Согласно данным Росстата, индекс потребительских цен за период с 4 по 10 марта 2025 года составил 102,2% по сравнению с началом года. Наибольший рост цен зафиксирован в таких категориях как продукты питания, лекарства, средства личной гигиены и бытовая химия.
Среди товаров, которые подорожали больше всего, выделяются картофель, белокочанная капуста, водка, бананы, помидоры, мороженая рыба, а также яблоки, лук и свекла.
Не осталась в стороне и молочная продукция. Пастеризованное молоко, сыр и сметана также подорожали, что создает дополнительную нагрузку на кошельки покупателей. Кроме того, продолжает расти стоимость мясной продукции, включая говядину, свинину и баранину. Даже мясные консервы для детского питания, а также овощные и фруктово-ягодные пюре и детские смеси стали дороже, что вызывает беспокойство у родителей.
В январе 2025 года Совфед поддержал инициативу депутата петербургского ЗакСа Андрея Рябоконя, предложившего обязать магазины указывать наценку на социально значимые продукты прямо на ценниках. Эта мера направлена на повышение прозрачности ценообразования и защиту интересов потребителей.
В феврале в ФАС отметили, что средний уровень наценок на социально значимые товары среди крупнейших ритейлеров снизился на 17% по сравнению с августом 2021 года. По данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), средняя наценка торговых сетей на социально значимые продукты составляет 6%. Однако в других категориях товаров ритейлеры не ограничены в установлении наценок, что позволяет им увеличивать прибыль за счет потребителей.
Проблема роста цен из-за высоких торговых наценок неоднократно поднималась различными отраслевыми ассоциациями. Например, Молочный союз России обращался в ФАС с просьбой проверить торговые сети на предмет установления наценок на молочную продукцию, которые в некоторых случаях достигают 150%. Производители яиц также жаловались на то, что ритейлеры вынуждали их продавать яйца по ценам ниже себестоимости, при этом не снижая розничные цены и устанавливая наценку в размере 40%.
Национальная мясная ассоциация отмечала, что наценки на товары повседневного спроса с длительным сроком хранения могут достигать 100%. Для поставщиков скоропортящихся товаров, таких как свежие фрукты и овощи, высокие наценки приводят к снижению спроса. При этом производители фруктов и овощей не могут оперативно регулировать объемы производства в зависимости от текущего спроса из-за специфики выращивания этих культур.