// // Андрей Бельянинов отрезает Россию от международных дорожных перевозок

Андрей Бельянинов отрезает Россию от международных дорожных перевозок

2709

Когда президент не указ

4
В разделе

В третьей части журналистского расследования Марата Хайруллина речь идёт об устроенном Федеральной таможенной службой (ФТС) скандале вокруг так называемых книжек международных дорожных перевозок (МДП– TIR). По словам заместителя председателя Комитета Госдумы по безопасности Д. Горовцова, глава таможенной службы Андрей Бельянинов уже в который раз не выполняет прямые поручения президента «об обеспечении непрерывного действия на территории РФ Таможенной конвенции ООН о международной перевозке грузов с применением книжки МДП».

Чтобы читатель понимал, речь идёт о совершенно фантастической истории. Книжка МДП позволяет перевозить через границы государства транзитные грузы в опломбированных таможней грузовых автомобилях или контейнерах при упрощении таможенных процедур. Летом 2013 года ФТС России распространила письмо «О международных перевозках с применением книжек МДП», в котором сообщила, что помещение товаров под процедуру таможенного транзита будет осуществляться только при наличии дополнительных финансовых гарантий. Основанием для этого шага якобы стали долги Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП) перед федеральным бюджетом в размере 20 млрд рублей. После этого в ассоциации состоялся ряд проверок, которые не выявили долгов перед казной и других финансовых нарушений. Затем Арбитражный суд Москвы в решении от 13 февраля 2014 года признал претензии таможенников к АСМАП несостоятельными и обязал руководителей службы опровергнуть порочащие грузоперевозчиков факты через информагентство «РИА Новости» и телеканал «РБК». А уже 26 февраля 2014 Высший арбитражный суд РФ признал недействующими письма ФТС России относительно книжек МДП. Но тем не менее конвенция на территории РФ не возобновила своё действие до сих пор.

Таким образом, я хочу акцентировать внимание читателей на потрясающем факте – в судебном порядке было установлено, что ФТС лжёт в отношении АСМАП, отменяя действие международного законодательства, что само по себе является невероятным. Естественно, на г-на Бельянинова начали жаловаться практически все заинтересованные инстанции. Вот что, к примеру, в декабре 2014 года написал первому вице-премьеру Шувалову заместитель министра иностранных дел Василий Небензя:

«Выход государства из Конвенции ООН является крупным внешнеполитическим шагом и может быть сопряжён с репутационными и материальными рисками. Прибегая к подобной мере в исключительных случаях, правительства, как правило, руководствуются высшими государственными соображениями и имеющими особое общественное значение обстоятельствами…

Выход России из конвенции способен отбросить нас на периферию евро-азиатских транспортных связей. Оте­чественный транзитный потенциал может утерять свою коммерческую привлекательность, конкурентоспособность наших перевозчиков снизится...»

По теме

Чтобы было понятно, я считаю, что речь практически идёт о некой экономической диверсии. В то время как наша страна изо всех сил пытается извлечь выгоды из своего исторического положения транзитного пути из Европы в Азию, наша таможня, как мне кажется, на корню убивает это естественное преимущество России. Более того, замминистра в письме Шувалову намекает на некие «фактологические» расхождения, которые присутствуют в соответствующих документах ФТС, оправдывающие отмену книжек МДП. То есть получается, что кто-то, похоже, намеренно вводит руководство страны в заблуждение.

Дальше – больше… На этот раз сразу трём главам государств – России, Белоруссии и Казахстана – пишут письмо национальные координаторы Консультативного совета по взаимодействию Евразийской экономической коллегии, где прямо говорят: «Вследствие действий ФТС России наносится значительный экономический ущерб транспортной отрасли и экономике стран СНГ…»

Кому это выгодно?

Нужно сказать, что на самом деле ларчик открывается просто.

Дело в том, что вместо книжек МДП, средняя стоимость каждой из которых составляла 2 тыс. рублей, Бельянинов ввёл систему выдачи страховых сертификатов обеспечения по уплате таможенных платежей, которые выдаются страховыми компаниями, уполномоченными и аккредитованными ФТС. Действует это так: на границе РФ таможенные органы закрывают процедуру МДП и оформляют процедуру внутреннего таможенного транзита (ВТТ), а вместо закрытой книжки МДП перевозчик покупает страховой полис у аккредитованной страховой компании.

Но, как говорят сами участники рынка, это ведёт прежде всего к потере денег, потому как страховой гарантийный сертификат выдаётся не бесплатно. При достаточно протяжённом маршруте, например через пол-России в Казахстан, такой сертификат может стоить до 160 тыс. рублей. Сами же участники рынка подсчитали, что среднее удорожание перевозки в целом по стране составило 500–700 долларов.

И самое главное, на это уходит много времени, потому как оформить процедуру ВТТ на сложные многокодовые грузы или на несколько товарных партий, следующих в одной машине, мягко говоря, не просто. Надо сказать, что г-н Бельянинов и здесь оказался верен себе – отменив процедуру оформления книжек МДП, он не ввёл чёткую процедуру оформления страховых сертификатов. Грубо говоря, всё было отдано на откуп непосредственно таможенным постам – как можете, так и исполняйте. Всё это привело к многокиломет­ровым пробкам на въезде в Россию.

Но самое интересное выясняется, если приглядеться к перечню страховых компаний. Напомню: год назад я уже писал, что предложенные ФТС уполномоченные компании – а это страховая компания «Арсеналъ», ООО «Мультисервисная платёжная система», Некоммерческое партнёрство профессиональных таможенных операторов, ООО «Таможенная карта» – по мнению газеты «Коммерсантъ», аффилированы с набившей оскомину ФГУП РОСТЭК.

Тем не менее в перечисленных выше компаниях, говорит депутат Госдумы Дмитрий Горовцов, среди учредителей, похоже, вновь маячат высшие руководители ФТС или люди, связанные с ними напрямую. И тогда объективно получается, что ФТС заварила всю эту кашу с отменой Конвенции ООН, с огромными репутационными и материальными потерями для нашей страны только ради того, как я думаю, чтобы дать возможность их компань­онам-коммерсантам «освоить» новую делянку – нишу в страховых сборах.

Ноль внимания к президенту

А теперь, так сказать, квинтэссенция скандала. В феврале этого года в него вмешался лично президент Путин. Так на свет появилось поручение правительству РФ, где прямо предлагалось «обеспечить непрерывное действие на территории РФ Таможенной конвенции…» со сроком исполнения в феврале 2015 года.

«Однако при полном бездействии правительства РФ ФТС фактически просто проигнорировала это прямое указание президента, – говорит депутат Дмитрий Горовцов. – Как сидели эти «страховщики» при таможнях, так и сидят… Как собирали с грузоперевозчиков эту дань, так и собирают… Как требовали надуманные страховые сертификаты, так и требуют…»

Знаете, что меня больше всего поражает во всей этой истории? То, что Бельянинову такие вещи всё время сходят с рук. Помните: он больше года точно так же игнорировал прямое поручение президента о ликвидации РОСТЭКа? Ведь РОСТЭК был удивительным «изобретением» ФТС, когда они прямо при себе создали коммерческое предприятие, не постеснявшись закрепить это в его уставе.

Теперь новое творчество – уже на страховом направлении, но, как я думаю, с той же целью: иметь в прямой сплотке удобных партнёров-коммерсантов.

Комментарии, как говорится, излишни…

Продолжение следует

Опубликовано:
Отредактировано: 22.04.2015 11:17
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх