// // К чему приведёт люстрация власти на Украине?

К чему приведёт люстрация власти на Украине?

335

Найти крайних

5
В разделе

16 сентября Верховная рада Украины приняла закон «Об очищении власти», то есть о её люстрации. Убрать из властных структур всех тех, кто служил прежнему режиму, требовал Майдан, однако на Украине не торопились это делать. Под полную люстрацию подпадала, по словам главы правительства Арсения Яценюка, «вся вертикаль власти – примерно миллион человек, в том числе весь состав Кабинета министров». Президент Пётр Порошенко называл эту инициативу «бессмысленной и бессодержательной», но правые радикалы активно требовали принятия законопроекта, внесённого депутатами из «Свободы» и «Батькивщины». В итоге закон с третьей попытки был принят, но со значительно смягчёнными поправками. Основаниями для обвинений станут как коррупционные доходы, так и связь с КГБ или Компартией, но при этом VIP-чиновники и депутаты получают индульгенцию – через процедуру люстрации пройдут чиновники среднего и низшего звена. Какие перспективы сулит принятие нового закона?

Ярина ЖУРБА, эксперт Центра политико-правовых реформ (Украина):

– Я приветствую идею люстрации. Нынешняя система власти позволяет негодяям, коррупционерам, людям, пренебрегающим правами человека, попадать на ответственные должности. Очищение власти очень нужно, и хорошо продуманная люстрация может быть одним из таких инструментов. Однако принятый закон – это лишь первый шаг, потому что надо ещё разработать правовой механизм его реализации. Национальное агентство по вопросам государственной службы должно принять целый ряд подзаконных актов, чтобы можно было создавать соответствующие комиссии и определить процедуры. После этого начнётся налаживание работы этих комиссий. Это долгий процесс. Ведь у нас перед глазами уже есть пример попытки люстрации в судебной власти. Ещё в апреле был принят закон о восстановлении доверия к судебной власти. На его основании была образована временная специальная комиссия по проверке судей. Но до сих пор никакие дела в рамках этой комиссии ещё так и не рассматривались.

Сергей ТАРАН, директор Международного института демократии (Украина):

– Мы не можем сказать, что после подписания президентом закона «Об очищении власти» у нас всё сразу станет нормально и власть моментально очис-

тится. Конечно, чем быстрее он заработает, тем лучше. Но не стоит ждать от нового закона быстрых результатов. Ключевые люстрационные процессы будут происходить уже после выборов. Процесс очистки власти длительный и может занять несколько лет. Однако первый эффект от выполнения закона в случае выполнения всех механизмов, которые заложены в него, будет виден уже через год. Главное, что это серьёзное начало изменений, которые закладывают важные механизмы в систему государственной службы Украины. Среди них, в частности, декларирование доходов и расходов чиновников, контроль за судебной властью в отношении коррупционных связей. Следующими шагами после подписания закона «Об очищении власти» должны быть создание службы, которая будет основным агентом люстрационных процессов, и привлечение общественности к её деятельности.

Владимир ФЕСЕНКО, руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента»:

– Закон «Об очищении власти» реализует ожидания Майдана и даст обществу импульс к обновлению. Впереди – частичное обновление госаппарата и отдельных государственных структур. Под действие закона подпадает около 1 млн человек, но процедура кадрового обновления будет растянута по времени. Массовая очистка власти, конечно, вызовет множество конфликтов, судебных процессов и, возможно, дойдёт до Конституционного суда. Ведь закон имеет противоречия с трудовым законодательством и с отдельными нормами конституции. Поэтому любые попытки увольнять людей по этому закону могут спровоцировать судебные иски. Будет политическая и правовая борьба. Одновременно надо думать, кто придёт на место этих людей и как скоро. Иначе нормальная работа государственных учреждений будет просто заблокирована.

Виталий ДУДИН, сотрудник Центра социальных и трудовых исследований, активист социалистического объединения «Левая оппозиция»:

– Каждая революция подразумевает смену лиц. Если «вредные» элементы не покинули своих постов, значит, никакой революции не произошло. Но сейчас процесс будет избирательным и забюрократизированным. Закон не сделает Украину демократичнее. Он является лишь своеобразной местью политикам эпохи Януковича, хотя нельзя сказать, что коррупции не было при власти Ющенко. Можно упрекнуть авторов закона в том, что они исходили из собственных политических взглядов, а не из принципов объективности. Люстрации подлежат руководители избиркомов, фальсифицировавшие выборы президента Украины 2004 года. Но почему-то не упоминаются президентские и местные выборы 2010 года. Участники АТО не подпадают под люстрацию вовсе. Несовершенство документа может обернуться для Украины проигранными процессами в Евросуде. Настоящая люстрация должна быть более радикальной и осуществляться по социальному признаку. Нужно лишить власти миллионеров – собственников крупного бизнеса либо передать их активы государству. Надо запретить и финансирование выборов бизнесом. Тогда есть шансы, что политики будут учитывать интересы народа. При олигархах власть чистой не бывает априори. К сожалению, многие готовы удовлетвориться сменой лиц, а не системы.

Опубликовано:
Отредактировано: 19.09.2014 20:00
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх