// // Переделка крейсера «Адмирал Горшков» обойдётся России в миллиард рублей

Переделка крейсера «Адмирал Горшков» обойдётся России в миллиард рублей

406

Брак по расчёту

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

На прошлой неделе стало известно, что лёгкий авианосец индийских ВМС Vikramaditya (бывший тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков»), который ремонтирует и модернизирует одно из самых мощных российских машиностроительных предприятий оборонного комплекса – «Севмаш», не смог успешно завершить ходовые испытания. Причиной стали бракованные котлы паротурбинных установок корабля. В результате торжественная передача корабля индийскому флоту, которую запланировали на 4 декабря 2012 года, была сорвана. Корреспондент «Нашей Версии» разбирался, почему российский ВПК тонет там, где должен получать огромные прибыли.

Это не первая подобная задержка. Ранее сроки уже неоднократно сдвигались, первоначально Vikramaditya должны были сдать Индии ещё в 2008 году. На этот раз российские производители были, как никогда, близки к окончательной передаче авианосца индийским морякам – степень готовности судна по остальным параметрам составляет более 95%.

Теперь специалистам северодвинского «Севмашпредприятия» предстоит оценить состояние повреждённого оборудования и понять, как доставить корабль до дока на одном работающем паровом котле.

В эпопее с Vikramaditya, кроме сроков, не раз менялась и цена работ. Первоначальная сумма 750 млн долларов выросла до 2,3 миллиарда. Правда, за эти деньги было сделано немало: полётную палубу увеличили до 280 метров, в носовой части оборудовали трамплин. Корабль дооснастили новыми противокорабельными ракетными комплексами «БраМос» совместного российско-индийского производства. Также были оборудованы площадки для базирования 18 палубных истребителей МиГ-29 и 10 вертолётов противолодочной обороны и радиолокационного обнаружения Ка-28 и Ка-31. Кстати, устранение выявленного брака на 1 млрд рублей увеличит стоимость корабля, но на этот раз финансовую проблему российская сторона планирует решить без привлечения индийцев.

Как рассказал «Нашей Версии» директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев, нужно понимать, что любое такое событие портит имидж Российской Федерации как продавца оружия. Эксперт отмечает, что ситуация с авианосцем в целом отражает нынешнее положение ВПК, который погряз в ворохе проблем. Причин этому множество, и среди прочего кадровая – в частности, отсутствие квалифицированных специалистов со средним профессиональным образованием, без которых невозможно поддерживать промышленность в работоспособном состоянии.

Нужно отметить, что индийцы пока вынуждены терпеть ненадёжных российских поставщиков, поскольку создание авианосных группировок – одна из главных задач индийских ВМС. Свой единственный корабль подобного класса – Viraat очень старый, строительство своими силами затягивается, бесплатная передача американского авианосца Kitty Hawk не состоялась.

В сфере военно-технического сотрудничества у наших стран довольно тесные связи: по оценкам экспертов, торговля с Индией приносит России треть всего совокупного дохода от продажи вооружения и составляет около 4 млрд долларов. Казалось бы, отношениями с таким партнёром нужно дорожить, но это не первая накладка в российско-индийском военно-техни-ческом сотрудничестве. Ранее были серьёзные проблемы с передачей в лизинг атомной подлодки К-152 «Нерпа». Первоначально субмарину должны были передать ВМС Индии 15 августа 2007 года, однако из-за сложности работ по модернизации и несчастного случая (в 2008 году нештатно сработала система пожаротушения – погибла часть экипажа) окончательно акт приёма-передачи был подписан лишь в прошлом году.

Подобные нестыковки уже приводят к негативным последствиям. В прошлом году российские оружейники проиграли крупнейший оружейный тендер – поставку Индии среднего многоцелевого боевого самолёта (MMRCA), в котором участвовал МиГ-35. Сделка предусматривала поставку 126 истребителей и оценивалась более чем в 10 млрд долларов. Российские представители ВПК были уверены, что именно российский истребитель победит в конкурсе. Но индийцы представили подробное обоснование своего отказа, в котором по 14 пунктам детально проанализированы недостатки российского предложения – основная претензия индийской стороны касалась двигателей. По оценкам экспертов, индийцы были придирчивыми в том числе и потому, что решили уменьшить зависимость от стремительно теряющего надёжность российского ВПК (сегодня доля российского вооружения в индийской армии составляет более 60%).

По теме

Причём индийцы не первые, кто отказывается от покупки российской военной техники из-за ненадлежащего качества. Можно ещё вспомнить историю 2008 года с самолётами МиГ-29, которые забраковал Алжир. На новых машинах стояли старые, контрафактные детали. Разразился скандал, и деньги за самолёты пришлось вернуть.

В 2010 году Россия потеряла контракт с Грецией на 420 БМП-3Ф стоимостью 1,5 млрд долларов. Примечательно, что греки отказались после того, как замминистра обороны по вооружению Владимир Поповкин (ныне глава «Роскосмоса») публично назвал продаваемые бронемашины плавучими «гробами» и принял решение не закупать их для Вооружённых сил. Кстати, это не единичный случай антирекламы российского ВПК со стороны Минобороны.

Эксперты отмечают, что в последние годы российские экспортёры вооружения активно эксплуатировали наследие Советского Союза и многие страны покупали его по инерции. Советское вооружение всегда было недорогое, но при этом надёжное, хорошо зарекомендовавшее себя во время реальных боевых действий.

А сейчас оно мало того что по цене вплотную приближается к европейским и американским аналогам, но и надёжность его резко снижается. В начале года директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев сетовал, что России пока удаётся сохранять «главные преимущества на рынке» вооружений – невысокую стоимость продукции и «удовлетворительный уровень качества. Но наметилась тенденция удорожания военной продукции из-за роста стоимости комплектующих», большинство из которых, кстати, сегодня не производится в России. Ещё одной причиной снижения качества эксперты называют существующую в организациях ВПК систему менеджмента качества, которая создана формально и в должной мере не применяется. Несомненно, такое положение вещей отрицательно сказывается на конкурентоспособности российской оборонной промышленности.

К тому же по итогам недавней проверки оборонно-промышленного комплекса выяснилось, что российская оборонка топчется на месте – только четверть базовых промышленных технологий российского ОПК соответствует современному уровню. Владимир Евсеев отмечает, что на сегодняшний день Россия достигла своего максимума на рынке вооружения и при всём желании мы не сможем существенно увеличить объёмы продаж. Эксперт также рассказал об особенностях оружейного рынка, который, по его мнению, сильно политизирован.

«Здесь многое или почти всё зависит от политических договорённостей. При этом существует чёткое деление на сферы, в которые не пускают чужаков. Россия здесь занимает свою нишу – торгует дешёвым оружием. Несмотря на то что его качество несколько снизилось, его будут покупать ещё достаточного долго. Традиционным покупателям невыгодно отказываться от использования техники, стоящей на вооружении, это тут же повлечёт существенные расходы – хотя бы на переучивание личного состава на новую технику. Мировая практика – обновлять вооружение за счёт техники одного производителя.

Но, без сомнения, проблемы с передачей Индии авианосца Vikramaditya – это ещё один тревожный звонок, который недвусмысленно даёт понять, что в ВПК нужно срочно проводить качественные изменения», – резюмировал наш собеседник.

Опубликовано:
Отредактировано: 24.09.2012 15:56
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх