У каждого корабля, как и у человека, своя судьба. Военный корабль может погибнуть в первом же бою, а может пройти через несколько войн без единого повреждения. Некоторые гражданские суда подвергаются мобилизации и, пройдя через все опасности войны в океане, после завершения боевых действий возвращаются к своей мирной жизни.
Герой нашего рассказа прошел Вторую мировую войну, после демобилизации продолжал свой мирный труд, а после 73 лет службы кардинально поменял «профессию», став плавучим театром. В этой статье мы расскажем о «Корабле дураков» «Азарт».
Рыболовецкий траулер
Эта история началась в далеком 1916 году. Тогда в королевстве Нидерланды на воду был спущен парусный рыболовецкий логгер, который имел номер SCH-4. В те годы уже основную массу составляли паровые траулеры, но еще какое-то количество новых рыболовецких судов имели только паруса. В Европе (и не только) бушевала Первая мировая война, поэтому первые два года своей службы SCH-4 не покидал территориальных вод нейтральной тогда Голландии. С 1918 по 1939 год логгер провел за ловлей сельди в Северном море. В 1929 году он стал парусно-моторным судном – на нем установили двигатель мощностью 110 л.с. В те годы SCH-4 имел прозвище «Красный логгер» – дело в том, что он был единственным из «рыбаков», базировавшихся на порт Схевенинген, который имел корпус красного цвета. Остальные траулеры были чёрными.
С захватом Германией Голландии траулер был мобилизован немцами в состав Кригсмарине как вспомогательный тральщик NR 3614. При переоборудовании в тральщик на нем заменили двигатель на более мощный – в 180 л.с. После войны, в конце 1945 года, бывший траулер – вспомогательный тральщик переоборудовали в буксир и переименовали в «Astrid». Но, поскольку мощность двигателя явно не соответствовала задачам, которые должен выполнять буксир, в конце концов, судно вернулось к привычной для него работе – продолжало ловить сельдь в Северном море. Траулеру вернули старый номер SCH-4, и, по некоторым данным, присвоили новое название «Cornelis Roeleveld».
За время многолетней эксплуатации траулер несколько раз проходил модернизацию. После войны его корпус удлинили на 8 метров, а в 1978 году укоротили до первоначального размера. Более существенной стала модернизация 1959 года, в ходе которой на траулере установили новый дизельный двигатель «Industrie», мощностью 220 л.с. В том же году на нем была установлена рулевая рубка, демонтированная с другого логгера. SCH-4 работал траулером до 1971 года. Потом несколько лет использовался для перевозки выловленной рыбы из Исландии в Норвегию. Некоторое время судно использовалось для однодневных рыбалок для туристов. В 1989 году старый траулер купил фонд «Азарт» для использования в роли плавучего театра. Именно тогда на борту бывшего траулера появилось нынешнее название ««Azart» – «Азарт». У нового театра появилось и второе название « The Opera Ship». После продолжительной службы и нескольких модернизаций, длина судна составляла 26 метров, ширина 6,5 метра, валовая вместимость 110 тонн. На судне имелось 10 кают на 13 человек.
Новая жизнь
Фонд задумал новый проект как театральный, авангардный и одновременной морской, причем сам бывший траулер был важной частью декораций и, собственно, сценой. Штаб-квартира фонда находилась в Амстердаме, и проект изначально был позиционирован как интернациональный. Но начиналось все непросто. Дело в том, что артисты должны были быть и членами экипажа, что не всегда удавалось. Поэтому, на первом этапе у нового проекта были и громкие успехи и не менее громкие провалы, которые приводили к периодам упадка и безденежья. Со временем всё выровнялось. Так как изначально проект был интернациональным, то, в конце концов, собралась такая творческая труппа, которая комфортно себя чувствовала на судне. Косвенным подтверждением успеха стал факт переименования одной из площадей Амстердама в Azartplein – Площадь «Азарта». По инициативе Августа Деркса – капитана судна и идейного вдохновителя труппы – её стиль изменился, и стал близок у бурлеску, гротеску и капустнику. В соответствии с изменением жанра, «Азарт» из «Корабля-оперы» превратился в «Корабль дураков» – «Ship of Fools». Это имя, наряду с названием судна, прочно закрепилось за бывшим траулером. Внешний вид соответствовал содержанию. На баке была установлена носовая фигура, состоящая из перекрещенной ложки и вилки – намек на то, что экипаж хочет есть. На верху фок-мачты установлены сухие ветки дерева, а на грот-мачте – некое подобие люстры (часть людей видят в этом шутовской колпак) с подвешенным черпаком, поварешкой и садовой лейкой. Немного забегая вперёд, скажем, что в 2011 году. «Азарт» был перекрашен в зеленый и желтый цвета в стиле боевого камуфляжа периода Первой мировой войны.
Путешествие в Россию
Снижение вылова лососевых на Дальнем Востоке до минимальных показателей последних лет привело к росту цен на горбушу и красную икру. Дефицит деликатесов перед новогодними праздниками эксперты не прогнозируют, но потребление икры может уменьшиться.
Среди коллектива проекта были и наши соотечественники. В 1994 году они и подсказали Дерксу идею о большом турне по России. Идея получила поддержку, как в голландских СМИ, так и у российских чиновников. Заместитель министра культуры РФ Михаил Швыдкой даже вручил экипажу «Азарта» шутливую грамоту, приглашавшую его в Россию». В сентябре 1995 года «Азарт» прибыл в Большой порт Санкт-Петербурга. Далее в планах экипажа было перейти по внутренним водным путям в Москву, а потом пройти по Волге до Волгограда и обратно. Но здесь творческие планы вступили в противоречие с законами Российской Федерации. Дело в том, что законодательство РФ запрещает эксплуатацию на внутренних водных путях судов под иностранным флагом. Исключения составляют транзитные перегоны построенных гражданских судов для эксплуатации их в Каспийском море. Но такие разрешения на разовый перегон подписывает лично Премьер-министр РФ. В частности, такие разрешения были подписаны на перегон на Каспий морских железнодорожных паромов, построенных на верфи «Ульяник» в Хорватии – бывшей Югославии – для Азербайджана и Туркмении. Гастроли сорвались, «Азарт» вернулся в Европу.
Продолжение театральной карьеры
После неудачи с российскими планами, экипаж стал готовиться к большому турне в Австралии. Однако, переход на такое большое расстояния оказался настолько дорогим, что от этой идее отказаться. Плавучий театр остался в европейских водах, переходя из одного порта ЕС в другой, радуя жителей портовых городов своим творчеством. В 2007 году на «Азарт» вернули парусное вооружение, и формально он стал парусно-моторным судном. Надо отдать должное артистам – они научились работать с парусами.
В поисках новых зрителей в 2017 году «Азарт» ушел на Канарские острова, а оттуда пересек Атлантический океан и прибыл на Карибские острова. Это был новый регион, новые зрители. Правда, эпидемия короновируса очень сильно ограничила труппе возможности выступления.
Конец плаваниям, но не истории
В 2020 году «Корабль дураков» прошёл Панамским каналом и вышел в Тихий океан. Он пересек экватор и дошел до города Сан-Матео, расположенного в провинции Манаби в Эквадоре. К тому моменту «Азарту» исполнилось 105 лет. Судну требовался серьезный дорогостоящий ремонт – ведь он был не стоечным, а реально ходовым судном, пересекавшим моря и океаны. Денег на такой большой ремонт у труппы не было. Тогда возникла идея нового проекта «IntegrArte», который поддержали власти Эквадора. Суть проекта заключалась в том, что «Азарт» устанавливают на берегу. На нем продолжается театральная деятельность, и что было существенно для властей Эквадора – еще и педагогическая работа с талантливой местной молодежью.
В сентябре 2021 года несколько мощных тракторов вытащили на специальной тележке «Азврт» на песчаный берег. «Корабль дураков» стоит на суше, на расстоянии нескольких сотен метров от берега океана. Морская карьера бывшего траулера и плавучего театра на этом закончилась, но театральные проекты, в которых должен участвовать «Азарт» продолжаются.
Российский писатель Максим Кантор, вдохновленный историей «Корабля дураков» написал в 2017 году роман «Азарт». Написан он в гротесковой манере, но основан на реальных фактах из жизни плавучего театра. Любопытно, что литературные критики, опубликовавшие рецензии на него в «Литературной газете» и «Независимой газете», судя по тексту рецензий, даже не догадывались о прототипе судна, на котором происходило действие книги.