// // Почему зашла в тупик борьба с изменением климата

Почему зашла в тупик борьба с изменением климата

3370

Популярность и популизм

В разделе

Решение президента Дональда Трампа вывести США из Парижского соглашения по климату разочаровывает, но одержимость им может отвлечь нас от более фундаментальной проблемы. Дело в том, что ни одна из стран, являющаяся лидером по выбросу парниковых газов, не имеет согласованной и политически жизнеспособной стратегии по их сокращению в требуемом масштабе, или с требуемой скоростью.

Это верно как для США, так и для Европы, где прогресс в борьбе с изменением климата начинает тормозиться. Система торговли выбросами не смогла поднять и поддерживать на высоком уровне цену на выбросы углерода, чтобы изменить поведение бизнеса и потребителей. Большинство европейских стран обременены чрезмерно сложным и финансово неустойчивым подходом к смягчению последствий изменения климата. Они слишком полагаются на субсидирование возобновляемых источников энергии, необходимо новое мышление по обе стороны Атлантики. В каждом случае большинство государств выступает за активные действия в области борьбы с изменением климата, однако сопротивляется увеличению расходов, которые недостаточно распределены. Растущий популизм и национализм лишь усиливают политические проблемы. В США и Европе давно назрело время для более простой, экономически эффективной, справедливой и политически жизнеспособной стратегии.

Сейчас ее предлагает широкая коалиция ведущих компаний, лидеров общественного мнения и экологических НПО: BP, ExxonMobil, General Motors, Johnson & Johnson, PepsiCo, Procter & Gamble, Santander, Schneider Electric, Shell, Total и Unilever. Их поддерживают, среди прочих, бывшие госсекретари США, руководители казначейства, главы Минэнерго и ведущие природоохранные организации.

Эти члены Климатического руководящего совета предлагают новое консенсусное решение, основанное на углеродных дивидендах. Их план строится на четырех взаимозависимых столбах: постепенный рост налога на выбросы углерода; возвращение доходов гражданам в виде ежемесячных дивидендов; корректировка норм выбросов для поддержания конкурентоспособности отечественной промышленности; отмена законов, которые больше не нужны при введении значительного налога на выбросы углерода.

В отличие от других климатических планов, у этого есть потенциал для широкой двупартийной поддержки. Он основан на консервативных принципах свободных рынков и ограниченного правительства, а его соавторами являются две «иконы» из руководства Республиканской партии: Джеймс Бейкер и Джордж Шульц. В то же время этот план справедлив, поскольку возвращает доходы напрямую и в равной степени всем гражданам. По данным Департамента казначейства США, 223 миллиона американцев выиграют от решения проблемы изменения климата. Это превращает непопулярный налог на выбросы углерода в популярное и популистское решение.

Экологические выгоды не менее существенны. Анализ показал, что налог на выбросы углерода, начинающийся с $40 за тонну, позволит добиться сокращения выбросов вдвое большего, чем дали все климатические правила Обамы вместе взятые.

Любой экономист согласится, что введение цены на углерод экономически более эффективно, чем регулирование. Из этого следует, что введение значительного налога на выбросы углерода оправдывает отмену норм выбросов, которые больше не нужны. Одновременное снижение требований при достижении большего сокращения выбросов особенно привлекает как республиканцев, так и бизнес-лидеров.

Действительно, предлагая совершенно новую стратегию для установления глобальной цены на углерод, создается преимущество для тех, кто возглавит этот процесс и побудит другие страны последовать примеру. Те, кто не захочет следовать ему, ощутят на себе экономические последствия своего выбора - их экспорт будет облагаться «углеродным налогом», из-за чего прибыль будет приносить пользу гражданам их торговых партнеров, а не их собственным.

Этот вариант хорошо подходит для преодоления давнего климатического тупика в США. Тем не менее, он также имеет значительный потенциал в Европе, Китае и Индии. Ключевой вопрос заключается в том, какая страна первой начнет сначала извлекать выгоды и запустит эффект домино?

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.03.2018 16:30
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх