Эксперты Президентской академии (РАНХиГС) пришли к выводу: население малых городов стремительно сокращается, за последние 10 лет оно в целом уменьшилось почти на 10%. В результате свыше 100 городов могут в перспективе превратиться в посёлки или вообще исчезнуть.
К малым относятся города, в которых проживает менее 50 тыс. человек. По состоянию на 2024 год портал «Города России» насчитывает их 807. Самый маленький из них – якутский Верхоянск. Сейчас там насчитывается всего 753 жителя, тогда как в 2000 году было в 2,6 раза больше.
Примерно такая же пропорция убывания населения наблюдается почти в каждом малом городе. Стремительнее всего жителей теряют города, расположенные в северной части страны, ориентированные на металлургию, угледобычу и лесную промышленность. В качестве примера авторы исследования приводят Кемь, Инту и Медвежьегорск. Впрочем, даже удачное расположение и близость к мегаполису не гарантирует успеха – так, из-за ликвидации градообразующего завода в чёрный список вошёл расположенный в Подмосковье г. Рошаль. Также на плохом счету оказались Трубчевск (Брянская область), Нолинск (Кировская область), Порхов (Псковская область) и древний Торжок (Тверская область). Что особенно показательно, в наиболее уязвимом положении, по мнению экспертов РАНХиГС, оказались города Брянской и Новгородской областей. То есть тех самых исторических регионов, которые некогда стали основой будущей России. За века они пережили нашествия монголов, поляков, французов, немцев, а теперь оказались приговорены.
Много шума и – ничего
И ведь не сказать, что власти не озабочены проблемой сохранения малых городов. Наоборот – если посмотреть на отчёты, ей уделяется самое пристальное внимание. Ещё в 1997 году был запущен первый этап реализации подпрограммы «Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России в условиях реформы». Затем появилась концепция Федеральной целевой программы социального и экономического развития малых и средних городов Российской Федерации на 2009–2012 годы и до 2017 года. Кроме того, с 2018 года ежегодно проводится масштабный форум «Развитие малых городов и исторических поселений», а также Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды. Казалось бы, при таком внимании города должны были сделать гигантский рывок в развитии. Что же пошло не так?
Вот, к примеру, о чём свидетельствовала Счётная палата, изучив итоги проведения конкурса лучших проектов. В течение 2018–2019 годов на их реализацию из бюджета было выделено почти 15 млрд рублей. Однако до конца из 240 проектов оказалось доведено только 166. Как отметила аудитор Светлана Орлова, проблема в полном отсутствии контроля над расходованием выделяемых денег. В заключаемых с регионами соглашениях не прописываются ни критерии оценки качества исполнения проектов, ни меры ответственности за невыполнение обязательств. «По сути, есть только один показатель результативности – наличие самого факта реализации проекта», – пояснила она.
Все статьи «Большой российской энциклопедии», написанные за последние пять лет академиками и докторами наук, могут исчезнуть 17 июня из-за отключения серверов. Оплатить их не удается из-за проблем с налоговой.
Получается, что благая затея снова выродилась в бюрократическую сумятицу. Главное – провести совещание, написать побольше бумаг, изобразить деятельность, а что получится в итоге – не важно. В этом отношении любопытно выглядит ситуация с форумом «Развитие малых городов», собирающим представительную аудиторию из губернаторов, правительственных чиновников и т.д. В архивах баз госзакупок мы обнаружили тендер на организацию и проведение этого мероприятия в 2020 году в Тюмени. Стоимость контракта составила 25 905 500 рублей. При этом бюджет всего города Тотьмы в тот же год составил 70,3 млн рублей. Поневоле возникает вопрос: если расходы на проведение форумов, конференций, сессий и т.д., посвящённых малым городам, передать в их бюджеты, не помогло бы это решить проблему куда быстрее и эффективнее?
Вот и сейчас в Минэкономразвития идёт разработка мастер-планов развития 200 малых городов. Сообщается, что на это уже потрачено 4 млрд рублей.
Деньги есть, а вы держитесь
На самом деле, подсказывают эксперты, для решения многих проблем малых городов имеется инструмент. Да, Москва и другие города-миллионники притягивают к себе жителей глубинки, но этот процесс вполне обратимый. Как показало исследование ВЦИОМ, россияне не отличаются мобильностью – 72% граждан заявили, что не хотели бы менять место жительства. Потому если бы родные города имели набор необходимой для жизни инфраструктуры, многие наверняка предпочли бы остаться дома. Однако на обустройство города требуются деньги. И здесь выясняется: взять их местным властям неоткуда, пусть даже пост мэра займёт гений управления.
«Большая часть налогов уходит в федеральный и региональные бюджеты, чтобы впоследствии через межбюджетные трансферты эти средства более равномерно распределялись между бюджетами муниципальных образований страны», – объяснял директор Центра экономической географии и регионалистики Президентской академии Степан Земцов. Потому призывы изыскивать возможности на местах и развивать города за счёт внутренних ресурсов главы малых городов не без основания воспринимают со скепсисом. Взять хотя бы такой мощный потенциал, как туризм. Разве мало в России городов с историей?
Но вот о чём пять лет назад говорил тогдашний мэр Суздаля Сергей Сахаров. Суздаль, имеющий население около 10 тыс. человек, ежегодно принимает порядка 1,5 млн (!) туристов. Казалось бы, при таких условиях городская казна должна пухнуть от денег. Но нет: «с каждых 100 рублей, которые тратит турист, в бюджет города приходит всего 7 копеек», – сетовал Сахаров. Приводил он и другой пример: работающий на территории города музей-заповедник имеет заработок 134 млн рублей – в 2 раза больше, чем даёт вся городская налогооблагаемая база. При этом музей, как федеральный объект, освобождён от уплаты налога на землю. Вот и получается: туристов много, а ремонтировать город не на что.
«Чтобы повысить конкурентоспособность региональных и локальных экономик, необходим коренной пересмотр и перенастройка системы налогообложения территорий, – пишет старший научный сотрудник Института географии РАН Евгений Антонов. – Можно говорить о мерах вплоть до обнуления некоторых видов налогов, например налога на прибыль (с целью привлечения крупного бизнеса), снижения ставок НДФЛ, введения специальных налоговых режимов для малого бизнеса и т.д.».
Впрочем, о том, что именно налоговая система является камнем преткновения для провинции, говорили и раньше. Так, вопрос её изменения обсуждался ещё в 2018 году в ходе сессии «Малые территории: от стратегии выживания к стратегии развития», состоявшейся во время Петербургского международного экономического форума. Было прямо заявлено: налоги должны приоритетно поступать в муниципальный бюджет, а не в региональный и федеральный. Но на том всё и закончилось. Потому как такая перестройка налоговой системы, комментируют эксперты, будет означать полную смену системы государственной. Сейчас федеральный центр даёт деньги, отчего регионы, и тем более муниципалитеты, целиком зависят от него. А если мэр условного Суздаля начнёт самостоятельно распоряжаться деньгами, то и разговаривать с губернатором он будет совсем иначе. А дальше что? Усиление роли местных советов? Политическая деятельность? Ну уж нет – у кого деньги, у того и власть.
Кстати
Примером возрождения малого города является Плёс, который из заштатного места превратился в центр туризма. Однако всё дело в том, что Плёс фактически является частным проектом. Его начал развивать бизнесмен Алексей Шевцов, который вложил в город за 20 лет около 1 млрд рублей. В итоге Плёс превратился в город-картинку, но отдохнуть там не каждому по карману – Шевцов изначально делал ставку на туристов с деньгами.