Версия // Бизнес // Почему авиакомпания «Победа» не вылезает из скандалов

Почему авиакомпания «Победа» не вылезает из скандалов

9186

Сказку сделать болью

В разделе

Единственный российский лоукостер снова оказался в центре неприятной истории. Выяснилось, что дочка «Аэрофлота» замахнулась на святое для российских финансовых властей. В то время как они пытаются стимулировать граждан как можно меньше использовать наличный расчет, перевозчик с госучастием взимает с граждан проценты за оплату билетов банковскими картами. Это далеко не первый скандал с участием «Победы», которая, похоже, не слишком заботится о своей репутации.

«Победа» жадности над разумом

Прежде чем сообщить очередную ошеломительную новость о «Победе», хочется вспомнить инициативу Минфина, с которой он регулярно выступает. Министерство не первый год пестует идею максимально перевести граждан на безналичный расчет. Логика ведомства понятна. Безналичные платежи – это прозрачность, законность, снижение доли теневого сектора, а в итоге рост собираемости налогов и благосостояния государства. В общем, безусловное благо для страны, что прекрасно доказывает опыт Запада, где пластиковую карту примут в любом захудалом ларьке. Но, кажется, есть у этой инициативы и противники. И самое смешное, что речь идет о госкомпании.

«Ведомости» обратили внимание, дочка «Аэрофлота», единственный отечественный лоукостер «Победа», берет комиссию при покупке авиабилета с помощью пластиковой карты. Комиссия довольно приличная, 2%. Грубо говоря, если вы покупаете билет туда-обратно, допустим за 20 тысяч рублей на двоих, то с вас возьмут лишних 400 рублей. А если вы летаете «Победой» часто, то переплата составит уже несколько тысяч. В масштабах страны подсчитать, какой профит от этого получает компания, довольно сложно, но ясно, что речь идет об огромных деньгах. То есть налицо еще один больной удар по кошелькам и так не самых богатых российских пассажиров, которые хотят хоть немного сэкономить на дорогом авиаперелете.

Госкомпании закон не писан

Нет, у клиента, конечно же, есть выбор. Он может не платить эти 2%, если купит билет за наличные деньги (здесь представителям Минфина впору поаплодировать). Правда, для этого придется отправиться во Внуково, где базируется перевозчик (здесь уже стоит поаплодировать всем). Там есть терминал, где и можно внести наличные без комиссии. Поездка в аэропорт и обратно, например, «Аэроэкспресом» - обойдется в 840 рублей. В общем, сомнительное удовольствие. Как и другие способы оплаты – через терминалы партнеров авиакомпании, где комиссия больше 2%.

И юристы, и Роспотребнадзор считают, что «Победа» не права. Потому что существует Закон о защите прав потребителей. А в нем есть статья 16.1, в которой прямым текстом сказано: «При оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов». У дочки крупнейшего перевозчика, государственного «Аэрофлота», видимо, иной взгляд на этот документ.

По теме

Кто-то, конечно, может встать на сторону перевозчика. Это же бюджетная авиакомпания, значит, она должна экономить на всем, брать деньги за любые услуги: питание, провоз багажа, выбор места и так далее. Кто-то, наверняка вспомнит цитату гендиректора знаменитого ирландского лоукостера Ryanair Майкла О’Лири, который однажды в шутку пообещал сделать платными туалеты на борту. Но даже эта авиакомпания, которая прославилась своим умением сдирать с пассажиров деньги за все – и то не докатилась до того, чтобы брать комиссию за безналичную оплату. Разве что, за оплату с помощью премиальных банковских карт, потому что эти «проводки» платежей стоят дороже. Российский авиадискаунтер, похоже, решил обогнать коллегу по цеху в безудержном стремлении выжать максимальную прибыль.

Не творить добро, а делать деньги

В прошлом году авиакомпания неожиданно для самой себя получила прибыль. Небольшую, 37 миллионов рублей. Но это был успех, потому что сам перевозчик ожидал, что будет несколько лет работать в убыток. 2015 стал первым годом полноценной деятельности «Победы» после неудачного запуска под брендом «Добролет». При этом 15% пассажиров авиадискаунтера позволили себе перелеты впервые в жизни. Окунулись, так сказать, в сказку воздухоплавания. Правда, все время, что существует «Победа», ее сотрясают скандалы. Сначала выяснилось, что компания вводит в заблуждение пассажиров, предлагая им билеты, якобы, за 999 рублей. Потому что реальная стоимость авиаперелета была куда дороже. За что перевозчика и оштрафовала ФАС. Потом стало известно, что цены на билеты авиакомпании не уступают ценам других российских авиаперевозчиков, которые, правда, не позиционируют себя как лоукостеры.

Но настоящая буча поднялась в июле 2016-го. Соцсети взорвались постами о конфликте авиакомпании с пассажирами, которые пытались сесть на соседние места, чтобы успокоить грудного ребенка. По правилам перевозчика, за это нужно доплачивать, но пассажиры этого не сделали. Что именно произошло на борту - доподлинно неизвестно. По одной версии, супруги пытались доплатить, но у них не взяли деньги. По другой, они просто послали на двух языках бортпроводников. И в итоге после посадки их ждала встреча с полицейскими. Не будем сейчас разбираться, кто прав, кто виноват. Главное, что авиакомпания умудрилась рядовую ситуацию превратить в некрасивый скандал и настроить против себя своих клиентов.

Наука победить пассажиров

На этом фоне не такими уж громкими выглядят недавние сообщения, что «Победа» решила взимать с пассажиров 2000 рублей за провоз товаров из магазинов беспошлинной торговли. Хотя сама идея брать столько денег за «вискарь из дьютика» для многих россиян явно выглядит кощунственной. Да и побор в 2% за покупку билетов безналичным способом тоже, наверное, мелочь. Ведь об этом никто особо и не знает, компания такую информацию не сообщает на каждом углу. О чем свидетельствует тот факт, что Роспотребнадзор не может провести проверку и наказать перевозчика, потому что жалоб пассажиров пока не было.

Зато все вместе эти детали могут много рассказать об особенностях ведение авиабизнеса в России, когда за него берется госкомпания. Ввести в заблуждение, взимать неуместные поборы, скандалить с матерью грудного ребенка и вызывать для ее наказания стражей порядка и при этом подчас брать с пассажиров столько же, сколько и другие коллеги по авиационному цеху. Остается только надеяться, что российские пассажиры после тех болезненных действий, что над ними совершает «Победа» - крепчают.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 21.07.2016 13:00
Комментарии 1
Еще на сайте
Наверх