// // Россотрудничество провалило российскую политику на Украине, тревожна ситуация в Армении, Киргизии и Белоруссии

Россотрудничество провалило российскую политику на Украине, тревожна ситуация в Армении, Киргизии и Белоруссии

2169

Мягкая сила или бессилие?

В афганский долгострой Россотрудничество вбухало несколько миллионов долларов. Достроить его пока 
не удаётся, но финансирование продолжается
В афганский долгострой Россотрудничество вбухало несколько миллионов долларов. Достроить его пока не удаётся, но финансирование продолжается
В разделе

Федеральное агентство по делам соотечественников (Россотрудничество), по сути, дублирует работу нескольких ведомств: и МИД с его департаментом по работе с соотечественниками, и Минобрнауки (поддержка русского языка и работа с иностранными абитуриентами), и Министерство культуры (культурный обмен с зарубежными странами). Кроме того, во многих посольствах имеется атташе по культуре, выполняющий те же функции – «работающий с соотечественниками» в рамках гуманитарных программ.

Так зачем же ещё и Россотрудничество? В чём смысл функционирования этой громоздкой, слишком затратной, неповоротливой и едва ли эффективной структуры?

Работу с соотечественниками часто могут подменять банальным «распилом бюджета». Как вам такая история: не так давно в Россотрудничестве объявили о том, что вскоре в Кабуле появится Российский центр науки и культуры (РЦНК). Строительство ведётся рекордными темпами, и только на его проектирование агентство истратило крупную сумму – аккурат накануне ухода войск США и НАТО из Афганистана! Ведь ясно: уйдут американцы – и в стране усугубится военное противостояние, Хамида Карзая, возможно, свергнут, а российский культурный центр скорее всего разгромят – недавняя история Афганистана тому подтверждение. Что побудило Россотрудничество начать строительство культурного центра в воюющей стране именно сейчас? И сколько уже истратили на строительство бюджетных средств? Вопрос непраздный, Россотрудничество на сей счёт молчит, как партизан на допросе. Вот и аудиторам Счётной палаты ничего не сказали. По некоторым данным, отдельные сотрудники управления делами Россотрудничества, возможно, имели прямые интересы в этом строительстве (через фирмы, в которых они выступают учредителями).

Куда улетучиваются миллионы долларов?

Безусловно, иметь российское гуманитарное присутствие в Афганистане необходимо, ведь с этой страной Россию связывают долгие и в чём-то даже трагические отношения. Но ведь очевидно, что сразу после открытия РЦНК станет мишенью номер один для многочисленных группировок афганских исламистов. Их целями уже становились объекты ООН, Британского совета, посольства США и других стран. Не станут ли российские граждане – сотрудники РЦНК в Кабуле – потенциальными заложниками? Хотелось бы узнать мнение руководства Россотрудничества по этому поводу, но в агентстве традиционно отмалчиваются.

Чиновники даже как бы подчёркивают, что для них федеральные законы и распоряжения главы государства не указ. «Неудобные», с точки зрения этих чиновников, обращения либо просто не регистрируются, либо игнорируются.

В последние месяцы Россотрудничество вновь оказалось в центре внимания Счётной палаты и прокуратуры. А теперь вот и Следственный комитет проверяет многочисленные обращения о возможных фактах коррупции в системе федерального агентства, прежде всего в вопросах замещения должностей в загранаппарате

и использования недвижимости, находящейся на балансе Россотрудничества. Автор этих строк ещё четыре года назад, во время «правления» в агентстве Фарита Мухаметшина («известного российского дипломата», на корню провалившего свою миссию посла в Узбекистане), пытался добиться от Россотрудничества информации об объёме внебюджетных средств, получаемых агентством от сдачи в аренду площадей за рубежом, и на что эти средства расходуются. Тщетно! Реакция руководства агентства была и остаётся весьма нервной. Тогда, помнится, один из заместителей Мухаметшина стал срочно рассылать по электронным СМИ письмо с обвинениями автора этого материала в «системном очернительстве» и «подрыве имиджа агентства в СНГ». Минуло четыре года, и сегодня Счётная палата официально заявляет о возможных коррупционных нарушениях при сдаче Россотрудничеством в аренду помещений за рубежом. Полная информационная закрытость, видимо, корпоративный стиль Россотрудничества. «Неудобные», с точки зрения этих чиновников, обращения скорее всего либо просто не регистрируются, либо игнорируются. И такое системное пренебрежение нормами российского права происходит менее чем в двух километрах от Кремля.

