Версия // Общество // От импортозамещения в рыбной отрасли выиграли китайцы

От импортозамещения в рыбной отрасли выиграли китайцы

3395

Приплыли!

фото: Сергей Тетерин
В разделе

Российским рыбакам пока так и не удалось заполнить прилавки магазинов своей продукцией. А от политики импортозамещения выиграли разве что производители некачественной рыбы из Китая и Вьетнама. Эти и другие проблемы российского рыболовства на днях обсуждали на заседании Госсовета. Большие чиновники во главе с президентом Владимиром Путиным говорили много правильных слов. Но вот беда: решить проблемы отрасли пытаются уже более 10 лет, однако дальше разговоров дело пока что не двинулось.

На закупки импортной рыбы Россия тратит почти 50 млрд рублей в год. Причём до 60% этих средств идёт на закупку аквакультуры. Такие данные привёл министр сельского хозяйства Александр Ткачёв. И это с учётом того, что наша страна является одной из самых богатых биоресурсами – нам не то что аквакультуру импортировать, мы могли бы завалить собственный рынок и ещё бы на экспорт осталось! Но это только формально. По факту же проблемы рыбной отрасли вот уже много лет остаются неизменными: отсутствие логистики и невозможность доставить рыбу с Дальнего Востока, а также устаревающий флот – в этом году на Госсовете говорили про 80–90-процентный износ. Интересно, что такие же цифры звучали и 5, и 10 лет назад. Ну и как следствие – наводнение магазинных прилавков импортной продукцией, которая в условиях санкционных войн ещё и сильно потеряла в качестве.

Лёд и глазурь вместо рыбы

Мягко говоря, неблестящее положение дел в отрасли отметил и президент Владимир Путин. «На российских прилавках по-прежнему преобладает импортный и достаточно дорогой товар, не всегда хорошего качества, а то и вовсе искусственного происхождения, – заявил глава государства. – На экспорт в прошлом году было поставлено 87% мороженой рыбы, а филе и готовой продукции – всего 7%. Доля мороженой рыбы на внутреннем рынке составила 56,7%, доля филе – чуть больше 2%. Россия сегодня по всем показателям находится в очевидных аутсайдерах рыбного рынка».

Отечественные магазины сегодня заполнены китайской тилапией и вьетнамским пангасиусом. Изначально недорогая азиатская рыба сильно прибавила в цене и одновременно убавила в качестве.

Успешные отечественные рыбодобывающие предприятия сегодня 70% своих доходов имеют прежде всего от экспорта сырья. «Крупнейшая рыбопромышленная компания, которая принадлежит «Русскому морю», почти всю выловленную рыбу отправляет на экспорт в Китайскую Народную Республику, в Республику Корею, потому что там больше дают денег за эту рыбу, чем на внутреннем рынке, – констатирует руководитель Информационного агентства по рыболовству Александр Савельев. – Дело в том, что у Росрыболовства нет полномочий для того, чтобы заняться регулированием цен. Государство не задействовало рычаги ценообразования. Например, чтобы убрать мотив возить рыбу за рубеж, достаточно было бы убрать возврат НДС для экспортёров или, скажем, обнулить ставку за пользование биоресурсами».

Китайские и вьетнамские производители, кстати, больше других выиграли от санкционной войны. Именно китайской тилапией и вьетнамским пангасиусом сегодня заполнены отечественные магазины. Причём получилось так, что изначально недорогая азиатская рыба в итоге сильно прибавила в цене и одновременно убавила в качестве. «Доступ на рынок нашей отечественной дикой рыбы во многом оказался сейчас заблокирован присутствием на рынке азиатской. Платёжеспособность населения упала, и произошла переориентация в сторону этого сегмента. Но беда в том, что сегодня люди, которые покупают некачественную азиатскую рыбу, начинают задумываться, а нужна ли им рыба вообще. Не лучше ли купить курицу?» – констатирует исполнительный директор Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Алексей Аронов. По его словам, главная проблема азиатской продукции в большом количестве льда и глазировки. «Дело в том, что у нас за качеством и безопасностью продукции следят два разных ведомства, и это, по сути, приводит к тому, что контроля нет, – объясняет Алексей Аронов. – Вот Россельхознадзор ловит на границе опасную продукцию, но глазурь – не опасна. И так эта рыба дальше распространяется по стране, по торговым точкам, где её уже не выловить. Кстати, дополнительно обрасти глазурью она может уже на пути к прилавку – у нас есть целые предприятия, которые занимаются глазированием этой рыбы».

По теме

Своей сёмги выросло немного

Что касается аквакультуры, то до недавнего времени она была представлена у нас знаменитой норвежской сёмгой, которая исчезла с прилавков с введением продуктового эмбарго. «Развитие аквакультуры для нас сейчас один из важнейших приоритетов. На сегодняшний день производство аквакультуры в России, к сожалению, составляет пока всего 3,5% от общего объёма выловленной и выращенной рыбы, в то время как в мире этот показатель приближается к 50%», – отмечает глава Росрыболовства Илья Шестаков.

Для сравнения: наша страна производит только 160 тыс. тонн аквакультуры в год, в то время как в том же Китае искусственно выращивают до 60 млн тонн. Это в 375 раз больше!

Впрочем, у развития этого бизнеса, по мнению чиновников из Росрыболовства, есть неплохие перспективы: законодательная база вся сформирована, более того, только в этом году правительство направило 250 млн рублей на субсидирование кредитов в этой области.

Кстати, производители аквакультуры – одни из немногих, кто сумел извлечь хоть небольшую выгоду от войны санкций и наступившего кризиса. «Здесь помогли даже не столько санкции, сколько курс валют. Когда произошла девальвация, импортная рыба стала не по карману потребителям и наша продукция естественным способом получила преимущества», – говорит Алексей Аронов. Причём, по его словам, в этом сегменте российские производители ни в чём не уступают своим зарубежным конкурентам. Проблема, однако, в том, что российские компании пока просто не в состоянии насытить рынок. Поэтому вместо исчезнувших норвежских стейков на прилавках появилась продукция с Фарерских островов и Чили.

Зарубежных конкурентов попросят на выход

Помогать отечественным производителям на недавнем Госсовете решили весьма экзотическим способом. Федеральной антимонопольной службе, в частности, было дано поручение разработать план по ограничению доступа иностранцев к рыбной ловле в России. «Понятно, что бизнес заточен на получение прибыли и работает там, где ему выгодно, однако ни нашу страну, ни её граждан абсолютно не устраивает, когда ассортимент и цена рыбы на внутреннем рынке определяются зарубежными поставщиками и ретейлерами, когда в рыбной отрасли расплодились разного рода рантье, использующие наши биоресурсы», – заявил президент Путин.

И всё же одними лишь запретительными мерами едва ли можно будет помочь развитию именно российского рыболовства. «Мы можем заместить красную рыбу Норвегии, то есть сёмгу и форель, нашим тихоокеанским лососем, атлантическую сельдь – тихоокеанской сельдью, а сайру японскую мы можем заместить собственной сайрой. Но здесь очень много вопросов, – рассуждает аналитик рыбного рынка Тимур Митупов. – В первую очередь надо решать вопрос со старыми рыбопромысловыми судами. Вторая проблема – это состояние инфраструктуры. Третья – 65% вылова нашей, отечественной рыбы – Дальний Восток, а железнодорожные тарифы на перевозку там 12 рублей с килограмма, а в период путины ещё больше – до 17 рублей». В результате, по словам эксперта, вся прибыль оседает у перевозчиков, торговых сетей, оптовых предприятий, а до производителей деньги практически не доходят и развиваться им просто не на что.

Тем временем

Чёрную икру возьмут под контроль

В Росрыболовстве снова озаботились борьбой с браконьерским промыслом. Победить нелегальных производителей чиновники думают благодаря введению Единой автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) по аналогии с той, что уже действует в алкогольной отрасли. Только теперь аналогичную идентификацию планируют ввести для икры и осетровых рыб. Если законодательная инициатива будет одобрена, то на упаковки с икрой будет наноситься специальная марка, а мясо будет продаваться в специальных закрытых упаковках, которые также будут промаркированы. Подобные меры контроля, полагают в Росрыболовстве, помогут также правоохранительным органам выявлять недобросовестных производителей.

Участники рынка, впрочем, считают введение подобного контроля явным излишеством. «Это может привести к резкому подорожанию и ещё раз тряхануть отрасль. Потребление и так находится на спаде, и даже незначительное увеличение цен ещё больше ударит по рыбакам, предприятиям и потребителям», – убеждён исполнительный директор Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Алексей Аронов.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 09.11.2015 13:13
Комментарии 0
Наверх