// // Последний путь «Курска», как и убийство Джона Кеннеди, еще ждет своего Оливера Стоуна

Последний путь «Курска», как и убийство Джона Кеннеди, еще ждет своего Оливера Стоуна

1799

Русский «Титаник» в мутной воде

Последний путь «Курска», как и убийство Джона Кеннеди, еще ждет своего Оливера Стоуна
В разделе

15 лет после гибели «Курска» не расставили точки над катастрофой XXI века. В эти дни Россия отмечает печальный юбилей. 15 лет назад, 12 августа 2000 года, в Баренцевом море при загадочных обстоятельствах затонула вместе с экипажем атомная подводная лодка «Курск». Погибли все 118 человек, находившиеся на борту. По официальной версии, гибель подлодки произошла из-за взрыва торпеды в ходе подготовки к условной торпедной атаке.

Сюжет: Армия

Последний путь

10 августа 2000 года «Курск» вышел в свое последнее плавание под командованием капитана 1-го ранга Геннадия Лячина с 24 крылатыми ракетами П-700 Гранит и 24 торпедами на борту. Утром 12 августа подлодка произвела плановую учебную атаку. 11 часами 15 минутами того же дня датирована последняя запись в бортовом журнале.

Поначалу ни командир принимавшего участие в учениях крейсера «Петр Великий», ни командующий Северным флотом не придали значения сигналам бедствия. О крушении «Курска» военному руководству стало известно вечером, когда командир подлодки повторно не вышел на связь. За полчаса до наступления 13 августа «Курск» был объявлен «аварийным» и на его поиски отправилась группа кораблей. Подлодка была обнаружена на глубине 108 метров гидроакустической аппаратурой крейсера «Пётр Великий».

Гибель «Курска» в плане его воздействия на общество, в первую очередь, эмоционального, подогретого СМИ, можно сравнить с катастрофой эскадры при Цусиме, с гибелью крейсера «Варяг» или с затоплением черноморской эскадры в севастопольской бухте. Летопись национальных трагедий пополнилась в 2000 году еще одной строчкой. «У нас на борту находится смерть», сказал матери за 6 дней до аварии старший лейтенант Сергей Тылик.

Все эти годы история аварии на "Курске" и обстоятельства, ей сопутствующие, включая реакцию власти и официальные подробности отчета о гибели подлодки, были поводом для самых разных кривотолков и в СМИ, и в обществе, породили массу фантасмагорических версий с отчетливым конспирологическим душком.

Убийство Кеннеди

Можно сказать, у россиян появилось свое "убийство Кеннеди", полное неразгаданных тайн. Многие до сих пор верят в то, что "Курск" потопила торпеда, выпущенная с американской подлодки, и именно нежеланием разглашать военную тайну или же какими-то иными секретными договоренностями между двумя странами вызвана завеса секретности вокруг трагедии. Причем сторонников этой версии не убеждают даже материалы завершенного уголовного дела по факту затопления АПЛ.

C самого начала трагедии версий гибели «Курска» было около десяти: внутренний взрыв, столкновение с иностранной подводной лодкой, столкновение с надводным объектом, мина Второй мировой войны, поражение собственной ракетой с «Петра Великого», поражение ракетой наземного базирования, террористический акт, НЛО, торпедная атака иностранной подводной лодкой, пожар в аккумуляторном отсеке. Говорили об ошибке экипажа, неисправности торпеды, ее повреждении при загрузке в подводную лодку, о заводском браке и неправильном хранении.

Во всем виноват...

Все эти версии отпадали одна за другой по мере того, как шло расследование. В итоге методом исключения следствие пришло к одной версии - во всем виноват внутренний взрыв. Впрочем, сторонников "американского" следа это не убедило, и они остались при своем мнении.

По теме

Версия столкновения с американской подводной лодкой появилась как одна из десятка версий, когда информации об обстоятельствах гибели корабля и экипажа было минимум. В первые дни после катастрофы главком ВМФ Владимир Куроедов заявлял, что «более чем на 80% уверен в столкновении «Курска» с иностранной субмариной». Версия развития не получила, однако возродилась и широко зашагала по газетным и журнальным страницам в 2004–2005 годах.

К этому сценарию примыкает и версия атаки «Курска» американской торпедой МК-48. Речь идет о скандальном фильме Жана-Мишеля Карре «Курск»: подводная лодка в мутной воде».

Фильм получил гран-при Международного фестиваля полнометражного документального кино (ФИГРА). Несмотря на аннотацию, гласящую, что «Этот фильм никогда не будет показан в России», в июне 2007 года он был продемонстрирован в Госдуме.

Что касается официальной версии, то она, по итогам проверок, изложена в докладе тогдашнего генпрокурора Владимира Устинова: «В 2000–2001 гг. при проведении контрольных проверок минно-торпедным управлением СФ и авторским надзором выявлен ряд недостатков по приготовлению, обслуживанию и хранению торпед на Северном флоте… На торпедах, которыми был вооружен крейсер «Курск», аналогичные недостатки выявлены не были. В то же время имел место ряд нарушений при организации приготовления торпеды, в частности, на торпеде с «Курска» дважды использовалось уплотнительное кольцо, и вышел срок годности сигнализатора СТ-4».

Причиной взрыва признана утечка пероксида водорода - одного из компонентов топлива торпеды. Через две минуты пожар, возникший после первого взрыва, повлёк за собой детонацию торпед, находившихся в первом отсеке лодки. Второй взрыв привёл к разрушениям нескольких отсеков подводной лодки.

Торпеда, из-за которой по официальной версии погибла подлодка, была изготовлена в Алма-Ате на «Машзаводе» в 1989 году, передана российскому ВМФ спустя год и с тех пор хранилась на торпедотехнической базе Северного флота. Ее общий срок службы — двадцать лет. Через каждые десять лет, независимо от того, пролежали торпеды на складе или их активно эксплуатировали, нужно делать капитальный ремонт.

По соображениям безопасности

Стоит отметить, что торпеды на пероксиде водорода не использовались в большинстве флотов мира уже больше полувека именно по соображениям безопасности и надёжности. Наличие именно таких торпед на «Курске» (например, модель 65-76 «Кит», разработанная в 1976 году) объяснялось их дешевизной по сравнению с торпедами с дорогими серебряно-цинковыми аккумуляторами. Трагическая утрата "Курска" и последовавшее вслед за ней расследование привели к тому, что была окончательно снята с вооружения торпеда на пероксиде водорода, которую до того пытались вернуть на флот в целях экономии.

Решение власти

По прошествии 15 лет социологи констатировали некое "примирение" общественного мнения с властью по вопросу "Курска". Во всяком случае об этом свидетельствуют цифры последнего опроса "Левада-центра", согласно которым количество россиян, считающих, что власти сделали не все возможное для спасения моряков атомной подводной лодки «Курск», по сравнению с 2000 годом уменьшилось вдвое. Если в год трагедии наблюдался негативный общественный консенсус по отношению к оценке действий власти (так думали 72 % россиян), то сегодня такого мнения придерживаются лишь 35% опрошенных. Выросла почти вдвое (до 40%) и доля тех, кто считает правильными действия власти в той ситуации.

Но есть вопрос, отношение к которому у россиян не изменилось и спустя полтора десятилетия. Речь идет об отказе от зарубежной помощи в проведении спасательной операции. 41% опрошенных считают, что это решение было неверным.

Несомненно, история гибели "Курска" таит в себе немало черных пятен, даже несмотря на то, что официально эта страница в истории российского ВМФ давно перевернута. Есть вещи, в которых должностные лица просто не могут признаться вслух без опасения потерять честь мундира. Так что не исключено, что хроника последнего плавания российской подлодки "Курск", как и убийство Джона Кеннеди, еще ждет своего Оливера Стоуна.

Лет, эдак, через пятьдесят.

Опубликовано:
Отредактировано: 12.08.2015 17:28
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх