Версия // Общество // Оформить ДТП без милиции можно, но это чревато неприятностями

Оформить ДТП без милиции можно, но это чревато неприятностями

1766

На свой страх

lori.ru
В разделе

С 1 марта 2009 года вступили в силу новые правила ОСАГО, которые уже окрестили «европейскими». С этого времени вступают в силу поправки к закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Среди нововведений – возможность оформлять мелкие ДТП без участия сотрудников ГИБДД, а также прямое урегулирование убытков, то есть когда ущерб возмещает не страховая компания виновника, а организация, в которой застрахован пострадавший.

С истема, предназначенная для облегчения жизни водителей, в том числе не участвующих в ДТП, но страдающих из-за пробок в результате мелких аварий, оформлением которых должен обязательно заниматься сотрудник ГИБДД, может в первое время привести к дополнительным проблемам. Оформление мелких аварий самостоятельно приведёт к неразберихе в страховых компаниях, а для некоторых станет разорительным. Кроме того, по мнению некоторых экспертов, участятся случаи отказов в выплатах из-за неправильного оформления документов, а также случаи мошенничества. Не всё гладко и с введением прямого урегулирования убытков.

Кроме того, Минфин в конце прошлой недели так и не утвердил соглашение между страховщиками, которое, по сути, должно регулировать европротокол и прямое урегулирование убытков. Это означает, что поправки в закон с 1 марта будут действовать без правил игры.

Что касается оформления документов для страховой компании без участия сотрудников ГИБДД, то таким правилом можно воспользоваться далеко не всегда. Так, ущерб не должен превышать 25 тыс. рублей (у дорогих иномарок столько стоит незначительная деталь), соответственно участники не должны ошибиться с определением его величины. Должны отсутствовать раненые и погибшие, а в ДТП должны участвовать два автомобиля, застрахованные по ОСАГО. Если хотя бы одно из этих условий не соблюдено, придётся вызывать сотрудника ГИБДД. После этого документы должны быть направлены в страховые компании участников ДТП, которые в течение семи дней обязаны выявить виновника и потерпевшего. Последнему и будет выплачено возмещение ущерба. Компенсация должна быть выплачена в течение 30 дней с момента предоставления клиентом необходимых документов.

Плюс заключается в удобстве и скорости оформления аварии, а минус – в увеличении количества мошенничеств. Даже при современной схеме оформления ДТП нередки случаи постановочных аварий и фиктивных угонов. Вступая в сговор со страховым агентом, недобросовестные клиенты покупают полис на битую машину и потом ремонтируют её за счет компании. Также пока в России отсутствуют единая методика оценки ущерба и реестр независимых экспертов-техников. Опасается всплеска мошенничества и директор по методологии страхования Российского союза автостраховщиков (РСА) Владимир Козлов. По его словам, страховщики собираются пресекать все попытки обмана. С одной стороны, компании будут пытаться доводить до суда все дела, связанные с мошенничеством в ОСАГО, хотя пока большинство из них урегулируется в досудебном порядке. С другой стороны, пойманный на обмане страховщика клиент будет вынужден в следующий раз платить за полис в полтора раза дороже.

Есть риски и для автомобилистов. Если ущерб окажется выше 25 тыс. рублей, страховая компания не сможет доплатить ему сверх лимита. Ничто не помешает недобросовестным страховым компаниям оценить его чуть выше и признать составленные без участника сотрудника ГИБДД документы недействительными.

Согласно другому нововведению автомобилисты теперь имеют право обращаться за возмещением ущерба не в компанию виновника ДТП, как это необходимо делать сейчас, а непосредственно к своей страховой компании, выдавшей полис ОСАГО. Правда, здесь также должен быть соблюдён ряд условий. Должны отсутствовать раненые и погибшие, а в ДТП должны участвовать только два автомобиля, застрахованные по ОСАГО.

По теме

Как заявил Владимир Козлов, «Через год уже будет полный охват: все договоры будут действовать по новой схеме», – сказал Козлов. Таким образом, процесс перехода России к упрощённому возмещению убытков по договорам ОСАГО полностью завершится только к 1 марта 2010 года. И даже если один из участников аварии купил полис после 1 марта, а другой раньше, никто из них не сможет получить выплату у своей компании. Межу тем Росстрахнадзор и Минфин считают, что правила должны вводиться для всех автовладельцев вне зависимости от того, когда они купили полисы.

Деньги пострадавший получает от компании, где он застрахован, а та получает деньги от страховщика, где застрахован виновник ДТП. На прошлой неделе Минфин опубликовал приказ, регулирующий порядок действия процедуры прямого урегулирования убытков по ОСАГО. Согласно приказу Минфина у страховой компании будет 30 дней на то, чтобы выплатить возмещение либо предоставить мотивированный отказ. В течение семи из этих дней страховщик должен будет известить своего коллегу, продавшего полис другому участнику ДТП, об обращении за выплатой. И в течение ещё семи дней уведомить клиента, будет он выплачивать страховку или нет. Из-за стольких «но» норма, призванная облегчить жизнь автомобилистов, может её ещё больше усложнить, так как пострадавшим в отдельных случаях придётся ездить сразу в две страховые компании – свою и виновника аварии.

Также пока нерешённым остаётся ряд вопросов. Например, размер средних сумм выплат или ответственность компаний за неисполнение договора. Для участия в системе прямого урегулирования убытков страховщики должны будут сформировать депозит, составляющий не менее 3 млн. рублей и обеспечивать на начало каждого дня остатки на других спецсчетах в размере ещё 300 тыс. руб. для взаиморасчётов. После того как страховщик оплатит убыток своему клиенту по ОСАГО, он выставит счёт компании, в которой застрахован виновник ДТП.

Есть и ещё одна проблема. Процесс прямого урегулирования убытков должен быть расписан в соглашении между страховщиками ОСАГО. Этот документ должен был быть утверждён в конце прошлой недели Минфином. Однако многочасовая дискуссия между страховщиками и чиновниками закончилась ничем: Минфин не утвердил соглашение. Это означает, что европротокол и прямое возмещение убытков начнут действовать без установленных правил игры. В частности, так и осталось нерешённым, каким вариантом взаиморасчётов будут пользоваться страховщики. Ранее обсуждались возможности либо оплачивать каждый отдельно взятый убыток, либо платить по некоей средней сумме выплат в квартал.

Всё это грозит водителям-новаторам, попытавшимся в начале весны воспользоваться нововведениями, судебными тяжбами со страховщиками.

Введение системы прямого возмещения убытков может привести и к волне банкротств на страховом рынке. Пока единая информационная система, клиринговый центр Российского союза автостраховщиков, которая будет регулировать расчёты между автостраховщиками, находится на стадии тестового запуска. Кроме того, не ясно, как будут действовать стороны, если, например, пострадавший имеет полис крупной страховой компании, а виновник – мелкой. Если последняя разорится, она уже не сможет перечислить деньги за своего клиента крупной компании. Кроме того, депозит в размере 3 млн. рублей хоть и существенно меньше, чем планировалось ранее (18 млн. рублей), некоторые страховщики уже сейчас говорят, что не готовы сформировать гарантийный депозит даже в таком размере. Эксперты не сомневаются в том, что в 2009 году страховой рынок потеряет больше игроков, чем в прошлом. Есть риск того, что возмещение вообще не будет выплачено, так как компания будет ссылаться на коллегу-банкрота. Кроме того, значительно выросла и цена урегулирования убытков, так как запасные части для иномарок оцениваются в долларах или евро.

Только на прошлой неделе Росстрахнадзор приостановил лицензию у нескольких страховых компаний. По словам экспертов, проводивших оценку, у компании было долгов на сумму около 200 млн. рублей. По данным Росстрахнадзора за 2008 год, на ОСАГО приходилось 88% портфеля этой компании при общих сборах 662 млн. рублей. Соотношение сборов/выплат составляло 35%.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.03.2009 13:53
Комментарии 0
Наверх