Версия // Культура // От «Преследования» через «Начало» и «Престиж» к «Доводу» – фильмография талантливого юбиляра Кристофера Нолана

От «Преследования» через «Начало» и «Престиж» к «Доводу» – фильмография талантливого юбиляра Кристофера Нолана

17571

В ожидании «Довода»

К/ф «Преследование» (1999), реж. Кристофер Нолан
В разделе

Пока российские кинотеатры замерли в ожидании сбрасывания коронавирусных оков, студия «WB» в очередной раз отодвинула премьеру «Довода» (предварительно на 10 сентября) от Кристофера Нолана – одного из самых популярных и талантливых режиссеров мейнстримного кинематографа. Ровно 10 лет назад в мировой прокат вышел один из лучших его фильмов – фантастический триллер «Начало». А ещё накануне ему исполнилось 50 лет, поэтому представляем вашему вниманию легкое погружение в фильмографию Кристофера Нолана, а его самого поздравляем со знаменательной датой (мы верим, он это увидит).

Преследование (1999)

(16+)

В ролях – Джереми Теобалд, Алекс Хоу, Люси Расселл, Джон Нолан, Дик Брэдселл, Джиллиан Эль, Дженнифер Энджел, Николас Карлотти, Даррен Орманди, Гай Гринуэй

Производство – Великобритания

Криминальный детективный триллер, идея которого зародилась у Кристофера Нолана еще во время его обучения в колледже.

По сюжету молодой писатель, оказавшийся на грани нищеты, дни напролет блуждает по Лондону и наблюдает за толпой. Постепенно он начинает высматривать интересных людей и следит персонально за ними, придерживаясь короткого свода правил. Однажды он садится на хвост Кобба – мелкого вора, который замечает это и предлагает писателю познакомиться с воровским миром «изнутри». Понемногу Кобб обучает своего нового приятеля воровскому искусству, глубже и глубже втягивая его в преступный мир.

Это первый полнометражный фильм Кристофера Джонатана Джеймса Нолана (полное имя), снятый новичками с мизерным бюджетом. Его можно назвать пробой пера молодого режиссёра, который до этого снял три короткометражки, а также занимался операторской и сценаристской работой. Это кино наименее известно из всех работ Нолана в большом кино. Оно лишено Голливудского лоска, в нем виден еще не оформившийся авторский стиль режиссера, а также его любовь к артхаусу. Внешне фильм выглядит как рядовой представитель «Новой волны» – черно-белая цветовая палитра, обилие крупных планов, трясущаяся камера (оператором здесь выступил сам Нолан), невысокий уровень динамики и целый стог диалогов, на которых весь фильм и построен. Всё это выдает о пока еще независимом характере кинокартин Нолана. И, скорее всего, лента осталась бы незамеченной, если бы не имела в своей основе отличный сценарий с лихо закрученной сюжетной линией. Причем, никаких очевидных предпосылок фильм не дает зрителю, лишь к финалу раскрывая свою суть и истинное положение вещей. Вор и наблюдатель, наблюдатель и вор – меняются местами, закручивая свою непонятную игру, в которой зритель становится невольным очевидцем. Или вором?..

Кристофер Нолан уже в первом своем фильме проявляет тягу к игре со зрителем, большему сближению со своей аудиторией, намеренному манипулированию если не ее чувствами, то ее вниманием. Из-за своей специфики и сильном привкусе артхауса, «Преследование» понравится не всем, но любители хитроумных диалогов и запутанных историй будут в восторге.

Помни (2000)

(16+)

В ролях – Гай Пирс, Кэрри-Энн Мосс, Джо Пантольяно, Марк Бун Джуниор, Расс Фега, Джоржа Фокс, Стивен Тоболовски, Харриет Сэнсом Харрис, Томас Леннон

Производство – США

Криминальный детективный триллер – первая работа Кристофера Нолана с более-менее крупным бюджетом. Сценарий к фильму он писал в соавторстве со своим братом Джонатаном.

Вкратце это кино расскажет о Леонарде Шелби – обеспеченном мужчине, страдающим редкой формой амнезии – потерей кратковременной памяти после травмы. Он пытается найти убийцу своей жены, но болезнь сильно затрудняет его расследование – он забывает все, что происходило после убийства в течении пятнадцати минут.

