// // Что и как перевозят страны по дипломатическим каналам

Что и как перевозят страны по дипломатическим каналам

1509

Дип пипл

2
В разделе

Пока скандал вокруг основателя сайта WikiLeaks Джулиана Ассанжа, попросившего политического убежища у Эквадора, обрастает новыми подробностями. журналисты продолжают гадать, каким образом опальный разоблачитель планирует бежать из посольства Эквадора в Лондоне, где он в настоящее время скрывается. Британские власти больше не грозят взять дипмиссию штурмом, однако говорят прямо: Ассанжа из страны не выпустим. Ещё больше догадок вызвала появившаяся на днях в Интернете фотография, сделанная якобы во внутреннем дворе посольства. На ней изображён огромный деревянный ящик для дипломатических отправлений. И хотя фото оказалось очевидной подделкой, Ассанжа и впрямь могут выслать из страны диппочтой, и в этом случае британская полиция будет бессильна. В истории дипломатической почты действительно бывали самые необычные грузы, в том числе и живые люди. «Наша Версия» разбиралась, насколько реален подобный сценарий и смогут ли спецслужбы предотвратить побег.

На днях создатель WikiLeaks впервые за долгое время показался на публике. С балкона посольства Эквадора в Лондоне, где он скрывается от британских властей, Ассанж поблагодарил президента Эквадора за готовность предоставить ему политическое убежище и призвал американского лидера Барака Обаму отказаться от преследования WikiLeaks. Официальные лица пока выдерживают паузу. Если поначалу британские власти грозились даже лишить посольство дипломатического статуса и взять дипмиссию штурмом, то впоследствии от этой идеи пришлось отказаться, чтобы не разжигать международный скандал. Пока что официальный Лондон лишь заявляет, что Ассанжа из страны не выпустит, а тем временем журналисты продолжают гадать, каким способом Эквадор намерен вывезти беглеца.

Пусть и невероятный, но, пожалуй, наиболее безопасный сценарий – отправить Ассанжа дипломатической почтой в специальном ящике. В Интернете даже появилась шутливая фотография, якобы сделанная во дворе посольства одним из его сотрудников. На снимке изображён тот самый деревянный ящик, на котором написано буквально следующее: «Дипломатическая собственность Республики Эквадор. Джулиана Ассанжа внутри нет».

Корреспондент «Нашей Версии» выяснил, что эта шутка вполне может стать реальностью, ведь в истории дипломатической почты был не один случай подобных «экзотических» грузов.

Нельзя исключать и другого варианта развития событий, при котором Ассанж будет находиться в посольстве не один год. Например, кардинал Йожеф Миндсенти, скрываясь от преследования после ввода советских войск, жил в американском посольстве в Будапеште с 1956 по 1971 год. Таким же образом спасался и перуанский политический деятель адмирал Айя де ла Торе. После восстания в стране он укрылся в колумбийском посольстве, где прожил с 1948 по 1954 год.

Но тут возникает юридическая коллизия. Дело в том, что латиноамериканские страны ещё в 1928 году подписали конвенцию о предоставлении дипломатического убежища. По этому документу они действительно могут предоставлять убежище по политическим соображениям на территории своих посольств. Эквадор, возможно, идёт именно по этому пути. Но есть более поздняя Венская конвенция 1961 года, которая подобных мер уже не предусматривает.

При этом ошибочно считать посольство территорией Эквадора. По всем законам это территория того государства, в котором оно находится, но при этом дипмиссия действительно обладает определённым иммунитетом, который не позволит британским властям взять её штурмом. Так, например, в случае чрезвычайной ситуации на территорию посольства без разрешения посла не может въехать даже пожарная машина.

В беседе с корреспондентом «Нашей Версии» старейший российский дипкурьер Пётр Барулин, который начал работать в этой должности ещё в 1967 году, не исключил того, что Ассанжу всё же дадут уйти. «Я думаю, это будет своего рода политическая игра в ту и в другую сторону. Возможно, Ассанжу даже позволят выехать», – считает Пётр Барулин.

По теме

Однако, по его словам, если Эквадор всё-таки решится на высылку Ассанжа диппочтой, это будет грубейшим нарушением закона. Тем не менее парадокс заключается в том, что даже при таком «незаконном» развитии событий арестовать Ассанжа всё равно не смогут. Дело в том, что согласно Венской конвенции дипломатическая почта неприкосновенна. Если всё оформлено по правилам, то её не могут ни арестовать, ни уж тем более вскрыть ни при каких обстоятельствах. По словам Барулина, случаи отправки людей диппочтой в истории были, притом некоторые из них всё же удалось пресечь, даже несмотря на дипломатический статус почты и запрет на её досмотр.

В 1984 году в той же Великобритании властям удалось сорвать попытку вывезти из страны бывшего министра правительства Нигерии Умару Дикко, который после переворота в его стране бежал в Лондон. Вернуть его официально, чтобы судить, нигерийские спецслужбы не могли, и за помощью они обратились к агентам израильской разведки. Всей операцией руководила нигерийская служба безопасности из посольства в британской столице. Дикко похитили и в буквальном смысле упаковали в сумку для диппочты, причём вместе с врачом, тоже агентом Моссада, который должен был регулярно вводить ему снотворное. Однако ящик вызвал подозрение у таможенной службы из-за сильного запаха медикаментов, ну а неправильная маркировка и ненадлежащим образом оформленные сопроводительные документы позволили полиции вскрыть контейнер в обход Венской конвенции. В результате все участники операции получили тюремные сроки, а Великобритания разорвала дипломатические отношения с Нигерией.

Другой похожий случай произошёл в 60-е годы прошлого века. «В 1964 году Полиция потребовала вскрыть ящик, даже несмотря на статус дипломатической почты. Как вы понимаете, тут уже деваться было некуда – стонет ведь коробка. Выяснилось, что внутри был едва живой израильский агент, работавший на египетскую разведку. Его заподозрили в измене и пытались вывезти в Каир», – вспоминает Пётр Барулин.

И всё же, по его словам, такие случаи единичны. Ведь все без исключения страны к своей диппочте относятся очень болезненно, и любая попытка её вскрыть или досмотреть может вызвать крупный международный скандал, вплоть до разрыва отношений между государствами.

Совсем недавно подобный скандал был между Россией и Катаром. В ноябре 2011 года в аэропорту Дохи произошло нападение на российского посла Владимира Титоренко, который возвращался из Иордании. Местные таможенники захотели просветить опечатанный мешок (вализу) с дипломатической почтой рентгеном, но российские дипломаты отказались. Они понесли почту к своей машине, после чего служба безопасности и полицейские попытались отобрать документы силой. В результате пострадали сам посол и два российских дипломата, которые его встречали.

Уже через месяц глава российского МИДа Сергей Лавров заявил о «понижении» отношений с Катаром, однако извинений российская сторона так и не дождалась. Ещё через несколько месяцев российского посла после курса лечения отозвали из Катара.

Но на этом скандал не закончился. В феврале этого года ответный выпад сделал Катар. Доха обвинила российского постпреда при ООН Виталия Чуркина в оскорблении главы МИДа Катара. Тогда катарские СМИ писали, что российский дипломат якобы грозился стереть Катар с лица Земли. Сам Чуркин назвал эту информацию «отъявленной ложью». Правда, эксперты стали высказывать предположения, что дипломатическая почта была лишь поводом для конфликта между странами. По неофициальной информации, камнем преткновения стали разногласия Москвы и Дохи по Сирии. Катар является важным игроком Лиги арабских государств, которая бойкотирует сирийского президента Башара Асада, тогда как Москва занимает куда более умеренную позицию в этом вопросе.

По словам Петра Барулина, истинную причину того конфликта с дипломатической почтой назвать сложно, однако ситуация вполне могла быть весьма банальной. «Обычно все официальные служащие аэропорта и таможни уведомлены, что сейчас будет проходить посол или другие дипломаты, но есть и те, кто об этом не знает, – простые солдаты или полицейские. И вот такой солдат не имеет никакого представления о Венской конвенции и других правилах, поэтому может попытаться кого-то остановить или досмотреть», – говорит он.

По теме

Если в случае с Катаром дипломатическую почту вёз посол, то обычно эта задача возложена на дипкурьеров. Летают они не только спецбортами, но и обычными авиалиниями. Никаких отличительных знаков у них нет, только дипломатический паспорт. По словам Петра Барулина, в аэропорту курьеры проходят через отдельную рамку, да и отношение к ним всегда очень уважительное. И если досмотреть личный багаж дипкурьера могут, то опечатанную вализу – ни при каких обстоятельствах.

«Однажды мы летели на кубинском самолёте. Внезапно командир объявляет, что поступило сообщение о бомбе на борту. Самолёт срочно посадили, всех вывели на улицу и стали обыскивать лайнер. Надо сказать, что даже в такой экстренной ситуации к нам отнеслись очень уважительно, попросили не волноваться, а почту никто даже не пытался тронуть. Правда, пока шёл обыск, пришлось семь часов торчать под палящим солнцем, но вообще к дипкурьерам относятся очень лояльно и всегда стараются помочь», – рассказывает собеседник издания.

Летать приходится и в горячие точки. При этом каких-то особых навыков и подготовки у дипкурьера нет. «Всё приходит с опытом, с полётами. Я был первым, кто прилетел в Афганистан, когда туда ввели наши войска. И так получилось, что моя «пара» (дипкурьеры обычно работали по двое-трое) была последней, кто улетал, когда эвакуировали посольство», – вспоминает Пётр Барулин.

По его словам, дипломатическую почту можно вполне отправить и почтой обычной. И по правилам её тоже не имеют права досматривать. «Но в этом случае уже нет никакой гарантии, что посылку не досмотрят, поэтому мне часто приходилось летать и по необычным заданиям. Бывало, поднимали прямо из-за рабочего стола, чтобы отвезти подарок, который президент кому-то передал. Даже домой не успевал зайти – сразу в дорогу», – рассказывает наш собеседник.

Да и сама почта – это отнюдь не всегда документы или посылка. «Дипломатической почтой возили даже целые блоки для строительства нашего посольства в США, равно как и американцы возили такие же блоки для строительства своего нового посольства у нас. Всё это тоже попадает в категорию предметов, предназначенных для дипломатического пользования. Самое главное, чтобы были соблюдены правила оформления – сургучные печати, специальные надписи, обозначения и сопроводительный курьерский лист. Ведь в посольстве есть самые разные помещения, где нужно быть уверенным, что тебя никто не прослушивает. Я, кстати, тогда тоже сопровождал наши блоки за океан. Впрочем, как потом говорили, разведчики обеих стран всё равно как-то смогли поставить жучки, но это уже не вина дипкурьеров», – вспоминает Пётр Барулин.

Бывали и случаи, когда спецслужбам приходилось закрывать глаза на нарушения даже при наличии серьёзных подозрений – исключительно, чтобы не провоцировать международный скандал. К примеру, в 1984 году англичане не смогли обыскать ливийских дипломатов, несмотря на серьёзные подозрения в том, что те провозят диппочтой АК-47, из которого ранее якобы был убит полицейский.

Кстати, есть версия, что оружие, из которого были убиты израильские спортсмены на Олимпиаде 1972 года в Мюнхене, равно как и оружие, которое использовалось при похищении министров стран ОПЕК в Вене в 1975 году, вероятно, попало в Западную Европу с дипломатической почтой из Ливии.

Свои хитрости есть и у спецслужб, которые пытаются получить секретную информацию. По словам Петра Барулина, вализу можно вскрыть, притом абсолютно незаметно для адресата. Посылку сначала фотографируют, тщательно фиксируя все узелки и печати, которые после вскрытия аккуратно восстанавливают. Но, разумеется, внутри есть и защитные ловушки. «Это могут быть специальным образом завязанные узлы, определённый порядок сгиба листов и очерёдность укладки содержимого контейнера. Можно сделать и копию сургучной печати, но был случай, когда ловушка находилась в самой печати – в руках агентов, которые пытались вскрыть вализу, печать посинела, и им ничего не оставалось делать, как имитировать пропажу всей посылки», – говорит наш собеседник.

Кстати, как писал известный советский разведчик Ким Филби, самым трудным при вскрытии диппочты было именно разложить вещи в том порядке, как они лежали.

Но, разумеется, чтобы обследовать диппочту, нужно сначала ею завладеть. Самый распространённый способ – усыпление дипкурьеров снотворным. «Однажды таким способом пытались нейтрализовать двух советских дипкурьеров, которые ехали поездом. Внезапно они почувствовали в купе странный запах, открыли окно и простояли у него всю дорогу, а уже по прибытии в соседнем купе была обнаружена банка с какой-то жидкостью, шланг и отверстие в стене. Выяснилось, что два агента, мужчина и женщина, просверлили стенку в вагоне и стали через отверстие подавать снотворный газ в купе с нашими дипкурьерами. Однако они не учли, что стенка была двойной, и газ стал поступать обратно. Агенты чуть не заснули сами», – рассказывает Пётр Барулин.

Частенько дипкурьеры попадались на совсем уж простые уловки, о которых тоже писал Ким Филби. Например, в аэропорту курьеру сообщали о нелётной погоде или технической неисправности самолёта. В обоих случаях вариантов было два: или сидеть неизвестно сколько на своей вализе прямо в аэропорту, или ехать в ближайший город искать гостиницу. И то и другое с ценным грузом было небезопасно. И тогда офицер службы безопасности аэропорта «любезно» предлагал расстроенному курьеру воспользоваться его личным сейфом для сохранности вализы – мол, запру сам на ваших глазах. «Удивительно, сколько курьеров попадалось на эту дешёвую приманку», – вспоминает Барулин.

Ещё один известный случай обмана, по его словам, произошёл во время Второй мировой войны. Один западный дипкурьер летел на самолёте над Северным морем. Внезапно пилот объявил о том, что самолёт обледенел и теряет высоту. Лайнер действительно снизился едва ли не до самой воды, и пилот предложил всем пассажирам срочно облегчить самолёт, избавившись от всего багажа. Дипкурьер долго не решался расстаться с ценным грузом, но инстинкт самосохранения в итоге взял верх. Когда вализа наконец полетела в море, самолёт снова набрал высоту и полетел прежним курсом. Поговаривают, что в море в тот момент уже стояли наготове катера, которые и подобрали диппочту…

Опубликовано:
Отредактировано: 27.08.2012 15:08
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх