Версия // Общество // Почему религиозное воспитание зачастую оборачивается насилием?

Почему религиозное воспитание зачастую оборачивается насилием?

8840

Не лупи ближнего своего

Темур Козаев
В разделе

Нынешний Великий пост у православных оказался омрачён сразу несколькими уголовными делами, возбуждёнными в отношении представителей религиозных кругов. Сперва трём «матушкам» приюта-общины из села Мосейцева Ярославской области были предъявлены обвинения по статьям об истязании детей и о непредумышленном убийстве девочки-подростка.

Затем стало известно, что 32-летний алтарник храма из села Гнилуши Липецкой области Денис Савинов подозревается в изнасиловании своей 5-летней приёмной дочери, девочка скончалась. В результате в обществе идёт дискуссия – насколько каноны религиозного воспитания соответствуют нормам современного общества?

О Денисе Савинове односельчане нынче говорят разное. С одной стороны, вёл аскетический образ жизни, заочно учился в Воронежской духовной семинарии, имел четырёх собственных детей. С другой стороны, многие замечали, что с приёмным ребёнком Савиновы обращались жёстко. Потому ходят упорные слухи, что в православную семью детдомовскую девочку могли взять из корыстных соображений. Пятый ребёнок в дополнение к собственным четырём позволял Савиновым претендовать на получение бесплатного микроавтобуса. К тому же за приёмышей государство даёт хорошие выплаты. Сейчас в отношении Дениса Савинова возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлёкшее по неосторожности смерть потерпевшего) и по ч. 4 ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера, повлёкшие по неосторожности смерть потерпевшего, совершённые в отношении лица, не достигшего 14-летнего возраста). Впрочем, заместитель прокурора области уже потребовал возбудить дело по ст. 105 УК РФ (убийство малолетнего, совершённое с особой жестокостью группой лиц).

История, произошедшая в Ярославской области, не менее жуткая. Там на попечении у трёх «матушек», организовавших православный приют-общину, находилось шесть девочек. Одну из них в результате забили до смерти за отказ от еды и «небрежность» в хозяйственных работах. Выяснилось также, что больше пяти лет, с января 2009 года по август 2014-го, три набожных мачехи систематически избивали приёмных детей деревянными прутьями, проводами и палками. Периодически они привязывали девочек за руки верёвками или цепями к кроватям и подолгу держали в таком положении.

На запрос «православные приюты» поисковики выдают настоящую уголовную хронику. Так, в 2007 году прокуратура Тербунского района Липецкой области возбудила уголовное дело в отношении настоятеля Вознесенского храма села Бурдина по ст. 156 и 119 УК РФ (ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем, соединённое с жестоким обращением с ним, а также угроза убийством). Выяснилось, что священник, имевший семерых несовершеннолетних детей, на протяжении длительного времени жестоко обращался с ними. Он лишал детей пищи, бил и всячески издевался. Следствие установило, что в декабре 2006 года настоятель храма избил свою 10-летнюю дочь, а в марте 2007-го в присутствии детей угрожал убийством жене, душил её, после чего выгнал на улицу вместе с малолетней дочерью без верхней одежды и обуви.

«В августе того же года священник в качестве наказания поместил своих малолетних детей в траншею для водопровод­ных труб, где они находились в течение двух часов. 18 августа 2007 года поставил свою 10-летнюю дочь у ограды церкви, обложив её ноги камнями. В таком положении она находилась на солнце в течение двух часов. Кроме того, он неоднократно закрывал детей в доме, оставляя их на длительное время без еды», – рассказали в пресс-службе областной прокуратуры.

Константин Кобелев, помощник начальника УФСИН РФ по г. Москве по организации работы с верующими, протоиерей РПЦ:

– Верующая православная семья не имеет права нарушать Конституцию, закон для всех один. Делить людей на верующих и всех остальных, отдавая предпочтения кому-то, тоже нельзя. Будучи православным священником, я, например, защищаю в тюрьмах и права атеистов. На мой взгляд, главная проблема православия сегодня – борьба с язычеством, с предпочтением внешней стороны веры внутреннему содержанию. Важно не обряды исполнять, а сердце своё к ближнему расположить, состраданию научиться, жить в любви. Если вспомнить историю, и Христа распяли в том числе за то, что он не соблюдал правила: исцелял по субботам. Насильно приводить к вере нельзя никого, в том числе детей. Нельзя лишать человека свободы выбора. Что касается наказания, то оно должно происходить от слова «наказ», то есть сообщение информации, но никак не избиение.

В 2010 году Генеральная прокуратура занялась жалобами девочек, которые сбежали из Боголюбского женского монастыря, не выдержав издевательств. Мама одной из воспитанниц заявила, что очень часто из комнаты наставника доносился плач детей, которых за провинности били ремнём. Также в качестве наказания дети выполняли по 300 и даже по 500 поклонов, с раннего утра и до позднего вечера работали на полях. Одна из воспитанниц, Марина Л., рассказала, что её заставили съесть кружку соли, лишали еды и сна за малейшие провинности. Когда читаешь всё это, невольно вспоминается Домострой – свод правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека, написанный протопопом Сильвестром в XVI веке. Почему именно сейчас он оказался востребован в некоторых «сверхправославных» семьях и общинах? Кстати, по Домострою, цена человеческой жизни не стоит ничего. Жизнь ребёнка – особенно. Мать, виновная в смерти ребёнка, не наказывалась. Детей могли несколько дней не кормить, отдать в рабство, на тяжёлые работы. В качестве сурового наказания в то время могли забить до смерти, это не считалось преступлением. Определённые категории людей – бояре, духовные лица – имели право на присуждение телесных наказаний. Но на каком основании истязают детей некоторые православные «отцы» и «матушки» сегодня?

Детский ад

Все эти случаи насилия в «православных приютах» и религиозных приёмных семьях закономерно сделали актуальным вопрос – насколько вообще допустимо воспитание детей в подобных структурах?

Нам упорно внушают, что религиозные приёмные семьи и общины, берущие детей под опеку, предпочтительнее детских домов, потому что воспитывают «духовность» и «нравственность». Однако большинство религиозных общин – закрытые структуры, попасть туда с проверкой практически невозможно. Член координационного совета Движения в защиту детства в Нижегородской области Сергей Фомичёв считает, что такие порядки недопустимы. «В поле моего зрения оказался приют для молодых матерей, которые спасались от семейного насилия. Им давали угол, но заставляли с утра до вечера молиться и выполнять тяжёлые работы. А когда поступили сведения, что в приюте была попытка самоубийства, ни общественники, ни инспекция туда пройти просто не смогли», – рассказал Сергей Фомичёв.

«С правовой точки зрения у нас есть понятие образовательных учреждений и учреждений социального обслуживания, – считает правовед Андрей Кораблев. – «Православные приюты» ни под первую, ни под вторую категорию не подпадают. Данные учреждения должны быть соответствующим образом лицензированы в органах образования». С ним согласен педагог, член совета межрегионального профсоюза «Учитель» Андрей Рудой*. «Существует расхожее мнение, что религиозное воспитание прививает ребёнку ценности добра. На практике оно очень консервативно и воспитывает человека, который, может, адаптирован под реалии XIX века, но никак не под реалии века XXI. К тому же статистика показывает: места, где религиозное воспитание торжествует, не являются благополучными в социальном плане», – считает педагог.

Увы, все перечисленные выше примеры показывают, что религиозность приёмных родителей вовсе не гарантия их гуманности. Кстати, сейчас правоохранительные органы проверяют сотрудников отдела образования администрации района, которые выдавали заключение об обоснованности удочерения девочки, изнасилованной и убитой в Липецкой области. Говорят, документы могли оформляться полтора года. Вероятно, за это время органы соцзащиты тщательно обследовали жилищные условия, изучали справки о доходах. Почему же на жестокость и меркантильность усыновителей никто не обратил внимания? Много вопросов и в связи с удочерением шести девочек «православной матушкой» из Ярославской области. Каким образом разрешили удочерить столько детей одинокой женщине 1947 года рождения, по документам нигде не работающей? Исключительно на основании её религиозности?

К счастью, пока это всё же исключения, а не норма. Так, ректор Института христианской психологии православный священник Андрей Лоргус заявил «Нашей Версии»: «Главной особенностью православного воспитания должна быть опора на любовь, милосердие, смирение, веру. Только это должно быть педагогической основой. Сколько жестокости во взаимоотношении людей, столько же её и в воспитании детей. Домострой есть замечательный памятник литературы, свидетельство времени. Быть основой современной педагогики он не может». Может быть, таким людям стоит поручить разработку методов современного православного воспитания? Но главное – это учить детей христианским заповедям не розгами, а собственным примером, ведь дети в православии – это благословение от Бога.

Впрочем, пугает другое. Похоже, что после случая в Ярославской области официальные структуры РПЦ отмежевались от истязателей, отметив, что те не имеют никакого отношения к церкви. Однако многие рядовые верующие рьяно защищают мосейцевскую общину – мол, «матушки» всё делали верно. И это заставляет насторожиться: неужели религиозный фанатизм готов оправдать любую мерзость?

Кстати

Насколько возможно связывать религиозность и жестокость обращения по отношению к детям? Известный богослов и миссионер протодиакон Андрей Кураев поведал: последние несколько лет Денис Савинов действительно вёл вызывающе «суперправославный» образ жизни. «Судя по рассказам односельчан, атмосфера в их доме была очень строгая: без телевизора, без мультяшек, без «американской еды» и т.д. И вот такая жизнь по строгим правилам, может, и привела к противоположному эффекту, к духовной порче. Ведь когда люди считают, что они делают великое святое дело, они готовы оправдать всё, что угодно», – заметил Кураев.

Как отмечает протодиакон, подобные поведенческие девиации, к сожалению, зачастую характерны для мировоззрения «истово верующих». Так, с его слов, в недавние годы был такой архимандрит Исайя, прославившийся одновременно своим аскетизмом и нетрадиционными взглядами: «Он сам голышом по Лавре прохаживался и от других требовал, чтобы люди голыми ходили, в том числе в присутствии детей. Лавра с ним рассталась, а где он сейчас и чем занимается, неизвестно», – констатировал Кураев.

С протодиаконом во многом солидарен руководитель судебно-психологической лаборатории Московского областного Центра социальной и судебной психиатрии доктор психологических наук Виктор Гульдан. «В отношении Дениса Савинова ещё не была проведена психолого-психиатрическая экспертиза, мы не знаем, были ли у него психические расстройства, – рассказал он «Нашей Версии». – Однако связь между фанатичной религиозностью и сексуальными отклонениями описана в классических работах по психиатрии, такие случаи не редкость среди религиозных фанатиков. Глубокая религиозность может быть связана с сублимацией сексуальной энергии. Всё это принимает искажённые формы в реальных действиях. Впрочем, такие личности с психическими патологиями есть в любой конфессии. Любое подавление свободы и воли человека ни к чему хорошему не приводит».

*
Андрей Рудой внесен Минюстом в реестр физических лиц, признанных иностранными агентами
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 05.04.2016 12:11
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх