Президент США Барак Обама заявил: «Соглашение о прекращении огня на Украине даёт шанс выйти на путь дипломатии и мира. Если Россия встанет на этот путь, то мы готовы отменить наши санкции». В том же ключе выступил и министр иностранных дел Японии Фумио Кисида. По его словам, можно пересмотреть или отменить санкции в случае «действий России, направленных на мирное урегулирование кризиса на Украине». Евросоюз планирует 30 сентября обсудить доклад Европейской внешнеполитической службы, на основании которого может быть принято решение о полной или частичной отмене санкций против России. Так стоит ли ожидать отмены санкций в ближайшее время?
Яков МИРКИН, заведующий отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН:
– Отмена санкций со стороны ЕС или США будет происходить по кусочкам, и совсем не обязательно в том порядке, в каком они вводились. Возможно, меньшими порциями, чтобы оставить себе как можно больше места для давления на российскую сторону, то, что называется «кнут и пряник». Санкции со стороны ЕС прямо не затрагивали интересы российского населения, и этот момент во внимание приниматься не будет. Будут учитываться интересы собственного бизнеса (германского, французского и т.п.), размеры утраченного им в России. Я прогнозирую, что в первую очередь последует отмена санкций в области поставки технологий и оборудования для сырьевых проектов. Именно здесь были прямо нарушены интересы европейского бизнеса в России. Санкции, ограничивающие доступ российских компаний и банков к международным рынкам капитала, будут сниматься с гораздо меньшей скоростью, как и статус «персона нон грата», наложенный на узкий круг российских политиков и крупнейших собственников бизнеса.
Илья БУДРАЙТСКИС, историк, публицист, один из лидеров платформы «Открытая левая»:
– С самого начала санкции воспринимались как временная мера. В отличие от практикуемой десятилетиями Западом политики санкций, направленных на смену правящих режимов (от Кубы до Ирана), антироссийские меры – часть масштабного «силового» диалога с Кремлём. Цена этого диалога – пересмотр украинского соглашения об ассоциации и в целом уточнение баланса сил на постсоветском пространстве. Всем уже очевидно, что дискуссия «больших игроков» настолько азартна, что годятся любые «аргументы», в том числе тысячи убитых и разрушенные города. На этом фоне повышение цен, сокращение рабочих мест и обвал рубля выглядят по-вегетариански. Путин больше, чем когда-либо, выглядит гарантом стабильности в регионе, с кем лично нужно согласовывать любые шаги в этой части света. Разумеется, никто не собирается его свергать при помощи санкций или душить Россию «костлявой рукой голода». Я думаю, санкции повлияли на заключение минского соглашения. Однако вопрос их пересмотра будет оставаться подвешенным как минимум до осенних выборов на Украине и в Донбассе.
Александр ШУБИН, доктор исторических наук, координатор сообщества «Информационал»:
– Наивно думать, что частные улучшения ситуации в Донбассе могут привести к полной отмене санкций. Ведь санкции были введены не только в связи с Донбассом, но и в связи с Крымом, который большинство государств мира по-прежнему считают частью Украины. Учитывая, что государства Запада по экономическим причинам предпочитают стиль «умиротворения», возможно маневрирование санкциями, отступления и новые нажимы на новых направлениях, но пока, конечно, не отмена. Так что впереди – новые повороты противостояния, а не его завершение.
Павел КУДЮКИН, доцент Высшей школы экономики, член исполкома Союза социал-демократов:
– Судьба санкций будет зависеть от развития событий в Донецкой и Луганской областях Украины. Если от очень неустойчивого и постоянно нарушаемого минского перемирия удастся перейти к реализации заявленных в нём целей, то можно ожидать движения к отказу от санкций. Ведь они (а в ещё большей мере перспектива их наращивания и ответных действий России) наносят ущерб и европейской экономике. Остаётся, правда, вопрос о санкциях, связанных с аннексией Крыма. Поскольку в обозримой перспективе решения крымской проблемы не просматривается, то эта часть санкций, по всей видимости, сохранится. Нужно учитывать, что укрепившиеся опасения непредсказуемости внешнеполитических действий России приведут к ужесточению ограничений, которые не входят в пакет санкций. Например, это относится к выполнению Вассенаарских соглашений по контролю над экспортом обычных вооружений и (что особенно чувствительно для нашей экономики, чрезвычайно зависимой от импорта оборудования и технологий) высоких технологий. США, Евросоюз, Япония и другие развитые страны уже не закрывают глаза на торговлю в обход этих соглашений. Это обстоятельство будет гораздо чувствительнее, чем любые официально объявленные санкции.