По теме

Кадры Россотрудничества, которые не могут ничего решить

Среди экспертов и журналистов давненько ходили разговоры о странностях кадровой политики этого федерального агентства. Очевидно, что любой российский дипломат начиная от атташе должен при поступлении на службу подтвердить знание минимум двух иностранных языков, сдав экзамены на Высших курсах иностранных языков МИДа

и получив соответствующие сертификаты. Казалось бы, глава загранучреждения Россотрудничества обязан знать язык страны пребывания, как говорится, «на ять». Но часто бывает наоборот: главами загранпредставительств агентства могут становиться люди, не знающие ни одного иностранного языка. Примером, возможно, может служить руководитель РЦНК в Вене Татьяна Мишуковская. В 70-е годы она получила заочно некое педагогическое образование и, начав с работы в первом отделе Союза советских обществ дружбы, по многочисленным отзывам сотрудников Россотрудничества, могла стать чуть ли не «серым кардиналом». По моему, назначение в Австрию могло произойти без представления сертификатов о знании иностранных языков, а лишь со сдачей госпожой Мишуковской некоего теста на знание устного немецкого. Вероятно, такие случаи в Россотрудничестве не единичны. Профессионалы уходят из ведомства, а им на смену приходят иные люди.

Пожалуй, понимание необходимости радикального слома такой практики пришло после так называемого дела Михаила Бондаря. Этот Михаил Бондарь был заместителем представителя Россотрудничества Александра Бушуева в Словакии.

С помощью показаний сотрудников представительства о якобы нарушении трудовой дисциплины со стороны Бондаря Бушуев смог устранить строптивого заместителя. Но Михаил решил бороться, и тогда его стали «убеждать в неправоте» уже в Москве: сначала начальник административного управления Россотрудничества Сергей Круппо, а потом и замруководителя федерального агентства Виктор Ратников (к слову, и Круппо и Ратников ранее работали в Росатоме», то есть скорее всего вопросами, которыми ведают в Россотрудничестве, они никогда ранее по службе не занимались). Бондарь подал иск в Пресненский районный суд Москвы, обжаловав своё незаконное увольнение. И – о чудо! – этот иск выиграл. Для Россотрудничества проигрыш стал настоящим шоком, и чиновники постарались отменить решение суда. Но, рассмотрев апелляцию, Мосгорсуд, видимо, оставил решение Пресненского суда в силе. С этого момента разговоры о системных нарушениях в процессе назначения тех или иных кандидатур в загранаппарат стали общим местом. Формально эти вопросы (как и вопросы загранкомандировок) должны решаться «выездной комиссией» Россотрудничества, но по факту скорее всего всё решают иные люди. По словам сотрудников агентства, их решения нередко выглядят странно с точки зрения результата работы того или иного человека за рубежом. И всё чаще в Россотрудничестве ходят разговоры, что тот или иной кадровый вопрос в загранаппарате, видимо, можно решить «особым способом». Это, конечно, слухи, но, как представляется, здесь есть широкое поле для работы Следственного комитета.

Россотрудничество запороло работу с соотечественниками в СНГ

Одной из причин провала российской политики на Украине, вероятно, послужила непрозрачная политика МИДа и Росотрудничества в отношении структур российских соотечественников.

Всех их сгоняли под крыло координационного совета российских соотечественников (КСОРС), под присмотр функционеров из Партии регионов, в первую очередь Вадима Колесниченко. Всех недовольных, видимо, немедленно отстраняли от финансирования, а все апелляции к руководству МИДа и Россотрудничества давали обратный эффект – «диссиденты» скорее всего попадали в чёрные списки КСОРС и полностью лишались какой-либо поддержки. Россотрудничество так и не раскрыло информацию, сколько средств российских налогоплательщиков прошло через КСОРС, Колесниченко и чиновников из представительства федерального агентства в Киеве. Но результаты их работы видны теперь невооружённым глазом: на Украине нет ни одной даже условно пророссийской организации, зато антироссийские настроения превалируют и в структурах гражданского общества, и даже среди части наших соотечественников. На что же тратились бюджетные миллионы?

Сегодня похожая ситуация сложилась и в других странах СНГ, которые агентство относит к приоритетам своей деятельности. Тревожная ситуация, во многом повторяющая украинскую, складывается в Армении, Киргизии и Белоруссии. Настроения гражданского общества и элит этих стран становятся всё более прозападными. А тем временем Россотрудничество продолжает устраивать для «профессиональных русских» за рубежом пустые мероприятия типа конгрессов и конференций. Деньги на ветер! Впрочем, такие мероприятия позволяют закрывать немалые сметы, к тому же они выглядят выигрышными с точки зрения информационной подачи. Одна беда: с реальной поддержкой соотечественников эти мероприятия имеют мало общего. Россотрудничество задумывалось как инструмент «мягкой силы». Но сейчас эта сила, признаться, наверное, слишком уж обмякла.

Опубликовано:
Отредактировано: 28.08.2015 13:43
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх