// // Падение навигационных спутников обойдётся в 20 триллионов рублей

Падение навигационных спутников обойдётся в 20 триллионов рублей

373

ГЛОНАСС не догонят

2
В разделе

5 декабря российская система ГЛОНАСС вновь не смогла выйти на глобальное покрытие планеты навигационным сигналом. Ракета «Протон» вывела три спутника «Глонасс-М» на неправильную высоту, и они упали в Тихий океан в 1500 километрах от Гонолулу. Для расследования причин катастрофы создана госкомиссия. Специалисты выдвигают различные предположения. Главная версия – сбой в ракете-носителе – кажется неловкой попыткой показать, что с ГЛОНАСС у нас всё в порядке, поскольку «Протон» считается одной из самых надёжных ракет. Только в 2010 году было успешно запущено 10 ракет-носителей этого типа. Создание ГЛОНАСС в последние годы считается одной из важнейших государственных задач. Но, даже несмотря на это, очевидно, что не сбылись планы правительства, согласно которым эти три спутника должны были завершить формирование целостной навигационной системы уже к концу 2010 года. На ГЛОНАСС возлагались большие надежды: считается, что создание этой высокотехнологичной передовой системы позволит России выделиться и заработать авторитет в цивилизованном мире. Каковы перспективы одного из самых дорогостоящих и амбициозных проектов в новейшей российской истории, разбирался корреспондент «Нашей Версии».

Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) создана по заказу Министерства обороны СССР. По задумке разработчиков основой системы должны являться 24 спутника, движущихся над поверхностью Земли в трёх орбитальных плоскостях. Главная цель этой системы на сегодняшний день – достичь точности системы, сопоставимой с точностью своего аналога, американской навигационной системой NAVSTAR GPS – единственной зарубежной развёрнутой навигационной системой.

История ГЛОНАСС начинается с 12 октября 1982 года, когда первый спутник был выведен Советским Союзом на орбиту. В 1993 году система была официально принята в эксплуатацию с орбитальной группировкой из 12 спутников. В декабре 1995 года спутниковая группировка была развёрнута до штатного состава – 24 спутника. Вследствие недостаточного финансирования, а также из-за короткого срока службы число работающих спутников сократилось к 2001 году до шести.

Но в этом же году была принята федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система», согласно которой полное покрытие территории России планировалось уже в начале 2008 года, а глобальных масштабов система должна была достичь к началу 2010 года. Первоначально стоимость проекта оценивали в 63 млрд рублей, но в августе этого года Владимир Путин заявил, что на финансирование программы ГЛОНАСС правительство в течение ближайших полутора лет планирует выделить ещё 48 млрд рублей в дополнение к уже вложенным 60 миллиардам.

Но, несмотря на солидное финансирование, сроки ввода в рабочий режим ГЛОНАСС регулярно переносятся, а спутники постоянно выходят из строя. Так, в 2009 году на орбиту были выведены три новых спутника системы, после чего один из аппаратов модификации «Глонасс-М» сломался и был выведен из эксплуатации.

Как рассказал «Нашей Версии» главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко, главной причиной неудач российской системы навигации является нежелание кооперироваться для её создания с другими странами, например с Индией, с рядом стран СНГ. «Что касается последней катастрофы, то она, пожалуй, стала весьма дорогостоящей. Потеря трёх космических аппаратов «Глонасс-М», которые упали в Тихий океан в результате неудачного запуска, может обойтись налогоплательщикам в несколько сотен миллионов долларов – точную цифру экономического ущерба подсчитать сегодня весьма сложно. Все цифры, которые были озвучены в последние дни, довольно приблизительны и основательно занижены. Однако более значительными могут оказаться будущие экономические и политические потери. И в конечном счёте все эти неудачи подрывают имидж проекта».

По теме

Вероятно, поэтому наладчики ГЛОНАСС пытаются в авральном порядке спасти престиж системы. Сейчас в составе орбитальной группировки 26 спутников. Из них 20 работают в заданном режиме, 2 находятся в орбитальном резерве и 4 временно выведены на техобслуживание. Для того чтобы навигационный сигнал системы ГЛОНАСС непрерывно принимался на всей территории России, необходимо как минимум 18 работающих спутников. А чтобы ГЛОНАСС успешно работала над всем миром, нужно 24 спутника.

Глава Роскосмоса Анатолий Перминов сообщил, что принято решение один резервный аппарат включить и начать его перегон в рабочую точку, куда планировалось запустить один из потерянных спутников «Глонасс-М». В дальнейшем такое же решение будет принято по второму резервному спутнику. Таким образом, на орбите будет уже 22 аппарата. Он также сообщил, что работы по запуску навигационных спутников продолжаются. Кроме того, планируется быстрее ввести в состав орбитальной группировки навигационный спутник нового поколения «Глонасс-К». «Мы планировали его испытывать в течение трёх месяцев, но теперь будем сразу ставить его на эксплуатацию, современный спутник будет запущен с космодрома Плесецк уже 28 декабря. Спутник выведет на орбиту ракета-носитель «Союз» с разгонным блоком «Фрегат», – заявил Перминов. При этом, как сообщает чиновник, навигационный космический аппарат нового поколения «Глонасс-К» имеет ряд технических преимуществ перед своими предшественниками («Глонасс» и «Глонасс-М»). Он изготавливается на базе негерметичной платформы, обладает улучшенными характеристиками и сроком активного существования 10 лет. Перминов пояснил, что к концу 2010 года на орбите будет 23 аппарата и такой орбитальной группировки в принципе достаточно для покрытия навигационным сигналом всей поверхности Земли. Также он отметил, что на восполнение орбитальной группировки ГЛОНАСС до 24 космических аппаратов, которые необходимы до глобального покрытия Земного шара навигационным сигналом системы, потребуется два с половиной-три месяца. Но, судя по тому, как хромает система в последние годы, такие заявления не стоит воспринимать слишком оптимистично.

Катастрофа вызвала у экспертов важный вопрос: как ЧП отразится на управлении Военно-космическими войсками? Минобороны поспешило успокоить, что состояние ГЛОНАСС на уровне управления армии в целом не отразится. И в данном случае Минобороны сложно упрекнуть в лукавстве, ведь успешное применение ГЛОНАСС военными официально зафиксировано лишь однажды: в июне 1999 года российские десантники совершили бросок из Боснии в Приштину, используя возможности российской навигационной системы.

А вот в чеченских кампаниях и в Южной Осетии российские войска воевали без космической навигации, хотя чрезвычайно нуждались в системе высокоточного определения координат. Зачастую офицеры были вынуждены за собственные деньги покупать GPS-передатчики. Но, как оказалось, использовать в военных целях заокеанскую систему позиционирования в самый неподходящий момент могут не позволить её владельцы.

Как пояснил «Нашей Версии» руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок, в GPS присутствуют два сегмента – гражданский и военный – и оба управляются из Пентагона. Приёмники GPS военного образца способны принимать дополнительные спутниковые сигналы, не улавливаемые бытовыми навигаторами. Американские военные могут в любой момент снизить качество сигнала, делающее невозможным военное применение бытового приёмника GPS или вовсе отключить гражданский сегмент GPS в каком-то районе. Так, по мнению эксперта, поступили американцы во время конфликта в Южной Осетии, там в августе 2008 года бытовые приборы GPS давали сбои метров на 300. У грузин, которые получили приборы навигации от американцев же, все системы наведения и позиционирования работали безотказно. Не случайно специалисты отмечают действия грузинской артиллерии, которая нанесла Российской армии самые существенные потери.

В связи c отсутствием альтернативы GPS с грузинской армией нашим войскам пришлось сражаться практически вслепую. Лишённые возможности быстрого и точного определения своего местоположения, российские подразделения действовали наугад, попадая в засады, накрывая друг друга «дружественным огнём». Чтобы хоть как-то распознавать свои подразделения, на антенны боевых машин привязывали лоскуты белой матери.

По теме

Также дедовскими способами, с помощью буссоли и карты, производилась привязка к местности артиллеристами, что, естественно, увеличивало время на развёртывание, огонь также корректировали по старинке, при помощи оптических приборов образца середины прошлого века. Отсутствие в войсках реально действующей навигационной системы сделало менее эффективным применение ряда высокоточных боеприпасов. Как рассказали «Нашей Версии» в штабе Южного округа, из-за отсутствия надёжной системы определения координат снизилась точность хорошо зарекомендовавших себя тактических ракетных комплексов «Точка-У».

Не случайно сразу после военного конфликта с Грузией, буквально через несколько недель, 25 августа 2008 года, появилось постановление правительства Российской Федерации «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS». Примечательно, что запрет на использование систем иностранного производства в нём не прописан – видимо, постоянные неудачи заставили перестраховаться.

Согласно закону аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS должна быть: на ракетах-носителях, разгонных блоках, космических аппаратах, всех воздушных, морских и речных судах, автомобилях и железнодорожных транспортных средствах, которые используются для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов. Этой же навигацией должны были оснащаться приборы и оборудование, используемые при проведении геодезических и кадастровых работ, средства синхронизации времени. И главное, аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в обязательном порядке должна быть встроена в технические средства и системы, образцы вооружения, военную, специальную и транспортную технику не только вооружённых сил, но всех других военизированных формирований и органов.

Наш эксперт Игорь Коротченко отмечает, что уже более 10 лет США ведут исключительно бесконтактные войны – показательны примеры Югославии, Ирака и даже Афганистана. Воюющие на расстоянии американцы ударами высокоточных ракет методично уничтожают все ключевые объекты государственной и военной инфраструктуры противника, а затем ракетно-бомбовыми ударами истребляют живую силу противника. Всё это было бы невозможно без применения совершенной системы спутниковой навигации. И это уже реалии современной войны.

Наши военные уже начали применять навигационные системы, но вынуждены дополнять «сырую» ГЛОНАСС, которая имеет мёртвые зоны и низкую точность определения координат, американской системой GPS. Как нам стало известно, разрекламированные стратегические бомбардировщики «Белый лебедь», которые во время патрулирования «наводят ужас» на вероятного противника, летают с «вражеской» аппаратурой на борту, которую тот может выключить в любую минуту.

Тем временем задержка с запусками спутников ГЛОНАСС уже не лучшим образом отражается на обороноспособности России. Так, мобильные ракетные комплексы «Тополь» первоначально были ориентированы именно на ГЛОНАСС. Тем не менее, когда их ставили на вооружение, от спутниковой системы пришлось отказаться в связи с её недееспособностью. А переходить на американскую GPS, как это было сделано на некоторых самолётах военной авиации, в РВСН не решились.

Тем не менее

Но самое печальное – неудачи ГЛОНАСС могут похоронить программу перевооружения армии современным оружием, на которую планируется выделить без малого 20 трлн рублей. Под удар ставятся самые современные типы вооружения: внедряемые системы автоматизированного управления и ракетный комплекс «Искандер», который максимальную точность обретает лишь при использовании сигналов спутниковых навигационных систем, и закупаемые в массовом порядке беспилотные летательные аппараты, которые без космической навигации становятся лишь дорогими высокотехнологичными игрушками и могут применяться лишь с большими ограничениями, как компьютеры без Интернета.

Как считают специалисты, в настоящий момент спутниковые навигационные системы, их применение в экономике, государственном управлении, в вопросах обороны являются определяющим фактором в развитии государства. Прогнозируется, что в ближайшие 10–15 лет большинство государств без спутниковой навигационной системы просто не смогут существовать. Причём речь идёт в основном об использовании их в народном хозяйстве. Впрочем, это уже сегодня ощущается в России, где гражданские потребители плотно подсели на уже действующую эффективную и недорогую систему GPS. Эксперты прогнозируют, что с развитием ГЛОНАСС в России может появиться огромный рынок сбыта устройств для этой навигационной системы. По мнению экспертов, в перспективе объём рынка таких устройств может достигнуть объёма, исчисляемого миллиардами долларов.

Нельзя сказать, что в России не понимают значимости ГЛОНАСС, во всяком случае, кампания по продвижению этого пока ещё не созданного продукта идёт беспрецедентная: задействован самый высокий уровень власти. Чего только стоит заявление о том, что уже с 2012 года во все автомобили отечественного производства будет встроен комплекс «ЭРА ГЛОНАСС», система экстренного реагирования на аварии, работающая на базе российской спутниковой навигационной системы. Не раз заявлялось, что в ближайшем будущем общественный транспорт в массовом порядке будет оснащён системой спутникового мониторинга на базе ГЛОНАСС. Пожалуй, самой запоминающейся стала история с «глонасс-ошейником» для Кони, собаки премьер-министра Путина.

Между тем эксперты выражают обеспокоенность по поводу того, что деньги, выделяющиеся на оборонно-космические и коммуникационно-космические мероприятия, расходуются недостаточно прозрачно, и видят в этом основную причину системных неудач. Видимо, спасти ГЛОНАСС можно будет только после того, как будет определено, с чем они связаны – с плохим менеджментом или какими-то злоупотреблениями. Не случайно президент России Дмитрий Медведев поручил генеральному прокурору Юрию Чайке проверить расходование средств на реализацию этой программы.

Опубликовано:
Отредактировано: 13.12.2010 12:05
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх