Китай спустил на воду уже свой третий авианосец, который фактически является копией современного американского авианосца «Джеральд Форд». Это серьёзное достижение, особенно с учётом того, в каком состоянии находилось кораблестроение КНР ещё два десятка лет назад. При этом для России авианосец пока что остаётся несбыточной мечтой. «Наша Версия» вспоминала, как Китаю удалось совершить этот прорыв.
Можно сказать, что Пекин сумел построить корабль такого класса прежде всего потому, что все эти годы беспрестанно скупал по всему миру необходимые технологии. Так, в 1995 году китайцы купили советский авианесущий крейсер «Минск» и внимательно изучили его, перед тем как отдать в эксплуатацию коммерсантам. В 1996-м они выкупили в России первый советский авианесущий крейсер «Киев», который тоже разобрали до винтика и изучили. Годом позже китайцы сторговали стоявший в Николаеве под украинским контролем советский крейсер «Варяг», достроенный на 68%. Украина продала этот корабль частной компании из КНР на металлолом, однако в результате Китаю достались высокотехнологичное оборудование и даже корабельный истребитель Су-33. Но самое важное, что получил Пекин, – проектную документацию, общий вес которой составил 40 тонн, отчего везти её пришлось на восьми грузовиках.
Пытались заполучить китайцы и западные технологии. Так, в мае 1982 года Австралия вывела из боевого состава свой авианосец «Мельбурн», продав его на металлолом Китайской объединённой судостроительной корпорации. На прикол в китайском порту «Мельбурн» встал в 1985 году, однако разделали его полностью только в 2002-м. Всё это время китайцы изучали и копировали подъёмники, катапульты и другое оборудование. Столь много времени понадобилось оттого, что Китай пытался купить у Австралии чертежи корабля, но получил отказ.
В 1990-х годах Китай попытался выкупить конструкторскую документацию на испанские проекты лёгких авианосцев. Это не получилось, однако испанцы, построившие к тому времени два маленьких эскортных авианосца для себя и для Таиланда, согласились консультировать китайских инженеров. В 1997-м китайцы попытались купить выводимый из боевого состава ВМС Франции «Клемансо». И хотя им это не удалось, к тому времени они уже успели собрать огромный массив информации об устройстве авианесущих кораблей разных конструкторских школ.
Сдаётся «Варяг»
И всё же именно советский «Варяг» стал основой для первого китайского авианосца. До этого он пережил множество злоключений. Сначала Турция не пропускала корабль через Босфор в течение целого года, и понадобилось вмешательство китайского правительства, чтобы крейсер прошёл проливы. Тогда и вскрылось, что за покупкой стоит вовсе не предприниматель, желающий превратить корабль в плавучий развлекательный центр, а китайское государство. Потом «Варяг» не пропустили через Суэц, и корабль потащили в обход Африки. На военно-морскую верфь в Даляне «Варяг» прибыл только весной 2002 года. Спустя три года его перевели в сухой док. Китаю нужно было не только восстановить корабль, но и разработать для него ряд весьма сложных систем, которых до этого КНР не производила. Так, у китайцев была проблема с созданием аэрофинишёра.
Польским подросткам из города Быдгощ, «раздевшим» несовершеннолетнюю одноклассницу с помощью искусственного интеллекта, может грозить до 2 лет лишения свободы.
Спустя 10 лет, в 2012 году, бывший «Варяг» после трудных, аварийных и опасных испытаний был принят в боевой состав, получив название «Ляонин». В том же году на его палубу приземлился первый китайский палубный истребитель J-15 (сделанный по подобию Су-33). Сегодня первый китайский авианосец используется как учебный корабль.
Дальше китайцы решили сделать полностью импортозамещённую копию своего первого авианосца. В 2015 году на той же верфи в Даляне, где препарировали и достраивали «Варяг», был заложен первый полностью китайский авианосец. Весной 2018 года начались испытания, и через год корабль был принят в боевой состав. Он получил название «Шаньдун».
