Версия // Бизнес // Проигравшими от слияния Юбер и Диди окажутся обычные китайские пассажиры

Проигравшими от слияния Юбер и Диди окажутся обычные китайские пассажиры

3139

Новый монотаксист

В разделе

Наибольшую выгоду от решения создавшей одноименное мобильное приложение для поиска такси компании Юбер (Uber) продать свой бизнес китайской Диди (Didi Chuxing), его главному местному конкуренту, извлек, по-видимому, Didi Chuxing. Это позволило компании не только устранить своего главного конкурента, но и получить настоящую монополию на крупнейшем в мире рынке поездок по требованию. Единственный вопрос, на который пока нет ответа, заключается в том, позволит ли китайское правительство сохранить ей это доминирование.

Худшие в мире

Впрочем, особых поводов для беспокойства у Диди на этот счет нет. Сервисы заказа такси доставили правительству Китая целый ряд проблем, в том числе повлекли серьезные политические и социальные конфликты. Теперь к ним прибавится и отсутствие конкуренции в данном сегменте.

В больших городах Китая, где рынок перевозок контролировался монополией такси, появление онлайн-сервисов по заказу машин стало преобразующим. Взять хотя бы Пекин: в период с 1994 по 2011 годы население города увеличилось с 11 до 20 миллионов человек, но число лицензированных такси - лишь на 10%, до 66.000. Не удивительно, что из-за столь острой нехватки кадров водители такси в Пекине приобрели репутацию худших в мире. Сервисы, подобные Юбер, предлагают дешевое и легкое решение этой проблемы, которое в итоге способствует улучшению качества жизни.

Но за это улучшение пришлось заплатить. Число забастовок таксистов в Китае выросло с 62 в 2011 году до 263 в 2015 году в Шэньчжэне, где лицензированные таксисты утверждают, что после появления онлайн-сервисов их ежемесячные доходы упали в два раза. Забастовка, которая прошла в январе, довольно эффективно парализовала город. Тысячи водителей в десяти других городах вышли на забастовку в том же месяце. Еще хуже, что эти конфликты усугубляются классовым делением: большинство водителей, предлагающих свои услуги через онлайн-сервисы, являются владельцами автомобилей, тогда как водители такси должны арендовать их.

Все это поставило власти в деликатное положение. Как и в других странах, компании такси в Китае, как правило, являются защищенными монополиями и часто принадлежат правительству или местным властям. В большинстве случаев они зарабатывают деньги на взимании арендной платы с водителей. Диди и Юбер разрушили эту комфортабельную схему субсидирования платы за проезд, вовлекая водителей и клиентов в жестокую войну за долю рынка.

Ниже себестоимости

Некоторые местные органы власти расправляются с новичками, провоцируя беспорядки. Но для центрального правительства предпочтительный подход заключается в устранении конкуренции. Это позволило бы ограничить войны из-за субсидий, успокоить разгневанных водителей такси и, что критически важно, увеличить свое влияние на оставшихся игроков.

В прошлом году регуляторы разрешили Didi слиться со своим крупнейшим внутренним конкурентом - Kuaidi, несмотря на опасения по поводу того, что эта сделка негативно скажется на потребителях. На прошлой были представлены новые правила, которые запрещают онлайн-сервисам устанавливать цены ниже себестоимости, чтобы вытеснить конкурентов или захватить рынок. Это означает, что в настоящее время местные органы власти могут договориться о ценах и других проблемы с Didi.

Это, безусловно, победа не только для Диди, но и для Юбер, чьи инвесторы сохранят 20-процентную долю в своем бывшем конкуренте. Кроме того, похоже, это стало на руку и Пекину, который очень хочет, чтобы преимущества от онлайн-сервисов ощущались в стране в полном объеме. Проигравшими окажутся потребители, для которых, вероятно, монополизация обернется ростом тарифов и ухудшением качества обслуживания.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 01.09.2016 14:00
Комментарии 0
Наверх