Пентагон закрыл четыре программы в сфере обеспечения противоракетной обороны, поскольку они оказались неэффективными и бесполезными. При этом на их претворение в жизнь уже была потрачена астрономическая сумма в 10 млрд долларов. Впрочем, вряд ли это сильно расстроит американских военных. Как выяснила «Наша Версия», Пентагон регулярно совершает дорогостоящие ошибки в сфере военных разработок, так что это стало уже системой.
Закрытые программы предусматривали создание принципиально нового типа противоракет. Одна из разработок предполагала, что инновационные противоракеты смогут поражать боеголовки противника ещё на стартовом участке траектории, что надёжно защитит Америку от любого нападения. Однако после нескольких лет научно-технической работы вдруг выяснилось: придумывая свою чудо-противоракету, конструкторы почему-то не соотнесли её габариты с возможностями кораблей, с которых предполагалось запускать новинку, в результате ракеты оказались слишком длинными и не могли быть использованы. Другой проект предлагал создание мини-противоракет, которые поражают цель группой, но он тоже получился нежизнеспособным.
Боевой лазер оказался неэффективным
Впрочем, курьёз с негабаритными ракетами меркнет по сравнению с историей создания нового лазерного оружия, над разработкой которого американские учёные бились несколько лет. Американские военные предполагали устанавливать боевой лазер воздушного базирования на самолёты «Боинг-747» и сбивать с его помощью ракеты на начальном участке их траектории. В 2007-м прошли испытания прототипа лазера. Они завершились успешно, что немало воодушевило Пентагон. Однако на следующем этапе усовершенствования лазера стало ясно, что перехват разгоняющихся до огромных скоростей ядерных межконтинентальных ракет с помощью этого инновационного оружия просто невозможен. Заодно выяснилось, что потолок применения системы настолько низок, что она не способна перехватывать даже дозвуковые крылатые ракеты. Более того, во время последующих учений лазер YAL-1 не среагировал на имитатор ракеты, роль которой выполнял Tomahawk. Кроме того, лазер так и не вышел на заявленную мощность, поэтому зона его эффективного применения ограничилась территорией вероятного противника, где самолёты-носители станут лёгкой мишенью для средств ПВО. В целом на разработку лазера было потрачено 5,3 млрд долларов и ушло четыре года работы, в итоге программа YAL-1 была закрыта, а единственный опытный образец законсервировали.
Таким же провальным оказался и проект радара морского базирования SBX стоимостью 2,2 млрд долларов. Испытания показали, что устройство действительно видит цели на большом расстоянии, однако имеет слишком узкий сектор обзора и не может отличить настоящую цель от ложной. Более того, локатор оказался практически бесполезен в отношении сверхмалых высот, преимущественно используемых современными крылатыми ракетами.
Американцы не могут создать новый беспилотник
Американская администрация планирует потратить 2 миллиарда долларов на строительство правительственных зданий, которые не причинят вреда окружающей среде.
Есть у американцев проблемы и с созданием беспилотной авиации. К примеру, ВМС США сворачивают сейчас программу UCAS-D, целью которой является создание многоцелевого палубного БПЛА. После завершения программы испытаний оба аппарата будут переданы в музей или на базу хранения, поскольку финансирование программы прекращено по причине неэффективности и дороговизны UCAS-D. Конечной целью программы UCAS-D ставилось получение опыта эксплуатации палубного БПЛА для формирования чётких требований по амбициозной программе – «Беспилотный корабельный разведывательно-ударный самолёт» (Unmanned Carrier-Launched Airborne Surveillanceand Strike, UCLASS). Однако по сей день облик UCLASS не сформирован, в высшем военном и политическом руководстве США склоняются к упрощению и удешевлению БПЛА. ВМС США планируют выдать официальное техническое задание по программе UCLASS в 2016 году, принятие на вооружение перспективного аппарата в случае возобновления финансирования программы ожидается после 2023 года.
