// // Юрий Лоза: у Моцарта и Россини из пяти произведений четыре - самоповторы

Юрий Лоза: у Моцарта и Россини из пяти произведений четыре - самоповторы

3796

Не сотвори себе кумира

Фото: http://lozayury.ru
Фото: http://lozayury.ru
В разделе

Российский музыкант Юрий Лоза минимум дважды за последнюю неделю нелицеприятно высказался о коллегах по цеху. Теперь околомузыкальная общественность бурно выясняет: имеет ли моральное право автор двух-трех шлягеров о(б)суждать таких монстров мировой рок-сцены, как «Роллинг Стоунз» и «Лед Зеппелин», а также авторов бессмертных симфоний и опер?

А все-таки они лажают!

Первую «заявку на успех» Юрий Лоза сделал, беседуя с известным писателем Захаром Прилепиным в эфире программы «Соль».

«80% того, что спето Led Zeppelin, – заявил Юрий Лоза, – слушать невозможно, потому что это сыграно и спето плохо».

The Rolling Stones, по словам российского музыканта, и вовсе ни играть, ни петь не умели.

«В то время это все воспринималось и нравилось. Rolling Stones гитару не настроили за всю жизнь ни разу, а Джаггер ни в одну ноту не попал ни разу. Но в этом есть определенный драйв. Многие проецируют свою молодость на эти группы, а ведь они были очень слабыми».

– Негритянская основа – это в первую очередь ритм, потому что неграм запрещали музицировать, поэтому единственное, что он мог себе позволить, – перевернуть коробку и начать по ней стучать. …Нет инструментов – негр нашел сломанную гитару, подставил ее к барабану, сделал банджо, получился у него инструмент. Конечно, он не может выстроить мензуру, там нет такого строя, какой подразумевал Бах или Бетховен, «Темперированный клавир» он не знает, соответственно, ноты, которые он берет, – рядом со штангой с точки зрения хроматики. Они посерединке, «между». Их потом назовут блюзовым тоном, и белые начнут за ними тянуться, играть, как черные, – заключил музыкант.

Проблема «роллингов» и «цеппелинов», считает Лоза, в том, что они стали подражать чернокожим исполнителям:

The Rolling Stones, оттого что плохой слух у музыкантов, тоже играли как негры, мимо нот, но сделали это фишкой.

А ты кто такой?

Не известно, дошли ли критические замечания Юрия Лозы до ушей Мика Джаггера и Кита Ричардса, но они точно вызвали бурную реакцию в отечественных музыкальных кругах.

Критик Артемий Троицкий, к примеру, отказал Лозе в праве на собственное мнение, назвав исполнителя «посредственным шансонье».

– Первый вопрос, который приходит в голову: «А судьи кто?» – прокомментировал Троицкий. – Если бы о гитарах Rolling Stones говорил выдающийся гитарист, например, Джон Фейхи или Джон Маклафлин, то к этому стоило бы прислушаться. Но если об этом говорит Юрий Лоза, который никогда и никак себя не проявлял как гитарист, то к такому рода суждениям можно относиться только с иронией.

Андрей Макаревич высказался куда грубее: «Вот беда-то. А Юра наш все умеет – только никому (запрещенное слово - ред.) не нужен».

Ярче всех блеснул музыкальным вкусом и кругозором продюсер Бари Алибасов, который разместил у себя на стене Вконтакте заметку, озаглавленную «Идиотизм или инфантилизм?». Напомнив, что знает Юрия Лозу «лучше, чем его жена», Бари Алибасов в пух и прах разгромил бывшего одногруппника, с которым вместе играл около 35 лет назад. Констатируя, что, по крайней мере, в начале творческого пути «музыкальное мышление Лозы не простиралось дальше блатного ресторанного репертуара», Алибасов заключает:

«Юр, не позорь нас, твоих коллег и друзей, тихо греби на своём плоту и не делай россиян кретинами».
По теме

«Юра закоченел на «Хорошо темперированном клавире» Баха. Но музыка, Юра, развивалась и позже, достигнув 4′33″Джона Кейджа для вольного состава инструментов (время полного молчания оркестра в трех частях). Если твой клавишник с абсолютным слухом страдает от не настроенного музыкального инструмента, пусть обратится к Шонбергу, Кейджу, Айвзу, Шостаковичу, Шнитке, Щедрину и моему любимому Пендерецкому, они ему мозг прочистят и твой «абсолютник» сделает себе харакири.

Музыка, Юра, это ПРОСТРАНСТВО и ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, а не песнюшки», – уточнил Алибасов, задав тем самым новое направление мыслям читателей: как можно слушать Шнитке и Пендерецкого, а продюсировать/исполнять то, что принято мягко называть «попсой».

А если подключить головёшку?

Воспользовался социальными сетями для ответа и сам Юрий Лоза. В Фейсбуке певца, как на грех, именно сейчас забанили (вступился за Земфиру в истории с украинским флагом), а потому разместил отповедь Вконтакте.

– В интернете поднялась невообразимая шумиха по поводу моих высказываний в программе «Соль» на РенТВ. И вот с самого утра мне идут письма и звонки от адекватных и думающих людей с вопросом – а почему я на критику не отвечаю?

Друзья мои, там нет никакой критики, ибо обсуждаются не мои слова, а всякая чушь, опубликованная людьми, понятия не имеющими о том, что я на самом деле сказал. Например, кто-то из простейших утверждает: «Лоза заявил, что Лед Зеппелин – г**но», только не поясняет, с чего он это взял. Ну и что я ему должен доказывать? Что он идиот? Так это видно невооруженным глазом, раз он тиражирует всякую непроверенную белиберду.

Ну и совсем смешно полемизировать с агрессивными балбесами, начинающими с вопроса «да кто ты такой?» Ну о чем можно говорить с человеком, не умеющим пользоваться интернетом? Ведь если бы он умел, то набрал бы в любом поисковике мою фамилию и узнал – кто я и что я.

А потому читаю я всякие-разные оскорбления в свой адрес и думаю: мил человек, прежде, чем какашками кидаться, надо бы подключить головёшку-то — ведь ты можешь и не попасть, а руки всё-равно будут плохо пахнуть.

Только разве это дебилу объяснишь?

Надо честно признать, ответ в стиле «сами вы дураки и не лечитесь» не производит серьезного впечатления. Не случайно, видимо, одному из комментаторов (переводчику Дмитрию Коваленину) пришла на ум цитата из классической детской книги:

«Не доросли еще до моей музыки!» – бубнил Незнайка, убредая с трубой в поля...»

А может быть, и в самом деле, Лозу просто не поняли? «Бичуя» недостатки знаменитых коллег по цеху, некоторые моменты он подмечает вполне справедливо. Например, когда говорит о легендарном гитаристе-виртуозе Джимми Хендриксе.

«Хендрикса слушаешь – лажает, петь не может, гитара расстроенная. Полная …, в общем. А берешь в руки гитару – и ни черта не получается. У них особая магия».

Замахнулся на Вольфганга нашего, Амадея

Массовая критика, похоже, только подзадорила исполнителя. Всего через несколько дней, в беседе с журналистом Михаилом Кожуховым Юрий Лоза продолжил разгром, пройдясь теперь по корифеям музыкальной классики.

– 80 процентов произведений Моцарта – это самоповторы!, – сделал громкое заявление Лоза, которого Кожухов окрестил «Ниспровергателем Авторитетов и Взрывателем Сети». Уточнил, правда: это говорят некие «специалисты».

– У него (Моцарта – ред.) есть 20% оригинальных, очень красивых, гениальных произведений. В остальном он сам себя цитировал. Россини такой же, – приложил Лоза автора «Севильского цирюльника».

Для верности закрепил и уже пройденное: напомнив, что «у музыкантов Rolling Stones плохой слух, и они играли, как негры – мимо нот».

– Кит (Кит Ричардс, знаменитый гитарист The Rolling Stones. – ред.) просто перефразировал распространенное оправдание «я так пою, я так слышу, я так подделываюсь под негров – то, что я не попадаю в ноты», – пояснил Юрий Лоза известную фразу гитариста «роллингов» Кита Ричардса: «Моя гитара расстроена настолько, насколько мне нужно».

«Полирнул» свои откровения российский музыкант заявлением о том, что одна из самых известных в мире музыкальных премий Grammy – «событие не важное, поскольку это не наша музыка».

Общественность не дремлет

Соцсети на музыкальное противостояние откликнулись массой демотиваторов, коллажей и видеороликов. Судя по одному из них, победила, все-таки, дружба. По крайней мере, между Лозой и Джимми Пейджем, бессменным лидером «Лед Зеппелин».

Справка

Юрий Эдуардович Лоза – советский и российский певец и композитор. На сцене – с середины 70-х годов прошлого века (сольной карьере предшествовало сотрудничество с группами «Примус» и «Зодчие». В творческом багаже артиста с десяток музыкальных альбомов, однако в первую очередь он известен публике как автор песен «Плот», «Пой, моя гитара» и «Я умею мечтать».

Led Zeppelin («Лед Зеппелин») – британская рок-группа, признанная одной из самых успешных, новаторских и влиятельных в современной истории. Занимает первое место в списке VH1 «100 величайших артистов хард-рока», журналом Rolling Stone признаны «самой тяжелой группой» и «лучшей группой 70-х». Введены в Зал славы рок-н-ролла, в 2005 году получили Грэмми за выдающийся вклад в музыкальное развитие, в мае 2006-го – Polar Music Prize, музыкальный аналог Нобелевской премии.

The Rolling Stones («Роллинг Стоунз») – рок-группа, ставшая важной частью так называемого «Британского вторжения», считается одной из самых влиятельных и успешных групп в истории рока. Уже в 1969 году в ходе американского турне рекламировались как «величайшая рок-н-ролльная группа в мире» и сумели сохранить этот статус по сей день. Общемировой тираж альбомов The Rolling Stones превысил 250 миллионов. The Rolling Stones включены в Зал славы рок-н-ролла, а в 2004 году заняли четвертое место в списке 50 величайших исполнителей всех времен по версии журнала Rolling Stone.

Вольфганг Амадей Моцарт – австрийский композитор и музыкант-виртуоз. Один из самых популярных классических композиторов, оказавший большое влияние на мировую музыкальную культуру. Обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации, успешно работал во всех музыкальных формах своего времени. Многие из его сочинений признаны шедеврами симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки.

Джоаккино Антонио Россини – выдающийся итальянский композитор, автор 39 опер (в их числе «Севильский цирюльник», «Золушка», «Моисей в Египте», «Вильгельм Телль»), духовной и камерной музыки. Одна из ведущих черт творчества Россини – склонность к вдохновенным, песенным мелодиям, благодаря которой его прозвали «итальянским Моцартом». Россини не только возродил и реформировал итальянскую оперу, но и оказал огромное воздействие на развитие всего европейского оперного искусства XIX столетия. «Божественный маэстро» — так назвал великого итальянского композитора Генрих Гейне, видевший в Россини «солнце Италии, расточающее свои звонкие лучи всему миру».

Опубликовано:
Отредактировано: 30.03.2016 20:02
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх