Версия // Бизнес // Первый поезд из «Нового шелкового пути» потерялся в степях Казахстана

Первый поезд из «Нового шелкового пути» потерялся в степях Казахстана

3496

Шовковый шлях

В разделе

В отеле «Хилтон» в Киеве собрались видные люди - представители университетов, логистического бизнеса и даже из филиала государственной ПАО «Укрзализныця». Собрались для того, чтобы обсудить очередную координацию в деле построения «Нового шелкового пути» - сухопутной сети доставки грузов из Китая в Украину и дальше в Европу.

Дискуссия о координации в отеле Хилтон свелась к созданию информационного ресурса для размещения там информационных материалов, а также для привлечения «ученых и студентов к изучению и разработке новых путей».

Другими словами, встреча была явно ни о чем, и навевала скуку. Чем закончилось мероприятие, проходившее 25 марта, доподлинно неизвестно. Но спустя три дня на сайте «Украинской правды» появилась заметка, которая придала новый смысл всему мероприятию в Хилтоне.

Как выяснилось, представители логистической компании Zammler, организатора мероприятия, честно признали, что грузовой поезд, выехавший из Украины и прибывший в Китай еще 31 января 2016 года, так и остался там. Он находится на станции «Достык», на границе Казахстана и Китая. Причина проста - отсутствие клиентов из-за высокой стоимости доставки. Официальный тариф ПАО «Укрзализныця» - 5559 долларов за сорокофутовый контейнер, что в два раза дороже тарифа на доставку автомобильным транспортом через Россию.

Тот факт, что (теоретически) скорость доставки по «новому пути» быстрее, чем по «старому водному», особой роли не играет. В современном бизнесе значение имеет не срок доставки, а оптимизация товарных потоков с соблюдением точных сроков. Исключение составляют отдельные группы товаров и отдельные случаи срочной доставки – для последних имеется развития система авиаперевозок.

«Если груз из Китая идет 45-50 дней - это не страшно, - паром используется как склад. Самое главное - график «just in time», цена и надежность», - цитирует издание мнение эксперта Украинской логистической ассоциации (УЛА) Александра Лысенко.

Это мнение звучит как приговор.

Памятник истории

В профессиональном сообществе известие о «Новом шелковом пути» никогда не вызывало доверия, и проходило в разделе «агитация и пропаганда».

«Старый шелковый путь» был ликвидирован еще португальским мореплавателем Васко де Гама, который на рубеже 15 и 16 веков сумел обогнуть Африку и достичь берегов Индии морским путем. Монополия на сухопутный путь была ликвидирована, и в яркой истории развития цивилизации Восточного Средиземноморья была поставлена точка. Она превратилась в настоящий осиновый кол 17 ноября 1869 года, когда для навигации открылся Суэцкий канал. Никакие караваны (верблюдов, железнодорожных вагонов или даже грузовиков) не смогут бросить реальный вызов морской доставке. Единственный реальный конкурент южному маршруту - Северный морской путь. Который пока находится на стадии разработки.

На пути в новый ГУМ

О том, что «новый старый караванный путь» с множеством перевалок играет политическую роль, было заявлено с самого начала. В ноябре 2015 года о нем прямо говорилось как об альтернативе российского сухопутного маршрута. В этот же момент как нельзя кстати для запуска разгорелась блокадная война между Россией и Украиной. Но настоящей целью «Нового шелкового пути» был не транспортный проект, а сценарий альтернативной интеграции на территории постсоветского пространства. Именно так определял его украинский премьер-министр Арсений Яценюк.

По теме

«Проделана очень сложная и большая работа. Потому что речь идет о том, что надо было договориться с пятью странами и минимум с шестью разными операторами. У каждого своя тарифная политика, у каждого свои внутренние регуляции таможни. Но нам удалось прийти к согласию с тем, чтобы запустить этот тестовый поезд и доказать России, что экономическая и транзитная блокада Украины провалится. И она провалилась. Наши торговые партнеры четко продемонстрировали свое желание вместе с Украиной построить новый транзитный путь», — цитировала в начале февраля Арсения Яценюка русская служба «Голоса Америки».

Попытки реализовать проект альтернативной интеграции на территории бывшего СССР также не новы. Еще в 1997 году было объявлено о создании союза под названием ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия). Затем он превратился в ГУАМ (отпал Узбекистан). А после того как в мероприятиях прекратил участие Азербайджан, умерла (по вполне понятным причинам) и сама аббревиатура. Союз по названию крупнейшей советской сети магазинов - это было уже слишком.

Таким образом нынешний «Новый шелковый путь» - это ни что иное как попытка запустить все тот же проект, добавив туда Казахстан и, по возможности, Турцию.

Новый героиновый путь

Турция действительно могла бы сыграть особую роль во всем проекте, как это и было в историческом прошлом. В прямом смысле этого слова.

Предположим, что «Новый шелковый путь» все-таки переживет свой момент чудесного возрождения. Что повезет Украина на Восток?

Это не праздный вопрос, учитывая, что им ломали себе голову «первооткрыватели» маршрута. Дело в том, что в реальности Запад не мог предложить ничего, что реально могло бы заинтересовать жителей Китая, Индии и других точек «Шелкового пути». В конечном итоге они нашли верный товар.

Это было золото, добытое, украденное или просто отобранное у населения «открытой» Америки, затем перевезенное в Европу, после чего отправленное в Азию в обмен на упомянутый шелк. Строго говоря, современная ситуация развивается по тому же сценарию. Разве что на смену караванам с золотом пришли электронные записи и транзакции. Как известно, в настоящее время Китай абсолютный лидер по накопленным золото-валютным резервом. На втором месте со значительным отставанием Япония. Все остальные государства можно объединить в категорию «разное».

Еще один товар, который позволил возродиться «Шелковому пути» уже в новое время -опиум. С его помощью колонизаторы сумели «вскрыть» Китай, а затем уже Турция стала крупнейшим поставщиком опиума в Европу (через острова Италии и Марсель). В настоящее время монополия на выращивание опиума принадлежит Афганистану, а героин, который стараются производить на месте, поступает на рынки сбыта двумя маршрутами - северным (через Таджикистан, Киргизию, Казахстан - в Россию) и южным (через Иран, Турцию, Косово и Албанию - в Западную Европу). Выпадение Ирана из цепочки (страна участвовала в ней из-за возможности использования этого маршрута для обхода санкций) требует переформатирования системы. На место Ирана заступает участок северного маршрута, а затем уже через Батуми товар будет разделяться по двум направлениям - на север и юг.

Это, конечно, просто предположения. Но они имеют реальное обоснование. В отличие геополитических фантазий стратегов.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 29.03.2016 18:06
Комментарии 0
Наверх