Версия // Общество // Российскому флоту не хватает кораблей

Российскому флоту не хватает кораблей

71310

Военно-морская фикция

Российскому флоту не хватает кораблей
(Рисунок: Темур Козаев)
В разделе

В начале ноября в Сочи состоялась уже ставшая традиционной встреча президента РФ с руководящим составом Министерства обороны и оборонно-промышленного комплекса. Первый день совещания был посвящён вопросам развития Военно-морского флота.

Сюжет: Армия

Тот, кто внимательно смотрел трансляцию заседания в Сочи, возможно, обратил внимание на главкома ВМФ адмирала Николая Евменова. Ранее, поздравляя моряков по случаю 325-й годовщины основания российского регулярного флота, он сообщил, что в состав ВМФ вошло 40 новых кораблей. Те же цифры назвал в Сочи и президент. Однако если главком Евменов сказал, что все эти корабли вступят в строй в 2021 году, то президент более точно отнёс эту цифру к четырём последним годам. То есть адмирал приукрасил действительность?

Возникают и другие вопросы. Вот что говорил адмирал Евменов: «В 2021 году ВМФ России получит в свой состав более 40 надводных кораблей, подводных лодок, судов обеспечения и многофункциональных катеров. Программа военного кораблестроения (а есть ли такая? Есть Государственная программа вооружения. – Авт.) по целому ряду позиций выполняется с опережением графиков (судя по всему, это больше желание, чем факт. – Авт.), что говорит об огромном внимании к Военно-морскому флоту». Адмирал также отметил, что задачу военно-морского присутствия в различных районах Мирового океана сейчас выполняют 80 кораблей.

Последнее вызывает большие сомнения. Дело в том, что у нас сейчас просто нет таких океанских сил. В 70-е годы я служил на Центральном командном пункте ВМФ и могу засвидетельствовать, что в 70–80-е годы советский Военно-морской флот имел на боевой службе в различных точках Мирового океана свыше 200 вымпелов. Увы, сейчас нам до этой цифры очень далеко. Показательный факт: если прежде сообщалось, что уровень новых вооружений составляет у нас 80–90%, то сегодня говорится примерно о 70%.

Такое отношение к флоту стало результатом того, что очень амбициозная программа кораблестроения на 2011–2020 годы, которая не имеет самостоятельности, а является составной частью Государственной программы вооружения (ГПВ), насколько можно судить, так и не была выполнена. Ещё в августе 2016 года журнал «Военное обозрение» опубликовал статью «Программа кораблестроения ВМФ, или Очень плохое предчувствие». То есть уже тогда специалисты видели, что планы по строительству новых кораблей срываются. В феврале 2018 года президент подписал новую ГПВ – на период с 2018 по 2027 год, но флот опять не получил должного внимания. Сейчас готовится новая госпрограмма и хочется верить, что военное судостроение в ней займёт достойное место.

Тем временем реальность не радует. Так, заказ на постройку нового авианосца, который должен прийти на замену устаревшему авианесущему крейсеру «Адмирал Кузнецов», отложен минимум на 2030 год. Хотя проекты по созданию авианосца есть, и неплохие, но из-за высокой стоимости и сложности их не удаётся реализовать. А наши олигархи, увы, не такие уж патриоты, чтобы сброситься на благо Отечества. Кроме того, определено, что основными крупными кораблями дальней морской зоны станут фрегаты проекта 22350. Однако их решено построить всего восемь, а это не так уж много. Вступление в строй второй четвёрки этих фрегатов ожидается в 2021–2026 годах – если, конечно, ничего не случится. Так же строятся корветы. Но если прежде они считались исключительно кораблями ближней зоны, то теперь вдруг решено, что они могут выполнять задачи и на дальних морских просторах. Как это понимать? Мол, русские моряки всё выдержат и преодолеют? Наконец, до конца непонятна затея со строительством двух универсальных десантных кораблей. Для УДК требуются корабли, которые сопровождали бы и охраняли их в дальней морской зоне. А есть ли такие?

По теме

Вывод один – задачи перед ВМФ России ставятся серьёзные, но для их решения требуются современные корабли. Модернизация старых кораблей океанской зоны, которые давно морально устарели, не решает этой проблемы. В среднем судостроительная промышленность должна выдавать в год не менее 12 крупных кораблей, чтобы можно было достичь показателей, обозначенных президентом. Пока что к 2028 году в составе ВМФ России можно ожидать появления 14 фрегатов, 22 корветов, двух УДК и порядка 22 атомоходов. Справятся ли корабелы? Военно-морские учения НАТО в Чёрном море заставляют задуматься о роли ВМФ в системе Вооружённых сил РФ. Вопрос только в том, поймут ли это в руководстве Министерства обороны? Президент это уже понял.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 22.11.2021 10:00
Комментарии 21
Наверх