Ещё одной неудачей Пентагона в сфере разработки авиационного вооружения стал проект нового вертолёта. Так, в 2004 году американские военные приняли решение закрыть программу вертолёта RAH-66 Comanche. Программа создания этой боевой машины продолжалась 13 лет. Работа велась в конструкторских бюро фирм Boeing и Sikorsky, которые победили в конкурсе LHX (Light Helicopter Experimental). Новый вертолёт LHX предназначался для замены боевых вертолётов Bell AH-1, многоцелевых Bell UH-1 и разведывательных Bell OH-58 и Hughes OH-6. Предполагалось построить до 6 тыс. вертолётов этой модели, общая стоимость разработки оценивалась в 2,8 млрд долларов, а стоимость производства – в 24–36 млрд долларов. Однако опыт войны в Ираке и Афганистане показал, что гораздо дешевле и эффективнее использовать беспилотные самолёты-разведчики, чем вкладывать средства в производство разведывательных вертолётов и обучение пилотов с последующим риском для машин и экипажей. К тому моменту в программу было вложено уже более 8 млрд долларов.
Raptor не может летать выше 8 тысяч метров
Американский истребитель пятого поколения F-22 Raptor, наверное, самый распиаренный и известный американский самолёт на данный момент, но и его нельзя назвать очень удачным. Потратив на разработку 70 млрд долларов, американцы так и не смогли создать совершенный самолёт. С самого момента разработки до постройки и начала эксплуатации Raptor преследуют неприятности, которых даже теоретически не должно быть у самого дорогого на сегодняшний день истребителя (себестоимость производства одного самолёта с учётом всех косвенных затрат и при ожидаемом объёме производства – 350 млн долларов). Причём проблемы с самолётом у американцев начались ещё в момент первых наработок по сформированному техническому заданию: самолёт то не дотягивал до предъявленных ему требований, то отдельные узлы и агрегаты оказывались ненадлежащего качества. В 2008 году руководство ВВС даже принимало решение на время прекратить выпуск Raptor и отправить проект на доработку. Когда же в 2011 году началась фаза активной эксплуатации этих самолётов, выяснилось, что у американских ВВС есть инструкция, не рекомендующая пилотам F-22 подниматься выше отметки 8 тыс. метров. Обуславливалось это тем, что лётчики неоднократно фиксировали на большой высоте неисправности систем, отвечающих за применение вооружения и жизнеобеспечение. Самые большие нарекания вызывает система управления огнём и вооружением: при отказе основного и дублирующего компьютеров самолёт становится безоружным. В результате закупки истребителя были сокращены почти в три раза.
Похоже, аналогичная судьба ожидает теперь новый истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35 Lightning II. Эксперты утверждают, что такого сырого и непригодного к боевому применению самолёта у американцев не было ещё никогда. Истребитель демонстрирует низкие лётные качества, отказы вооружения. При этом по стоимости программа F-35 в несколько раз превосходит сверхдорогой F-22. Главным показателем низкого качества этого самолёта стало то, что целый ряд стран НАТО, включая Норвегию, Данию, Польшу, Чехию и Великобританию, заявили о намерении отказаться от покупки F-35 и вместо этого решили доработать имеющиеся самолёты.
МНЕНИЕ
Анатолий Цыганок, руководитель центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа
– Есть подозрения, что у американцев возникают серьёзные проблемы с бюджетом. Если раньше они вели проекты, которые были заведомо провальными, то сегодня отказываются даже от закупок уже созданных систем – например, сократили число закупок самолётов пятого поколения и авианосцев. На рынке вооружения наблюдается новая закономерность: современные виды вооружения становятся более технологичными и одновременно безмерно дорогими, а в нынешней ситуации приходится считать деньги, иначе экономика страны будет подорвана. По всей видимости, в ближайшее время похожая ситуация будет наблюдаться в России: от большинства проектов с неясными перспективами будут отказываться, а количество закупок современного дорогостоящего вооружения будет сокращаться.