Версия // Общество // После аварийной посадки А320 под Новосибирском Росавиация дала пилотам рекомендации по предотвращению таких случаев

После аварийной посадки А320 под Новосибирском Росавиация дала пилотам рекомендации по предотвращению таких случаев

2164

По полям, по полям

После аварийной посадки А320 под Новосибирском Росавиация дала пилотам рекомендации по предотвращению таких случаев (фото: Минздрав Новосибирской области)
В разделе

Недавняя посадка пассажирского авиалайнера «Уральских авиалиний» на пшеничном поле под Новосибирском была расценена Росавиацией как «серьезный инцидент». Виновники случившегося еще не определены, однако ведомство уже разослало авиаперевозчикам рекомендации об обучении летчиков правильному расчету топлива с учетом его повышенного расхода. Ведомство настаивает, чтобы решение об уходе на запасной аэродром выполнялось только после проверки всех цифр и нюансов.

Как сообщает издание «Коммерсантъ», в Росавиации решили позаботиться о неповторении эпизода с аварийной посадкой самолета А320 «Уральских авиалиний» в пшеничном поле под Новосибирском. Ведомство определило случившееся как «серьезный инцидент» и направило авиакомпаниям рекомендации, призванные предотвратить подобные случаи. В частности, Росавиация предлагает дополнительно обучать пилотов правильным действиям при отказе системы уборки шасси и других неполадках. Прежде всего, инструкция требует, чтобы членов летного экипажа научили сначала правильно рассчитывать остаток топлива при учете его повышенного расхода и только потом принимать решение об уходе на запасной аэродром. У пилотов А320 проблема возникла именно с этим – топлива до Новосибирска не хватило, а вернуться в Омск уже не представлялось возможным.

Семь раз отмерь

Напомним, утром 12 сентября у А320 «Уральских авиалиний» отказала «зеленая» гидросистема. Посадке эта неисправность не мешала, поскольку у таких самолетов есть еще два независимых гидравлических контура. Тем не менее, пилоты увели самолет на второй круг. При наборе высоты, по данным Росавиации, летчики стали убирать механизацию крыла и шасси, но последние остались неубранными – соответствующий сигнал фиксировался до конца полета. Однако, как говорится в сообщении, не выявил отказа. Экипаж решил лететь в Новосибирск. Расчеты дистанции показали, что топлива хватает до Толмачево, однако уже во время полета выяснилось, что расход выходит за пределы расчетных значений. В результате пилоты вынуждены были приземляться прямо в поле. Аварийная посадка прошла благополучно, обошлось без жертв и пострадавших. Но если бы расчеты были правильными, скорее всего, действовать таким образом не потребовалось бы.

В бюллетене Росавиации содержится напоминание о необходимости принимать во внимание при расчете количества топлива такие факторы как метеоусловия, отклонение от маршрута, уходы на второй круг отказ двигателя, частичную разгерметизацию салона и другие несоответствия норме.

Росавиация обращает внимание, что технические неполадки вроде неубранных шасси или механизации крыла тоже способствуют увеличению расхода топлива, и пилоты должны пользоваться номограммами и таблицами, разработанными для таких случаев, при расчетах.

Наконец, руководству авиакомпаний дали поручение отработать готовность экипажей к полетам с нештатными изменениями конфигурации машины. На выполнение всех требований Росавиация дала один месяц.

Вынужденное решение

Издание обращает внимание, что командир экипажа Сергей Белов убежден, что принимал правильные решения, соответствующие обстоятельствам. Ранее он объяснил прессе, что не стал приземляться в Омске из-за неработающей гидросистемы и неблагоприятных погодных условий – порывистого ветра. Выбор пал на Новосибирск из-за более длинной взлетно-посадочной полосы. Пилот подчеркнул, что при уходе на второй круг экипаж уже знал о не закрытой створке шасси, поэтому при расчете топлива вводился коэффициент 15% на перерасход керосина. Но по прошествии примерно 40 минут после того, как самолет вылетел из Омска, то есть, при прохождении точки невозврата, по утверждению Белова, «показатели на индикации перестали соответствовать расчетам», а запас топлива «критически уменьшился». Экипаж называет решение о посадке в поле вынужденным.

По теме

В пресс-службе «Уральских авиалиний» заявили, что расследование инцидента еще продолжается, поэтому комментариев по этому поводу не будет.

Глава «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов посчитал, что стоит дождаться выводов расследования. В настоящее время и командир экипажа Сергей Белов, и второй пилот Эдуард Семенов временно отстранены от полетов. От вердикта, вынесенного по итогам всех проверок, зависит и их судьба. Скуратов заявил, что согласен с решением Белова, поскольку именно он в тот момент находился за штурвалом самолета. В компании указали на профессионализм экипажа, подчеркнув, что он помог избежать трагических последствий.

Кстати, пилоты «Уральских авиалиний», которые в прошлый раз посадили самолет А321 в поле – в кукурузе под Жуковским – был удостоен званий Героя России. А после аварийной посадки А320 под Новосибирском многие СМИ и спикеры отмечали, что подобная практика стала для «Уральских авиалиний» своего рода традицией.

Не досмотрели?

По некоторой информации, в данный момент в качестве основной гипотезы авиаинцидента под Новосибирском рассматривается именно ошибка пилотов. Как сообщает Telegram-канал Mash, который ссылается на собственные сведения, будто бы содержащиеся в предварительных отчетах Росавиации, летчики якобы вообще не видели, что летят с выпущенной стойкой шасси. Именно из-за этого, как указывает канал, и произошло нештатное потребление топлива. О невнимательности летчиков, по утверждению Mash, может свидетельствовать запись разговоров в кабине, которую извлекли из черных ящиков.

Канал подтверждает, что «зеленая» гидросистема А320 и впрямь отказала, и пилоты направились на второй круг, передвинув кран управления шасси в режим «уборка», но они так и остались выпущенными. Это отображалось на табло, но оба летчика ориентировались на положение крана и, судя по всему, рассчитали расход топлива, не приняв во внимание данное обстоятельство.

В Росавиации на этот счет пока не высказывались.

КВС Сергей Белов заявил на допросе, что лично осуществлял приемку авиалайнера перед тем, как вылететь из Сочи. Дефектов он не обнаружил. До этого борт прошел осмотр в аэропорту Домодедово, откуда он прибыл в Адлер.

В день происшествия, 12 сентября, Telegram-канал Mash сообщил, что самолет, экстренно приземлившийся на пшеничном поле, ломается не в первый раз. В частности, в 2009 году в Греции во время взлета у авиалайнера отказал двигатель, а в январе 2023 года – не запустился генератор на взлетной полосе все в том же Сочи.

Что будет с самолетом?

По данным РИА «Новости», которое ссылается на пресс-службу «Уральских авиалиний», самолет не получил серьезных повреждений в результате аварийной посадки, и в перспективе его планируется вернуть к полетам. Как указали в авиакомпании, по предварительной оценке экспертов, авиалайнер в хорошем состоянии – у него треснула одна из стоек шасси и незначительные повреждения получили лопатки вентилятора двигателя, так как туда попал грунт. Неисправность гидросистемы, из-за которой произошел авиаинцидент, выявили и ликвидировали.

С самолета сняты черные ящики, также он нуждается в замене пострадавших элементов вентилятора двигателя.

Сейчас А320 стоит в пшеничном поле на деревянной платформе, которую соорудили, чтобы он сохранял устойчивое положение на грунте. Он останется там до момента транспортировки. В авиакомпании указывают, что на его вывоз потребуется несколько месяцев. Каким образом будет осуществляться эта операция, пока непонятно. Сейчас авиалайнер охраняется. К слову, предыдущий самолет «Уральских авиалиний», севший в поле, распилили на части и увезли на утилизацию.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 27.09.2023 22:30
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх