Версия // Общество // Правительство узаконило российское мясо – отходы производства

Правительство узаконило российское мясо – отходы производства

2589

Тянут жилы

Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

До конца этого года планируется принять технический регламент на мясо и мясную продукцию. Для простого потребителя этот документ, в общем-то, ничем не примечателен. Однако, похоже, что и чиновники, и участники рынка намеренно пытаются поднять его значимость: дескать, благодаря техрегламенту мясная продукция будет более качественной. По факту же с принятием регламента на рынке едва ли что изменится, зато вопрос борьбы за качество продукции можно будет считать закрытым.

Вообще-то, проект техрегламента на мясо был готов ещё как мимум год назад, однако тогда срочной необходимости в его принятии не было. Теперь, с созданием единого таможенного пространства России – Белоруссии – Казахстана возникла необходимость введения неких унифицированных правил. Тут-то с давно готового регламента и решено было стряхнуть пыль. Если он будет принят до конца этого года, как планируют чиновники, то новые правила производства, реализации, маркировки мясной продукции могут вступить в силу уже в 2013 году.

На самом деле назвать готовящиеся правила новыми можно с большой натяжкой. Согласно и ныне действующему законодательству колбасу надлежит делать из мяса, в мясные консервы не класть соевый белок, а кенгурятину запрещено продавать под видом говядины. О том, сколь добросовестно производители выполняют все эти требования, может судить любой россиянин, хотя бы раз покупавший в рознице какую-либо мясную продукцию.

Но есть в проекте техрегламента и одна небезынтересная деталь – это введение новой маркировки для мясных продуктов. Предполагается, что с принятием техрегламента производители должны будут извещать потребителя о том, каков реальный состав: были ли закачаны в мясо вода и рассол (процесс, называемый отраслевиками инъектированием), и если да, то в каком объёме. Накачивать мясо жидкостью регламент разрешает только в пределах 5%.

«Для потребителя важно показать, что это уже не мясо. Потребитель должен видеть на этикетке, что это полуфабрикат. Конечно, сложно измерить содержание воды, но будет уже большим достижением, когда мы на маркировке укажем наличие воды или, скажем, рассола», – поясняет смысл будущего нововведения заместитель руководителя исполкома Национальной мясной ассоциации Максим Синельников.

Между тем, как констатируют участники рынка, сама идея об измерении уровня содержания воды в мясе абсурдна. Сделать это не просто «сложно», а невозможно.

«Вообще-то, наличие воды в мясе – это хорошо, и это норма. Мясо состоит в том числе из воды. Другое дело, когда недобросовестные производители заливают до 100% воды, а потом ещё добавляют рассол и массируют мясо, чтобы вся эта жидкость в нём удерживалась», – поясняет руководитель экспертной группы Reland group Николай Григорьев. Однако, по его словам, отличить воду, изначально присутствовавшую в продукте, от воды, которая была в него залита недобросовестными производителями, просто невозможно. В среднем, как отмечают сами производственники, до 30% инъектирования идёт продукту только на пользу, потому что делает мясо более сочным, улучшая его потребительские свойства.

«У меня на мясокомбинате технологи как-то «развлекались» тем, что умудрились закачать в курицу 150% воды, потом она случайно упала в автомат, который проводит инъекции, и просто взорвалась там», – рассказал «Нашей Версии» на условиях анонимности один из руководителей крупного отечественного агрохолдинга.

По теме

По мнению аналитиков, техрегламентом в его нынешнем виде на самом деле пытаются отрегулировать изначально нерегулируемые вещи. «Они (чиновники. – Ред.) все как покемоны, играют в попсу. Говорят, что инъектирование – это плохо. Ну давайте тогда есть сублимированное мясо, которое больше на куриный помёт похоже. Этот вопрос разделяется на две простые темы. Первая – это пищевая безопасность, за несоблюдение которой надо просто сажать, потому что это здоровье и жизни людей. Второе – это качество продукции. Но здесь покупатель сам голосует рублём. Ну, не берите шашлык, если он кажется вам слишком «мокрым», – считает Николай Григорьев.

Однако на самом деле на отечественном мясном рынке оба эти вопроса оказываются в неразрывной связке. Например, такой, казалось бы, незатейливый обман потребителей, как продажа размороженного мяса под видом охлаждённого.

«Во-первых, это небезопасно, потому что в процессе размораживания выделяется сок и начинается контаминация (заражение бактериями). Во-вторых, продукт теряет витамины. В-третьих, потребителя просто обманывают», – говорит Максим Синельников. (По оценочным данным самих участников рынка, по крайней мере 90% так называемого охлаждённого мяса на самом деле – мясо размороженное.)

Опасность состоит ещё и в том, кто, как и при каких санитарных условиях расфасовывает размороженное мясо. Большинство потребителей знают – охлаждённое мясо продаётся в супермаркетах на обычных поддончиках, затянутое пищевой плёнкой. «Если в магазине упакованное мясо вскрыли, разрезали для того, чтобы взвесить для покупателя кусочек, продавец должен выполнять специальные требования, предъявляемые к производителю, переработчику, установленные в регламенте», – рассказывает Максим Синельников. Но, учитывая, что подавляющее большинство ретейлеров минимизируют издержки в том числе и за счёт персонала, нетрудно догадаться, что раскладывают мясо по лоточкам несколько десятков гастарбайтеров, которые, как правило, даже не числятся в штате самого магазина.

Особую опасность представляет собой мясо, продаваемое на рынках.

«У нас люди привыкли радостно покупать мясо втридорога на рынке, где его рубят грязным топором на грязной колоде, кишащей бактериями. А ведь это уже даже не мясо, а бактериологическое оружие», – грустно иронизирует Николай Григорьев.

Кстати, мнения экспертов подтверждаются и данными проверок контролирующих органов. Так, на днях столичный Комитет ветеринарии полностью запретил продажу мяса на Тушинском рынке. В ходе проверки выяснилось, что у торговцев нет необходимого холодильного оборудования для изоляции некачественной и опасной продукции, а также не созданы соответствующие условия для разруба мяса. В предыдущие два года службы ветконтроля несколько раз закрывали Кунцевский рынок в связи с обнаружением в продаваемом там мясе вируса сибирской язвы. Нетрудно предположить, что нарушения типа «отсутствие надлежащих условий для разруба мяса» на самом деле можно обнаружить на любом рынке.

На самом деле причины большинства злоупотреблений не только экономические. Качественного мяса, особенно это касается говядины, на нашем рынке просто не хватает. Согласно официальной статистике, .

«Отечественная говядина делается из выдоившихся коров или бычков также молочных пород. То есть у нас мясо – это в основном «отходы» молочного животноводства», – поясняет Николай Григорьев.

Мясная отрасль в нашей стране исторически шла рука об руку с молочной: даже в советские времена, когда положение АПК было в разы лучше, чем сегодня, существовало только мясо-молочное направление. Но в те годы поголовье стада было в разы больше, так что недостатки компенсировались количеством.

«Кстати, это ещё большой вопрос, куда делось всё поголовье. Раньше есть мясо могли позволить себе даже самые низкообеспеченные граждане, хотя достать его в магазинах было очень непросто. Сегодня мясо в магазинах появилось, но только 5% населения могут позволить покупать себе мясные стейки», – констатирует Николай Григорьев. В результате спрос и предложение сегодня находятся в относительном балансе, а вот качество продукции пока хромает. Сегодня в России не наберётся и десятка мясокомбинатов, которые бы производили качественное охлаждённое мясо. Один из них, ближайший к Москве, находится в Белгородской области – там на современном производстве мясо расфасовывается в вакуумные упаковки, да ещё и в специальной газовой среде. Срок хранения подобного продукта –

160 дней. Но охлаждённую продукцию в заводской упаковке на прилавках магазинов встретишь нечасто.

Единственным по-настоящему качественным продуктом сегодня оказывается импортируемое из-за рубежа мясо глубокой заморозки. Но и с его приобретением у простого потребителя могут возникнуть проблемы. Как правило, многокилограммовые брикеты такого мяса продаются в магазинах оптовых продаж – понятно, что далеко не каждый россиянин может себе позволить купить целую замороженную тушу.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 21.11.2011 11:28
Комментарии 0
Наверх