«Помни», пожалуй, самый недооцененный и один из самых лучших (если не самый в плане новаторства написания сценария) в фильмографии режиссера. Фишкой этой картины является то, что повествование зрителю показывают с конца, примерно пятнадцаминутными отрезками. То есть история стартует с конца и движется к началу. Это создает у зрителя острое ощущение непонимания происходящего – именно такое, которое испытывает главный герой, память которого «обнуляется» каждые пятнадцать минут. Подобный подход отождествления ощущений зрителя и главного героя Нолан максимально эффективно воплотил именно в «Помни».

К/ф «Помни» (2000), реж. Кристофер Нолан
К/ф «Помни» (2000), реж. Кристофер Нолан

Но в дальнейшем неоднократно возвращался к этой идее, применяя те или иные средства. Максимальное сближение зрителя и протагониста не только по средствам драматизации и сопереживания, но и попытки передать мироощущение, образ мысли, картину реальности героя – подобный прием должен был заслужить Оскар. Увы, но это кино отделалось лишь двумя бесплодными номинациями на престижную награду, хотя и опережало свое время.

Бессонница (2002)

(16+)

В ролях – Аль Пачино, Робин Уильямс, Хилари Суэнк, Мора Тирни, Мартин Донован, Пол Дули, Никки Кэтт, Ларри Холден, Джонатан Джексон, Кэтрин Изабель

Производство – США, Великобритания

Детективный драматический триллер, чей бюджет перевалил уже за $40 млн., а актерский состав включил двух актеров первой величины.

Уилл Дормер – Лос-Анджелесский опытный детектив, которого отправили в командировку на Аляску. В небольшой городок он прибывает в компании молодого напарника, дабы вести расследование об убийстве семнадцатилетней девушки. Расследование быстро находит подозреваемого – им становится Уолтер Финч – одинокий мужчина, проживающий в собственном особняке вдали от людей. Дормер страдает из-за бессонницы, вызванной полярным днём, что накладывает на расследование свой негативный отпечаток...

К/ф «Бессонница» (2002), реж. Кристофер Нолан
К/ф «Бессонница» (2002), реж. Кристофер Нолан

«Бессонница» является крупным голливудским проектом Кристофера Нолана. Это крепкий детектив, с запутанным сюжетом, неторопливым повествованием и слегка неуютной атмосферой. Фильм построен на противоборстве героев Аль Пачино и Робина Уильямса, которые воплотили на экране диаметрально разных по характерам персонажей. Будь это актеры калибром поменьше, фильм потерял бы очень и очень многое, ведь именно на актерскую игру приходится основная доля создаваемого на экране напряжения. Их противостояние быстро перемещается из плоскости материальной в плоскость идеалистическую. Два далеко неглупых человека, умудренных жизненным опытом затевают опасную и хитросплетенную игру на живописных просторах девственной природы Аляски. Но при всех достоинствах «Бессонницу» можно назвать наименее «Нолановским» фильмом – почерк режиссера здесь не особо заметен, да и к сценарию руку приложить ему не удалось. Рекомендуем любителям детективов, неонуара и Аль Пачино/Уильямса.

Трилогия о Бэтмене: «Бэтмен: Начало» (2005), «Темный рыцарь» (2008), «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (2012)

(16+)

В ролях – Кристиан Бэйл, Хит Леджер, Гари Олдман, Майкл Кейн, Морган Фриман,Том Харди, Энн Хэтэуэй, Джозеф Гордон-Левитт, Киллиан Мёрфи, Лиам Нисон

Производство – США, Великобритания

Супергеройская трилогия фантастических боевиков по мотивам одноименной серии комиксов DC Comics. Кристофер Нолан выступил как режиссер всей трилогии, также учувствовал в написании сценария.

«Нолановская» трилогия о Бэтмене стартует с самого становления супергероя, его молодости и юности. Трагическая гибель родителей оставила свой след на психике наследника их огромного состояния Брюса Уэйна. Он выбрал для себя путь борьбы с преступностью, для чего отправился в путешествие по всему миру ради обретения новых навыков. Вернувшись в родной Готэм, Брюс надел костюм человека-летучей мыши и бросился в бой с древним злом, укоренившимся в городе. В сиквеле противником Бэтмена становится неимоверно харизматичный Джокер, а в триквеле восстание анархических низов возглавил Бэйн, также намереваясь погрузить город в пучину хаоса.