После этого китайцы решились на по-настоящему амбициозный проект «Фуцзянь». Это крупный корабль водоизмещением 85 тыс. тонн с электромагнитными катапультами и электродвижителями. Он будет нести полноценную авиагруппу с истребителями, ударными самолётами, вертолётами и палубными самолётами дальнего радиолокационного обнаружения KJ-600. Для создания такого огромного и сложного корабля были внедрены собственные технологические решения, поскольку Китай стремился одновременно создать тяжеловооружённый ударный корабль, как это принято в России, но при этом с большой авиагруппой на борту, как делают в США. Конечно, не всё получилось, как хотелось, у «Фуцзяня» масса проблем в конструкции, однако корабль вышел в море, и это важное достижение. Дальше планируется достройка ещё одного авианосца с одновременной постройкой ещё более тяжёлого атомного.
Именно советский «Варяг» стал основой для первого китайского авианосца. До этого он пережил множество злоключений. Сначала Турция не пропускала его через Босфор. Тогда и вскрылось, что за покупкой стоит вовсе не предприниматель, желающий превратить корабль в плавучий развлекательный центр, а китайское государство
На уровне обсуждений
Единственный действующий российский авианосец «Адмирал Кузнецов», построенный ещё в СССР, сейчас находится на ремонте, и неизвестно, когда он выйдет в море, поскольку сроки окончания работ постоянно откладываются. О новых авианосцах говорят всё реже, по последним заявлениям их строительство переносится на конец 20-х годов.
При этом периодически появляются новые проекты. Так, в 2015 году был представлен проект тяжёлого атомного авианосца проекта 23000Э (шифр «Шторм») водоизмещением 95–100 тыс. тонн и с палубным авиакрылом, состоящим из 80–90 летательных аппаратов. Этот проект является «одноклассником» уже построенного в Китае авианосца «Фуцзянь». В составе авиакрыла самолёты и вертолёты, аналогичные тем, которые базируются на «Кузнецове», а также самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и беспилотные летательные аппараты различного назначения.
В 2018 году был показан проект лёгкого многоцелевого авианосца, предназначенного для боевых действий в дальней морской и океанской зоне. Сообщалось, что техническая реализуемость проекта подтверждена, выполнены оценки стоимости и места строительства. В 2019 году представили концепт-проект среднего авианосца с атомным реактором и вспомогательной газотурбинной установкой водоизмещением 76 тыс. тонн (шифр «Шторм-КМ»), способного нести до сотни летательных аппаратов. Предполагается, что в состав авиакрыла помимо самолётов и вертолётов войдут БПЛА различных классов, в том числе и те, которые не будут возвращаться на авианосец после выполнения боевого задания.
Также был представлен вариант авианосца – проект 11430Э (шифр «Ламантин»), который имеет атомную силовую установку и несёт на борту 60 самолётов и вертолётов различного назначения, а также 10 тяжёлых беспилотников. В качестве преимущества данного проекта называлось то, что его основой является авианосец проекта 1143.7 «Ульяновск» – тот самый, который был разобран на стапелях Черноморского судостроительного завода после развала СССР. Это позволит избежать технических рисков при проектировании и обеспечит сжатые сроки выполнения заказа.
Однако в сухом остатке ситуация выглядит так, что пока Китай один за другим спускает свои авианосцы на воду, в России их создание находится на уровне дискуссий, интриг и макетов.
Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования
– Китаю необходимы авианосцы, чтобы решать военно-политические задачи, в том числе проблему Тайваня, поэтому Пекин форсирует их строительство. В следующем году будет построено ещё минимум два корабля такого класса, и Китай станет вторым по количеству авианосцев после США. Сейчас Пекин выходит на лидирующее положение в мире по военным технологиям, и это преимущество будут только наращивать. В то же время непонятно, смогут ли в России не то что создать новый авианосец, а хотя бы восстановить «Адмирала Кузнецова». Даже если удастся создать или купить все необходимые для постройки технологии, его стоимость будет гораздо выше, чем у кораблей, которые сегодня существуют. Скорее всего это понимают в военном ведомстве, поэтому о модернизации единственного существующего авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» в последнее время говорят всё меньше. Но мало того, что эти проекты дорогостоящие, так и у современного российского флота просто нет задач для кораблей такого класса.