. Подавляющее большинство российских пекарен работают на европейском оборудовании. Участники рынка отмечают, что запасов комплектующих и расходных материалов хватит ещё на несколько месяцев. Выходом из ситуации может стать параллельный импорт или же новые поставщики из Китая или Турции. Однако и то и другое неизбежно приведёт к росту цен.

По информации «Коммерсанта», на импортном оборудовании работают и мини-пекарни практически всего ретейла. В «Азбуке вкуса» стоят немецкие печи Miwe, «Яндекс.Лавка» делает выпечку на оборудовании из Италии.

Продукцией отечественного производителя пользуются только в мини-пекарнях «Магнита». По информации представителей сети, у российских поставщиков цены на 30–50% ниже. Впрочем, снабдить всех пекарей отечественным оборудованием российские производители сегодня явно не смогут. Так, на интернет-выставке «Производство России» представлено всего 10 компаний, занимающихся выпуском оборудования для выпечки хлеба. Причём, в данном случае о полном импортозамещении речь опять же не идёт. Пытаясь найти запчасти для отечественных хлебопекарных печей «Ротор-Агро», мы выяснили, что, например, электродвигатель на тепловой вентилятор данного агрегата производится в Италии. Там же изготавливают и панель управления, и температурный датчик.

Без производственного оборудования и запчастей к ним могут остаться и российские пивовары. «Пивоваренное оборудование производится в основном в Европе, соответственно все запасные части, а также упаковка для нашей продукции, например бумага для этикетки, сейчас в остром дефиците на рынке, – отмечает и.о. президента компании Ab InBev Efes Ораз Дурдыев. – Всё это импортируется, а когда альтернативные виды транспорта перестали быть актуальными ввиду своих запретов, всё легло на наземную логистику и подорожало сразу в 2 раза».

Нет картона в своём отечестве

Об упаковке следует сказать особо. Без неё сегодня рискуют остаться не только пивовары, но и производители молочной продукции. Многие российские заводы, производящие упаковку, работают на оборудовании Tetra Pak. Более того, сам шведский производитель Tetra Pak располагает собственным заводом в подмосковном городе Лобне.

«Сейчас транснациональная компания Tetra Pak, которая находится в Швеции, ведёт себя безобразно по отношению к России. Она запрещает заводу печатать упаковку для таких национальных продуктов, как кефир и ряженка», – рассказал в интервью СМИ Аркадий Пономарёв. Грустная ирония заключается в том, что в 70–80-е годы прошлого века оборудование Tetra Pak советские инженеры разобрали до винтика, изучили – таким образом у СССР появились свои машины, выпускавшие точь-в-точь такую же упаковку, как на Западе. Тогда этим занимался Кропоткинский машиностроительный завод. Почему не повторить это сегодня? Кропоткинский завод является одним из ведущих производителей оборудования для строительства трубопроводов и вряд ли станет отвлекаться на сторонние заказы. Но ведь есть и другие.

Впрочем, сейчас у России вроде как нет необходимости копировать западное оборудование. Участники рынка говорят, что для его использования достаточно будет лишь вмешательства государства. «Оборудование у нас в стране есть, машина, которая может печатать, есть, но они (Tetra Pak. – Ред.) не дают бюджет и разрешение на покупку материалов для того, чтобы завод печатал эту упаковку», – объясняет Аркадий Пономарёв. Хотя само оборудование – это ещё только часть проблемы. Для производства упаковки требуется картон, полиэтилен, краски и алюминиевая фольга. Парадоксально, но факт: все эти составляющие Россия импортирует! Тот же белёный картон, например, традиционно завозится из Финляндии. Кстати, в СССР его производил Светогорский ЦБК. Предприятие это живо и поныне, однако с 2021 года находится в собственности у американской корпорации Sylvamo.

А вот российские производители тарного картона, напротив, были ориентированы на зарубежные рынки. До 50% российского экспорта упаковочного картона приходилось на Китай. Кроме того, продукцию российских производителей для упаковки своей продукции использовали европейские компании, например Procter & Gamble. «Переориентация возможна, здесь нужно просто понимать, что специфика этого бизнеса состоит в том, что контракты заключаются в основном длинные и нужно переконтрактовываться», – говорит замдиректора центра московского госуниверситета пищевых производств «Современные технологии в упаковке и технологии рециклинга» Максим Новиков.

Кстати

Вынужденные изменения в упаковке пищевых продуктов – отсутствие белёного картона или дополнительной защитной плёнки – могут оказаться на руку потребителям. Та же технология Tetra Pak возникла во многом как ответ на запрос ретейлеров по максимальному увеличению срока годности молочной продукции. «Длительные сроки годности сети придумали для того, чтобы меньше заниматься этими товарами – поставили на полку и забыли, – отмечает Аркадий Пономарёв. – А для промышленности это реальное удорожание себестоимости продукта, потому что нужно создавать стерильные условия, которые для обычных продуктов не нужны, а это всегда проблематично, и для потребителей свежая продукция намного интереснее». Кстати, молоко не в Tetra Pak не только свежее, но и дешевле. По оценкам участников рынка, разница в себестоимости бутылки молока в многослойной и обычной упаковке доходит до 30%.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 27.04.2022 12:35
Еще на сайте
Наверх