После грандиозного провала Шумахеровского «Бэтмена и Робина» (даже сам исполнитель главной роли Джордж Клуни извинялся перед фанатами) руководство студии заморозило доселе прибыльную франшизу почти на десять лет. Разговоры о возрождении фильмов о Бэтмене возобновились в начале «нулевых». Тогда студийные боссы рассматривали самые радикальные концепции перезапуска кинокомикса (полуартхаусная драма от Даррена Аронофски или адаптация на большой экран комикса «Бэтмен будущего»). Но их взгляд остановился на Кристофере Нолане. Как видно с высоты пройденных лет – не зря.

К/ф «Темный рыцарь» (2008), реж. Кристофер Нолан
К/ф «Темный рыцарь» (2008), реж. Кристофер Нолан

Нолан подошел к делу со свойственной ему художественной революционностью. На место гипертрофированной костюмированной буффонады, местами доходящей до абсурда, пришел суровый неонуар с колоссальной долей реализма. Нолан не первый, кто попробовал придать супергероике реализма (вспомним, хотя бы, Шьямалана и его «Неуязвимого», немного опередившего время). Но именно с «Бэтмена» оформилась дальнейшая колея развития супергеройской киновселенной DC Comics с упором на мрачность, пафосность, серьезность и реализм. Подобное обновление жанра не могло не понравиться фанатам. Если первый фильм трилогии зрители приняли прохладно (относительно), то «Тёмный рыцарь» снискал себе народную любовь, восхитительные отзывы кинокритиков, культовый статус и более $1 млрд. кассовых сборов, что на тот момент было для супергероики невиданным прорывом. Хит Леджер посмертно получил Оскар за роль Джокера, а звуковики за лучший монтаж звука. Триквел сильно снизил планку и на фоне «Тёмного рыцаря» не выделялся ничем, хоть авторы и ввели в повествование Женщину-кошку.

Тем не менее, трилогию стоит посмотреть, хотя бы для того, чтобы понять, какой вклад Нолан сделал в современную кинематографическую супергероику, ныне являющуюся самой прибыльной частью индустрии кино.

Престиж (2006)

(12+)

В ролях – Хью Джекман, Кристиан Бэйл, Майкл Кейн, Пайпер Перабо, Ребекка Холл, Скарлетт Йоханссон, Саманта Мэхурин, Дэвид Боуи, Энди Серкис

Производство – США, Великобритания

Детективный драматический триллер с ноткой фантастики. Экранизация одноименного романа Кристофера Приста, который лично настоял на том, чтобы постановкой занялся именно Кристофер Нолан.

Действие фильма происходит в конце XIX века в Лондоне. Роберт и Альфред – два профессиональных фокусника, фанатично преданных своему делу. Первоначально работая вместе, двое амбициозных мастера испортили отношения и разошлись, создавая сольные карьеры. Каждый из них стремится стать лучшим в своем деле, что приводит к ожесточенному соперничеству. «На войне все средства хороши» – поговорка применима к дальнейшим действиям обоих иллюзионистов.

К/ф «Престиж» (2006), реж. Кристофер Нолан
К/ф «Престиж» (2006), реж. Кристофер Нолан

Нолан вместе с братом существенно изменили первооснову своего фильма, исказив и обрезав сюжет. Тем не менее, основа осталась на месте – война двух фокусников, бывших некогда близкими друзьями, показана во всей красе. Нолан буквально до блеска отшлифовал сюжет, закрутив его таким образом, чтобы развязка производила на зрителя то самое ощущение – «престиж» («эффект, который производит магический трюк на аудиторию, не способную разгадать его тайну» – следует из фильма). Да, Нолан здесь опять прибегает к собственному приему отождествления зрителя и героев через повествование. Он сам, будто матерый фокусник, два часа водит своего зрителя вокруг пальца, каждый раз доставая из шляпы то кроликов, то голубей, пока не сплетает воедино многослойный, запутанный сюжет. А потом легким движением руки разрубает этот Гордиев узел, объяснив все недомолвки и загадки в кульминационной сцене. И это поистине шокирует своим великолепием, стройностью, логичностью (даже несмотря на присутствие фантастики) и драматизмом. Нолан успешно делает то, чему посвятили собственные жизни герои его фильма.

Определенно, «Престиж» входит в число наиболее выдающихся его работ.

Начало (2010)

(12+)

В ролях – Леонардо ДиКаприо, Джозеф Гордон-Левитт, Эллен Пейдж, Том Харди, Кэн Ватанабэ, Дилип Рао, Киллиан Мёрфи, Том Беренджер, Марион Котийяр

Производство – США, Великобритания

Фантастический триллер – драма с элементами боевика. Фильм завоевал четыре Оскара в технических номинациях, в том числе за лучшую работу оператора.

Сюжет познакомит зрителей с загадочным мужчиной по имени Кобб, который занимается промышленным шпионажем, но не совсем традиционными методами. Вместе с группой подельников он проникает в сны целей своих заказчиков (при помощи специального оборудования, химикатов и техник) и прямо оттуда выуживает нужную информацию, обходя психологические барьеры. Однажды ему дают особое задание – не достать данные, а наоборот – внедрить в сознание жертвы идею. Коббу предстоит организовать крайне хитроумную операцию внедрения в чужое подсознание, когда его собственная психика находится в экстремальном состоянии после трагической гибели жены.

К/ф «Начало» (2010), реж. Кристофер Нолан
К/ф «Начало» (2010), реж. Кристофер Нолан

«Начало» мы без лишних сомнений ставим в ряд наилучших работ гениального режиссера, который писал сценарий фильма долгих восемь лет, доведя его до совершенства. Это кино – необычайно захватывающая история, которая проводит зрителя по нескольким уровням сна своих героев. Необычный монтаж, пробелы в повествовании, недомолвки и недоговорки персонажей постепенно создают впечатление тотального сновидения, которое только усиливается к финалу. Нолан в своей работе так тонко размывает границы реальности и вымысла, что зритель попросту не может не погрузиться в непередаваемую атмосферу фильма. Знакомый нам прием здесь работает на новом поле, но старым методом – режиссер вновь играет со зрителем, который становится если не активным, то пассивным участником действия, происходящего на экране. Только за это «Начало» можно осыпать хвалебными эпитетами, как и его режиссера. Но талант режиссера здесь, как и во всех его крупнобюджетных работах, сопровождают высочайший уровень технического исполнения (с упором на реализм), отличный подбор актеров первой величины, детально проработанные декорации и филигранная работа оператора, продуманный и грамотный монтаж. Звук и спецэффекты не отстают. Чуть не забыли упомянуть саундтрек – здесь за него ответственен голливудский мастодонт своего дела Ханс Циммер, в то время как на ранних этапах своего пути Нолан плотно сотрудничал с Дэвидом Джульяном. Также здесь, как и в «Престиже», сильна драматическая линия главных героев, что дополняет и без того прекрасную картину.

Интерстеллар (2014)

(12+)

В ролях – Мэттью МакКонахи, Энн Хэтэуэй, Джессика Честейн, Маккензи Фой, Майкл Кейн, Дэвид Гяси, Уэс Бентли, Кейси Аффлек, Джон Литгоу

Производство – США, Великобритания, Канада

Фантастическая приключенческая драма, режиссером которой изначально планировали сделать Стивена Спилберга, но что-то не срослось. Сценарий писал сам Кристофер вместе со своим братом Джонатаном. В основу легли научные работы физика-теоретика Кипа Торна.

Действие фильма происходит в недалеком будущем. Земля встала на грани экологической катастрофы – по неизвестным причинам начали вымирать продовольственные растения. Люди оказались на грани голода. Группа ученых решает пойти на рисковый шаг – отправить экипаж астронавтов через червоточину, чтобы отыскать новое место жительства для землян.

К/ф «Интерстеллар» (2014), реж. Кристофер Нолан
К/ф «Интерстеллар» (2014), реж. Кристофер Нолан

«Интерстеллар» – это глубокий опыт работы режиссера в научно-фантастическом русле. Если рассматривать фильм с точки зрения ученых, то «червоточин» в сценарии можно найти не мало, как и логических дыр. Но этот фильм не совсем о науке – в основе угла здесь, как ни странно, любовь. Это наиболее романтичный фильм Кристофера Нолана, в котором поднимается тема не только любви мужчины и женщины, но и отцовской любви к своему ребенку, горечь от разлуки и самопожертвование на благо любимых людей. Это достаточно трогательное и неимоверно красивое кино, в котором доля спецэффектов значительно подросла. Нам показывают космос со всеми его красотами, не забывая отдать честь Кубрику и его «Космической Одиссее». Не обошлось здесь и без сюжетных поворотов, но их крутизна и градус немного снизили планку – то ли из-за обилия фантастического, то ли в силу иной атмосферы и смещения акцентов на большую драматичность. А может потому, что здесь режиссер не использует свой излюбленный прием манипулирования зрителем, а лишь рассказывает историю, которая, тем не менее, не лишена смысла, красоты и морали. Этот фильм опять-таки можно и стоит смотреть всем.

Дюнкерк (2017)

(16+)

В ролях – Финн Уайтхед, Том Глинн-Карни, Джек Лауден, Гарри Стайлс, Анайрин Барнард, Джеймс Д’Арси, Барри Кеоган, Кеннет Брана, Киллиан Мёрфи, Марк Райлэнс, Том Харди

Производство – Великобритания, Нидерланды, Франция, США

Военная историческая драма, основанная на реальных событиях. Постановка и сценарий остались за героем этой статьи. Фильм выиграл в трех технических номинациях на Оскар, в том числе за лучший монтаж.

Это кино расскажет о том, как более чем триста тысяч английских и французских солдат оказались окружены немецкими войсками в Дюнкерке. Последние подтягивают всё новые и новые силы, в то время как осажденным остается только надеяться на чудо, каждый день уповая на помощь с моря.

Каждый уважающий себя режиссер должен снять фильм о войне. Желательно о Второй мировой. Нолан, уже давно завоевавший себе статус культового, не стал исключением. Но снять что-то новое о Второй мировой в 2017 году (не поливая предков помоями – привет Никите Сергеевичу) – задача непростая. Но только не для гениального режиссера! Кристофер Нолан пошел на рисковый шаг и создал не совсем обычное военное кино, в котором показал не пафосную победу, захватывающую битву или еще более героическое поражение.

К/ф «Дюнкерк» (2017), реж. Кристофер Нолан
К/ф «Дюнкерк» (2017), реж. Кристофер Нолан

«Дюнкерк» является по своей сути аттракционом безысходности, который всеми силами старается погрузить зрителей в крайне неуютную, адреналиновую, мокрую, тикающую, душную атмосферу бегства, отступления, желания жить и боязни смерти. Здесь нет главных героев, центральные персонажи максимально обезличены, нет батальных сцен и зрелищных перестрелок; немецкие войска практически отсутствуют на экране, представляя собой лишь невиданную глобальную угрозу. Угрозу смерти. Мы понимаем шквал критики этого фильма, ведь здесь Нолан отошел как от канонов военных драм, так и от своих собственных традиций – наличие глубоких главных героев, колоритных антагонистов, мощной сюжетной подоплеки. На месте осталась лишь игра со зрителем, которая тут перешла на другой уровень – «Дюнкерк» пытается заставить сжать нутро у своей аудитории. Но не все смогли или захотели преисполниться подобными чувствами, поэтому число недовольных среди зрителей не мало.

Кристофер Нолан – выдающийся режиссер современности, которого любят и зрители, и критики. Тем не менее, он не имеет в своем послужном списке ни одного Оскара – золотые статуэтки обходят талантливого постановщика стороной, что огорчает армию его фанатов. Его имя в титрах уже давно стало гарантом качества как для широкой аудитории, так и для взыскательных киноманов. Кристофер Нолан не имеет в своей фильмографии откровенно слабых фильмов, разве что его рядовые работы немного меркнут на фоне его же лучших работ. Если вы не смотрели какой-либо фильм из присутствующих – загружайте и наслаждайтесь. А самому режиссеру в связи с юбилеем мы пожелаем только также уверенно шагать вперед, даже когда время поворачивается вспять.

Приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 31.07.2020 17:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх