// // Почему лето остаётся «мёртвым сезоном» для большинства российских трупп

Почему лето остаётся «мёртвым сезоном» для большинства российских трупп

372

Театр начинается

2
В разделе

Во всём мире театральная жизнь – явление круглогодичное. Летом вовсю готовятся премьеры, проходят разнообразные фестивали, устраиваются представления на открытом воздухе. В Москве же в это время почему-то наступает мёртвый сезон. Театры пустеют, зрителям остаётся ждать сентября: некоторые труппы отправляются на гастроли, но большинство из них – просто в отпуск. С чем связана эта странная традиция и что интересного подготовили наши театры в новом сезоне, выясняла корреспондент «Нашей Версии».

Культурный туризм в Европе развивается стремительно и бурно. Посещение летних фестивалей считается здесь одним из вариантов самого престижного отдыха, когда полезное идеально сочетается с приятным: почти все фестивальные города по совместительству являются либо климатическими курортами, либо историко-архитектурными памятниками старины. Причём каждая страна пытается сделать летнюю программу как можно более насыщенной. Театральные, музыкальные фестивали сменяются концертами и постановками на открытом воздухе. В итоге туристу остаётся лишь переезжать из одного города в другой, а устроителям следить за тем, чтобы даты мероприятий не пересекались.

В Москве ситуация диаметрально противоположная. Несмотря на то что летом столицу посещает наибольшее количество туристов, как зарубежных, так и российских, все столичные театры вешают на двери замки. «К сожалению, иностранец, однажды посетивший Москву, как правило, больше сюда не возвращается, – рассказала «Нашей Версии» турменеджер одного из столичных агентств Марина Кожевникова. – За один раз он успевает осмотреть всё, и делать ему больше здесь нечего. И всё из-за того, что летом культурная жизнь столицы фактически останавливается, а туристам остаётся лишь осматривать традиционные исторические места и памятники».

Выбор у гостей столицы действительно небольшой – посещать антрепризные постановки, которые привозят в Москву летом. Причём качество таких спектаклей зачастую оставляет желать лучшего. Зато прибыль они приносят, поскольку смотреть театралам попросту нечего. Называется всё это «деятельностью независимых трупп» или того изящнее – «сезоном антреприз», хотя театральные критики дали этому явлению более чёткое определение – «межсезонный чёс».

«Вообще-то, антрепризные постановки существовали всегда, – рассказал худрук Театра сатиры Александр Ширвиндт. – В своё время, когда стационарных театров было мало и артисты могли подработать летом, а также показать свои постановки в других городах страны, это был не «мёртвый сезон», а гастрольный, антрепризный период. Какой-нибудь замечательный антрепренёр собирал труппу ещё в мае и отправлялся по матушке по Волге с остановками».

Сейчас вся эта гастрольная деятельность, по сути, сведена к минимуму, и летом актёры наших театров просто получают трёхмесячные каникулы. Конечно, никаких конкретных дат отпуска у театров нет – время «мёртвого сезона» никто не контролирует. «Театры вольны сами распоряжаться своим временем, – рассказала начальник отдела по работе с театральными деятелями Москвы и Московской области Союза театральных деятелей России Татьяна Никитина. – Никто не вправе указывать им, когда закрывать и открывать сезон. И, если нужно для ремонта два месяца, они закрываются на это время, но закулисная работа всё равно ведь не останавливается».

Обсуждение в чиновничьих кругах вопроса, как привлечь поток туристов в столицу летом, ни к чему не привело. Поэтому скорее всего нас ждёт более долгий, но эффективный путь осознания выгоды работы летом. Пока этот рынок не занят, преимуществ здесь немало: отсутствие конкуренции, завоевание новой публики, повышенное внимание (на безрыбье) СМИ.

По теме

Все эти соображения постепенно заставляют театры перестраиваться. Период отдыха уже постепенно сокращается с трёх летних месяцев до одного – «мёртвого» августа. Однако учреждения культуры так долго жили полностью на госиждивении, что даже в изменившейся ситуации навыки умного менеджмента приживаются с трудом. В итоге большинство театров предпочитают сдавать свои сцены и отдавать все дивиденды шустрым антрепризным компаниям.

В кризис столичный Департамент культуры отказался финансировать многие премьеры, но в наступающем сезоне их и так будет немало. В связи с приближающимся юбилеем Антона Чехова многие театры подготовили свои постановки пьес великого русского классика.

Сразу два московских театра решили стартовать пьесой «Дядя Ваня»: со своими трактовками чеховской пьесы зрителей ознакомят Андрей Кончаловский в Театре имени Моссовета и Римас Туминас, возглавляющий Театр имени Вахтангова. Кстати, вахтанговская постановка ещё в репетиционный период вызвала немало слухов и толков и станет одной из самых ожидаемых премьер этого года. Тем более что звёзд в ней хватает: Войницкого играет Сергей Маковецкий, доктора Астрова – Владимир Вдовиченков, разбивательницу сердец Елену Андреевну – Анна Дубровская.

Любопытный спектакль, приуроченный к 150-летию Антона Павловича, будет идти на площадке «Школы драматического искусства». Называется он «Тарарабумбия».

Как объяснил режиссёр постановки Дмитрий Крымов, «Тарарабумбия» – необычный спектакль, нечто среднее между парадом советских лет и балом у Сатаны из булгаковского романа. Все персонажи Чехова – от актёров и музыкантов до львов, орлов, куропаток и рогатых оленей – пройдут по движущемуся помосту фантастическим шествием.

А вообще, Чехова в этом сезоне не ставит только ленивый. Сергей Арцыбашев в Театре имени Маяковского готовит «Трёх сестёр» – в спектакле будет занята почти вся труппа. В «Эрмитаже» в конце октября обещают показать «Тайные записки тайного советника» (по «Скучной истории»), главную роль сыграет приглашённый из Театра Маяковского Михаил Филиппов. В «Студии театрального искусства» Сергея Женовача решили пойти по необычному пути, сделав постановку по чеховским «Записным книжкам». Худрук Театра Станиславского Александр Галибин заказал драматургу Елене Греминой пьесу «Чехов. Молодые годы». Как рассказали в театре, это будет одновременно лирическая и страшная семейная история.

Но, пожалуй, самая ожидаемая чеховская постановка состоится на сцене «Ленкома» в конце сентября. Начать с того, что тамошний «Вишнёвый сад» посвящён памяти Олега Янковского: он всю жизнь мечтал сыграть в этой пьесе роль Гаева. Вдобавок авторский текст подвергся значительной переработке Марка Захарова, приобретя почти эстрадную легковесность.

«В Москве сейчас несколько «Вишнёвых садов», в Петербурге тоже имеются, ну а мы сделали свой, – рассказывает сам руководитель театра. – Нас же побудило взяться за «Вишнёвый сад» то, что всё театральное пространство России заполнено скучным Чеховым. Великие режиссёры МХАТа вычленили самую грустную, тоскливую, больную тему. И все идут по тому же пути. Конечно, она там присутствует, но почему должна доминировать? Ведь Чехов написал комедию, хоть это и последняя его пьеса, прощальная. Многое Антон Павлович предвидел, предчувствовал. Всегда у России под ногами было нечто зыбкое, не было такого твёрдого покрытия, чтобы человек с его собственностью чувствовал себя хорошо, комфортно, имел бы перспективы. Чехов даже в мелочах очень много рассказал о проблемах, что нас терзают по сей день».

Громкие премьеры ждут зрителей в чеховском МХТ. По Чехову здесь был поставлен спектакль Юрия Бутусова «Иванов» с Андреем Смоляковым в заглавной роли. Режиссёр известен своим умением превратить в современный трагифарс любую классическую пьесу (его необычный «Гамлет» с Константином Хабенским в роли злодея Клавдия и Михаилом Пореченковым-Полонием идёт уже пятый сезон), так что от этой постановки можно ожидать чего угодно. Появится в МХТ и чеховская «Дуэль» в постановке молодого Антона Яковлева.

По теме

Однако в МХТ будет много новых постановок, не имеющих отношения к русскому драматургу. Первый показ «Трёхгрошовой оперы» Кирилла Серебренникова с Константином Хабенским в роли Мекки-ножа уже состоялся. В ноябре зрители смогут посмотреть «Дворянское гнездо» с молодыми звёздами – Дмитрием Дюжевым, Ниной Гуляевой и Эдуардом Чекмазовым. Ещё одна постановка по классике – «Обрыв» от Адольфа Шапиро. Здесь в главных ролях: Анатолий Белый и легендарная эфросовская актриса Ольга Яковлева. «Повернуть артиста неожиданной стороной – это и есть самое интересное в театре, – рассказал худрук МХТ Олег Табаков. – Наши актёры довольно последовательно пробуют себя в режиссуре. И вот ещё один новобранец по этой части – Игорь Золотовицкий. Как только созреет, у меня есть шутейная, что ли, затея: в «подвале» («Табакерка». – Ред.) «Женитьбу» будет ставить Олег Тополянский. У нас в МХТ – Золотовицкий. И, уверяю вас, зрители будут ходить и туда, и сюда – сравнивать».

Сам Табаков появится в спектакле «Теплица» (пьеса Гарольда Пинтера) от авангардиста и неформала, создателя питерского «Формального театра» Андрея Могучева. «Сетований на сокращение денег в культуре не получите, – прямо заявил нам Олег Павлович. – Когда в театре аншлаги, общее сокращение дотаций непринципиально. Я последний раз играл при неполном зале в Казахстане во времена освоения целины – просто там спектакль начался раньше, чем кончилась вечерняя дойка». Тем не менее худрук МХТ надеется найти спонсоров на постановку «Соломенной шляпки» некоего француза и на ещё один проект – «Молодой англичанин».

Тем временем в Театре сатиры активно готовятся к празднованию 85-летия. «Нам объяснили, что 85 лет – это не юбилей, но для нас это всё равно знаменательная дата, и мы готовим юбилейное обозрение, своеобразный экскурс по музыкальной биографии театра, – рассказал Александр Ширвиндт. – Это наш жанр: Театр сатиры начинался с обозрения в 1924 году, периодически возвращался к нему. Мы делали обозрение «Андрюша» в память Андрея Миронова и «Нам всё ещё смешно» к 80-летию. Нынешнюю работу мы назвали нахально – «Триумф на Триумфальной». Дело в том, что в нашем театре в отличие от большинства драматических коллективов, есть свой живой оркестр. Когда мы подняли документы, связанные с музыкальной историей театра, то увидели, что первым завмузом был Исаак Дунаевский, а потом с театром сотрудничали такие известные композиторы, как Щедрин, Мурадели, Гладков, Богословский, Тухманов, Френкель и другие. Это была замечательная музыка, и мы решили пройтись по ней сегодняшним глазом».

В Театре имени Пушкина поставили трагедию Марины Цветаевой «Федра», причём на постановку был приглашён французский режиссёр Лукас Хемлеб, а в главных ролях заняты французская актриса русского происхождения Татьяна Степанченко и Вера Алентова. Сам же проект приурочен к Году России – Франции 2010 и делается совместно с французским театром «Феникс» и Международным Чеховским фестивалем.

Худрук театра Роман Козак выпустит «прозаическую» классику: «Бешеные деньги» Островского с Виктором Вержбицким, Иваном Ургантом, Александрой Урсуляк и Николаем Фоменко. Ещё одна трагедия появится под конец года в Театре наций: «Ромео и Джульетту» Шекспира в изобретённом им самим жанре саундрамы (представления, в котором музыка и слова плавно перетекают друг в друга) ставит режиссёр и композитор Владимир Панков. Малый театр собирается побаловать зрителей «Кабалой святош» Булгакова в постановке Владимира Драгунова. В Российском академическом молодёжном театре (РАМТ) планируется показ мюзикла «Алые паруса» по повести Александра Грина в постановке худрука Молодёжного театра Алексея Бородина. Главные роли исполнят Нелли Уварова и Евгений Редько. В довершение РАМТ продолжает свой экспериментальный «Ночной проект»: для полуночников Павел Сафонов поставит набоковское «Приглашение на казнь». Театр имени Ермоловой анонсирует три премьеры. Две из них – по классике. Приглашённый режиссёр Александр Огарев поставит «Весеннюю грозу» Теннесси Уильямса, а Галина Дубовская, уже не первый раз выпускающая премьеру в Ермоловском, репетирует комедию Островского «Красавец мужчина». В Театре на Малой Бронной сезон уже открылся – премьерной «Аркадией» Тома Стоппарда в постановке худрука Сергея Голомазова. Он же поставит ещё два спектакля – «Варшавскую мелодию» Леонида Зорина с Даниилом Страховым и «Яму» по повести Александра Куприна.

В Московском ТЮЗе тоже не обошли классику стороной. В октябре пойдёт новый спектакль Камы Гинкаса «Записки сумасшедшего» по Гоголю, в главной роли – Сергей Маковецкий. Затем стартует «Кроткая» Достоевского в постановке Елены Керученко. В конце октября Кама Гинкас представит собственную инсценировку «Медеи», написанную по Аную, Сенеке и стихам Бродского. В Et Cetera сезон откроют вовсе не классикой, а мюзиклом Мела Брукса «Продюсеры». Зато следующей премьерой театра станет инсценировка повести Александра Куприна «Олеся». Худрук театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз обещает, что сезон в его коллективе будет богатым на премьеры: на данный момент идёт работа над «Русским горем», музыкальной версией комедии Грибоедова «Горе от ума».

Опубликовано:
Отредактировано: 07.09.2009 12:31
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх