Версия // Власть // Развитием малых городов займутся федеральные власти

Развитием малых городов займутся федеральные власти

1992

Политический застрой

Строительство в регионах будет идти под чутким руководством центра Фото: Лаура Ильина
В разделе

В ближайшее время в правительстве РФ будет создана комиссия, которая займётся разрешением «градостроительных» конфликтов между региональными властями и федеральным центром. Особенно впечатляет кадровый состав новой структуры. Её возглавят один из вице-премьеров и министр регионального развития РФ. По нашей информации, создание столь серьёзной комиссии вызвано намерением правительства резко уменьшить финансирование малых городов и как следствие сократить их количество на карте России.

В прошлом номере «Нашей Версии» мы писали о плане очередного административного передела России, жертвой которого могут стать малые города. То, что «грядут перемены», очевидно даже из простого перечисления задач будущей правительственной комиссии «по вопросам территориального планирования и регулирования градостроительной деятельности в Российской Федерации». Среди них, например, «урегулирование разногласий между федеральными органами исполнительной власти и высшими исполнительными органами власти субъектов РФ по проектам схем территориального планирования РФ», а также «при рассмотрении вопросов пространственной организации и пространственного развития РФ».

Каким образом обычно решаются конфликты между центром и субъектами РФ, пояснять не надо. Значит, региональным властям останется расслабиться и получить удовольствие от грядущих перемен…

До сих пор федеральный центр, как правило, не вмешивался в нюансы градостроительной политики в субъектах РФ. Дескать, отпускаются федеральные средства на муниципальные нужды, и ладно. Пускай власти на местах сами разбираются, куда их потратить, а уж потом, задним числом, отчитаются за эти траты... Однако теперь, похоже, прежней относительной «вольнице» пришёл конец.

На заседания комиссии будут выноситься «проекты нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере выдачи технических условий, разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, государственного строительного надзора». И даже «подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере территориального планирования и градостроительного регулирования»!

В проекте постановления отмечается, что комиссия сможет выходить со своими предложениями и наработками непосредственно на президента или главу правительства. Более того, без рассмотрения на заседании комиссии в правительство не должен быть внесён ни один нормативно-правовой акт «по вопросам, отнесённым к её компетенции». Состав комиссии будет утверждаться правительством. Но гарантировано, что её председателем станет один из зампредов правительства, а заместителем – глава Минрегиона Виктор Басаргин. По мнению директора региональной программы Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич, комиссию возглавит либо Дмитрий Козак, либо Вячеслав Володин.

То, что федеральный центр решил пристально контролировать «каждый чих» на муниципальном уровне, стало ясно 30 октября с.г. В этот день было опубликовано постановление правительства РФ № 880, которое утвердило новые правила использования на региональные нужды средств Инвестиционного фонда РФ. Ранее фонд находился в руках Министерства экономического развития РФ. Ведомство под руководством Эльвиры Набиуллиной не занималось «мелочовкой» и отпускало средства в количестве не менее 5 млрд рублей.

Постановлением № 880 был передан контроль над Инвестиционным фондом Министерству регионального развития, а также изменён механизм предоставления субсидий. Они будут предоставляться только после изучения конкретного проекта, претендующего на казённые бюджетные средства. А минимальных границ допустимой стоимости проекта-претендента просто не существует. Иначе говоря, любой пункт градостроительной деятельности может быть вынесен на обсуждение правительственной комиссии и соответственно отклонён ею.

По теме

Минрегион РФ на днях начал проверку реализации комплексных инвестиционных планов моногородов, получивших финансирование из федерального бюджета в 2010 году. Ещё с советских времён этим муниципальным образованиям досталась зависимость от одного или нескольких заводов-гигантов, связанных единым производством, а вместе с этим и повышенная уязвимость в кризисные моменты. Первым на очереди стал самый большой российский моногород – 720-тысячный Тольятти (Самарская область). По словам советника мэра Алексея Миронова, в программе развития города – 23 инвестиционных проекта. Среди них – создание особой экономической зоны и технопарка рядом с ней, производство автокомпонентов для Renault-Nissan, Fiat и Ford, развитие химической отрасли. Власти рассчитывают создать за 10 лет около 90 тыс. постоянных рабочих мест, на что потребуется, по их расчётам, 89 млрд рублей из бюджетов всех уровней. Как выразился Миронов, «мы, конечно, не сможем полностью уйти от превалирующей роли АвтоВАЗа в экономике, но стоит задача существенно снизить его влияние».

Вслед за Тольятти придирчивому мониторингу подвергнутся и планы развития остальных моногородов. Именно они, вероятно, станут жертвой новых веяний. По предварительной информации, Министерство финансов РФ готовит проект, вообще прекращающий выдачу им бюджетных кредитов. А это означает фактический отказ от программы поддержки моногородов, которая была принята после событий в Пикалёве в июне прошлого года. Экстренно созданная правительственная комиссия во главе с первым вице-премьером Игорем Шуваловым признала моногородами 355 населённых пунктов. Для решения их проблем предполагалось использовать дотации и кредиты, выделяемые под планы развития территорий, которые разработают местные власти.

В 2010 году федеральный бюджет должен был потратить на моногорода 27 млрд рублей. По 10 млрд рублей из них составляли дотации на инфраструктуру и бюджетные кредиты, 5 млрд рублей – средства из Фонда ЖКХ, и 2 млрд рублей – целевая программа поддержки малого и среднего бизнеса. Однако прошёл год с небольшим, и тот же Шувалов заявил, что «государство сейчас повсеместно отказывается от антикризисной поддержки и переходит на работу в обычном режиме». Дотации выделены лишь 13 городам – общей суммой 8,5 млрд рублей.

В итоге моногорода, как и прежде, предоставлены сами себе. Вроде как кризис закончился и специальная господдержка им больше не нужна. Уже анонсированную общенациональную программу ликвидации перекосов в развитии моногородов федеральная власть решила заменить точечным выделением средств из Инвестиционного фонда – вероятно, там, где это предотвратит уже неминуемый социальный взрыв.

Как мы уже писали в предыдущем номере, федеральный центр решил опереться на крупные города. По этому плану проблема моногородов будет решаться таким простейшим способом, как стимулирование переезда их жителей в другие регионы, более нуждающиеся в трудовых резервах. Но, как показывают исследования, социальная мобильность в малых городах весьма низка. По данным недавнего соцопроса, ради работы переехать в другой город готовы в среднем только 7% жителей моногородов, столько же не готовы, но вынуждены. Большая же часть населения – 65% – согласна переехать лишь на условиях предоставления им подъёмных, длительного трудового контракта, жилплощади. Мешает переезду и крайне низкая стоимость недвижимости в моногородах.

Согласно плану, разработанному в Минрегионе, все нуждающиеся в поддержке моногорода разделят на три группы: города-кризис, города-потенциал, города-развитие. В кризисной группе всё те же 27 городов, что и раньше, то есть очевидно, что за год реализации прошлой программы помощи ничего не изменилось. До конца года будет отобрано 10–15 городов для пилотных проектов модернизации. Таким образом, помощь получат отнюдь не все даже из этих наиболее проблемных городов.

Пока озвучена первая семёрка «счастливчиков» – города Чусовой, Ковдор, Ревда, Гуково, Байкальск, Гаврилов-Ям, Ленинск-Кузнецкий. В правительстве уже объявлено, что на их поддержку будет выделено 2,7 млрд рублей. Эти средства направят на нужды транспортной и коммунальной инфраструктуры, а также на развитие бизнес-проектов. На одном из ближайших заседаний правительства будет рассмотрен вопрос о поддержке ещё нескольких моногородов.

Настораживает то, что размер сумм, выделяемых на новый проект, не идёт ни в какое сравнение с прежними планами бюджетной помощи моногородам, а ведь даже они были явно недостаточными и не решали всех проблем. А это значит, что спасение утопающих, как всегда, превращается в дело самих утопающих…

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 01.12.2010 17:44
Комментарии 0
Наверх