Новейший и самый дорогой британский авианосец «Принц Уэльский» (HMS Prince of Wales) сломался и не смог добраться до места совместных учений с флотом США. Проблемы и у американских ВМС. Специалисты изучили то, что осталось от вертолётоносца «Боном Ричард» (Bonhomme Richard), сгоревшего на базе в Сан-Диего, выяснив, что дешевле и быстрее построить новое судно. В России ЧП с боевыми кораблями также происходят регулярно. Что это – неизбежная на море случайность, как говорят моряки? Или же следствие халатности и ошибок?
Авианосец «Принц Уэльский» (HMS Prince of Wales) планировал присоединиться к военно-морским учениям США у берегов Флориды. Вместе с ним было решено пригнать к американским берегам авианесущую группу и провести совместные полёты самолётов пятого поколения F-35 ВМС США и британского флота. Все эти планы разрушило ЧП на борту английского авианосца. Как выяснилось, сбой дала система пожаротушения, отчего вода бесконтрольно стала заливать внутренние отсеки авианосца. Это вывело из строя часть электрики и электроники, которые питали системы двигателей, а также систему жизнеобеспечения. Первая версия инцидента – система пожаротушения «сошла с ума», но не исключается, что произошло штатное срабатывание на перегрев силовой установки и повышение температуры в машинном отделении выше нормы. В ВМС Британии пока не говорят, когда и как долго будут ремонтировать корабль. Цена ремонта – не меньше 120 млн фунтов стерлингов, поскольку почти всю электронику авианосца придётся заменить и заодно провести частичную переборку силовой установки. Морякам и командованию флота откровенно стыдно: чуть ли не первый дальний поход – и такой конфуз.
Один ремонт равен двум пожарам
Увы, в России ситуация с исправностью боевых кораблей тоже не сахар. Самый крупный инцидент произошёл в 2018 году, когда на палубу единственного авианосца «Адмирал Кузнецов» упал кран. И теперь неизвестно, вернётся ли вообще корабль в состав флота. Ещё в 2017 году корабль был отправлен в Мурманск на модернизацию, в ходе которой планировалось улучшить его силовую установку, а также обновить электронные системы и внести ряд других изменений. Однако спустя год плавучий док ПД-50, в котором находился корабль, затонул из-за отключения электроэнергии и повредил палубу авианосца одним из своих кранов, оставив пробоину площадью 20 квадратных метров. В связи с этим время на восстановление корабля увеличивается, а стоимость ремонта оценивается в 1 млн долларов. На фоне таких внушительных трат многие западные эксперты недоумевают, зачем Минобороны продолжает инвестировать средства на поддержание и ремонт «полуживого» авианосца. По последним официальным данным, ремонт и модернизация «Адмирала Кузнецова» должны были завершиться в 2020 году, но, по всей видимости, о сроках окончания ремонта никому не известно.
В июле 2019 года из-за неисправной аккумуляторной батареи произошёл пожар на ещё одном значимом российском корабле – сверхсекретной российской атомной глубоководной станции проекта 10831 АС-31 (неофициальное название «Лошарик»). Аппарат занимался изучением придонного пространства и дна Мирового океана в интересах Военно-морского флота, по другой версии – секретными операциями на предельных глубинах. Огонь ценой жизни 14 моряков-подводников, большинство из которых были капитанами 1 ранга, удалось ликвидировать, аппарат находится на военно-морской базе Североморск. По последним данным, работы по его восстановлению перенесены на 2021 год, о стоимости не сообщается.
Источники «Нашей Версии» в ВМФ говорят, что происшествия на флоте по техническим причинам будут продолжаться, ведь состояние большинства боевых кораблей, многие из которых эксплуатируются уже больше 20 лет, критическое. В итоге капитаны фактически выходят в море на свой страх и риск.
Иду на таран
Ещё одна беда военных кораблей – регулярные аварии. Так, летом 2017-го сразу два американских эсминца серьёзно пострадали в результате столкновения с гражданскими судами. 17 июня эсминец «Фицджеральд» (USS Fitzgerald), находясь в 50 морских милях от базы Йокосука, столкнулся с контейнеровозом ACX Crystal, шедшим под филиппинским флагом. Военный корабль получил большую пробоину ниже ватерлинии. В итоге семеро моряков утонули в одном из затопленных отсеков. Командира эсминца и трёх офицеров обвинили в халатности, опасном управлении кораблём и непреднамеренном убийстве.
Два месяца спустя в Малаккском проливе практически в аналогичной ситуации оказался эсминец «Джон Маккейн» (USS John S.McCain). Корабль на полном ходу врезался в торговое судно Alnic MC. В результате были полностью затоплены жилые отсеки, ремонтная мастерская и рубка связи. Пятеро моряков пострадали, 10 – пропали без вести. Основная версия причины обоих инцидентов – человеческий фактор. Экипажи кораблей действовали со множеством нарушений правил международного морского судоходства. Как тут не вспомнить байку о маяке и американском авианосце, в которой из-за гиперболизированного эго капитана боевой корабль до последнего отказывается отворачивать от маяка.
Столкновение фрегата «Хельге Ингстад» (Helge Ingstad) с танкером продолжило череду инцидентов с боевыми кораблями. 8 ноября 2018 года норвежский боевой корабль возвращался домой после масштабных военно-морских учений НАТО Trident Juncture. Корабль врезался в мальтийский танкер «Сола ТС» в районе островов коммуны Эйгарден. Фрегат получил огромную пробоину по правому борту – около 10 метров – и стал тонуть. Экипаж эвакуировался, но корабль не спасли. Над водой осталась торчать лишь одна из мачт. В марте 2019-го корабль подняли и доставили на военно-морскую базу Хоконсверн в Бергене. Норвежские власти до сих пор не решили, что делать с «утопленником». Выяснилось, что военный корабль грубо нарушил правила судоходства, не включив транспондер – устройство, передающее данные для международной системы автоматической идентификации судов – AIS.
Были похожие ситуации и в ВМФ России. Так, 27 апреля 2017-го средний разведывательный корабль «Лиман», наблюдавший за военно-морскими учениями НАТО в Чёрном море, врезался в судно-скотовоз Youzarsif-H, шедшее в Иорданию. Это произошло в 15 морских милях к северо-западу от прибрежного турецкого городка Килиос. «Лиман» с пробитым ниже ватерлинии правым бортом утонул, все 78 членов экипажа были спасены турецкой береговой охраной. Причину столкновения так и не установили. Считается, что в крушении могли быть виноваты погодные условия – в тот день над морем стоял плотный туман. Однако, по оценкам военных экспертов, разведывательный корабль такого класса легко должен был обнаружить огромный скотовоз хоть ночью, хоть в тумане.
Валентин Селиванов, адмирал, начальник Главного штаба ВМФ в 1992–1996 годах
– Главная причина происшествий на боевых кораблях – это расхолаженность и непрофессиональные действия экипажей. Военная техника сложна в управлении и небезопасна. Пожары на кораблях далеко не редкость, только на моей практике их было три. Человеческие ошибки в морском деле всегда обходятся очень дорого. Это касается и, к примеру, ремонтных заводов, где боевые корабли проходят обслуживание.