Версия // Культура // Обзор долгожданной премьеры нового «Бэтмена»

Обзор долгожданной премьеры нового «Бэтмена»

6244

Темнее ночи

Обзор долгожданной премьеры нового «Бэтмена»
В разделе

Санкционная отмена российского проката новой инкарнации приключений популярнейшего героя комиксов «DC» лишь отсрочила знакомство российских зрителей с этим фильмом. Новинка уже доступна в сети. Но так ли хорош оказался новый «Бэтмен» Мэтта Ривза?

Бэтмен

(16+)

Реж. – Мэтт Ривз

В ролях – Роберт Паттинсон, Зои Кравиц, Пол Дано, Джеффри Райт, Джон Туртурро, Питер Сарсгаард, Барри Кеоган, Джейми Лосон, Энди Серкис, Колин Фаррелл

Производство – США

Драматический криминальный детектив – очередная экранизация одноименных комиксов «DC». Режиссером фильма стал Мэтт Ривз, известный по работам над лентами «Монстро», «Впусти меня. Сага», «Планета обезьян: Революция» и «Планета обезьян: Война».

Действие фильма развивается на мокрых октябрьских улицах вечно мрачного Готэма. Брюс Уэйн (Роберт Паттинсон) уже два года как примерил на себя костюм Бэтмена. Он наводит страх и ужас на местные банды и одиноких преступников, работая в тесном сотрудничестве с комиссаром полиции Гордоном (Джеффри Райт). По городу прокатывается серия жестоких убийств представителей «привилегированных классов». За этими расправами стоит человек в маске, называющий себя Загадочником (Пол Дано). Чтобы понять, кто это и что ему надо, Бэтмен вынужден столкнуться с акулами криминального мира Готэма, такими как Кармайн Фальконе (Джон Туртурро) и Пингвин (Колин Фаррелл). Там же он встречает и Женщину-Кошку (Зои Кравец), чьи мотивы и цели идут с Бэтменом рука об руку.

В новом веке мы видели две каноничные кинематографические адаптации комиксов про Человека-летучую мышь. Первую трилогию снял Кристофер Нолан, который навсегда изменил подход к съемкам экранизаций комиксов. После него Бэтмен появлялся в фильмах Зака Снайдера «Бэтмен против Супермена» и «Лига справедливости». С одной стороны – остросюжетный, реалистичный и мрачный боевик, с другой – размашистый, супергеройский эпик. Перед Ривзом встала серьезная задача – сделать нечто, непохожее на творения Снайдера и Нолана, при этом не сесть в лужу и обеспечить фильму крепкую кассу. Что ж, сразу можем сказать, что у режиссера получилось это сделать, но фильм вышел не без недостатков.

Новый «Бэтмен» трудно назвать супергероикой – здесь нет почти ничего фантастического. Даже в обмундировании и оружии главного героя. Это приземленная история о поиске психически неуравновешенного маньяка, столкновениях с криминальными боссами, а также терзаниями и трагедией главного героя. Никаких пришельцев, криптона, спасении человечества и эпических сражений. Единственным существенным вымышленным моментом является сам Готэм – это уход от фантастики обратно к нолановскому реализму и мрачности, что сыграло фильму на руку. В то же время нельзя сказать, что Ривз копировал Нолана – их фильмы сильно отличаются. Здесь мы имеем не эффектный хитроумный боевик, а мрачный нео-нуарный детектив, который отсылает прямиком к оригинальным комиксам об Бэтмене. На втором плане элементы триллера немного преобладают над экшном, которому здесь отводится скромное место. Такая расстановка сил может не понравиться заядлым фанатам кинокомиксов, которые с трепетом ожидают очередную бездумную экшн-свалку в духе фильмов «Marvel». Здесь этого нет и в помине.

Главный стержень фильма – распутывание преступлений Загадочника, который открывает Бэтмену новые и новые подробности из жизни представителей элит этого города. Тех, кого Тёмный Рыцарь защищает. Также маньяк открывает глаза нашего героя на некоторые неизвестные доселе подробности из жизни его отца. Всё это ломает внутренний мир Брюса Уэйна.

Как и положено крепкому детективу, он неторопливо, но планомерно распутывает клубок собственных загадок. Фильм идет два с половиной часа, большая его часть – это диалоги, что также может покоробить преданных фанатов супергероики. Которой, как таковой, в этом фильме нет вовсе.

Всё вышеперечисленное – субъективно, ведь нам самим фильм очень понравился. Просто он разительно отличается от современной супергероики, отсылая даже не к фильмам Нолана, а к мрачным детективным комиксам 70-х годов. Создатели постарались на славу, ведь фильм изобилует отсылками, наполнен густой, мрачной атмосферой упадка и деградации общества, через которую свет истины и добра пробивается как никогда ярко и эффектно. Местный Готэм больше похож на Готэм из «Джокера», как и общая атмосфера. Разве что здесь всё более мрачно и готично. Кстати, сравнения с «Джокером» новый «Бэтмен» не выдерживает – ему недостает социальной составляющей и хорошего раскрытия драмы главного героя.

Вообще, в социальном посыле этого фильма некоторые особо одарённые пользователи сети сумели разглядеть чуть ли не оправдание фашизму, угнетение социальных низов в угоду олигархии и чиновникам. На самом деле это не так. Бэтмен с самого своего создания на страницах комиксов свято и последовательно преследовал одну идею – верховенство закона. Именно поэтому он (в большинстве случаев) никого не убивал, не прибегал к незаконным средствам, постоянно сотрудничал с полицией. Его внутренняя тяга к справедливости, неумение жить без того, чтобы карать преступников, делая мир лучше, нашла воплощение в четком следовании букве закона. Как архетип, Бэтмен – это олицетворение законного порядка, в то время как его главный враг – Джокер, являет собой пример неправильной интерпретации понятия «анархия». Без постоянного сражения с хаотичным (или упорядоченным, как в нынешнем случае) беззаконием, Бэтмен просто потеряет смысл жизни. Закон для него, отчасти, помогает скрыть истинный мотив для геройства – жажду мести. Именно жажда мести за убитый родителей, который юный Брюс горячо любил, сподвигла его к маниакальному следованию букве закона в погоне за преступниками.

Но вернемся к картине Мэтта Ривза. Чем фильм обязательно пленит как поклонников супергероики, так и вообще любителей кино – это стиль визуального ряда. Это касается как антуража, так и самих героев, о которых чуть ниже. Готэм нового «Бэтмена», как мы уже отметили, мрачен и холоден; его улицы замусорены, а нравы многих жителей не отличаются благородством. В изображении города виден уже легкий отход от реализма в сторону готики (касается архитектуры и интерьеров) и киберпанка (высокие технологии соседствуют с низким уровнем жизни). Выглядит лента неимоверно стильно, что, по нашему мнению, её главный и основной плюс. Отрицательная эстетика сочится из каждого кадра, поэтому нам смотреть ее два с половиной часа было совершенно несложно.

Не хуже выглядят и местные персонажи. Бэтмен Роберта Паттинсона – превосходно отражает внутренний мир героя, который имеет серьезные проблемы с психикой. Это далеко не тот щеголь снаружи, рыцарь внутри, которым был в этом образе Кристиан Бейл. И не депрессивно подавленный создатель Лиги Справедливости, как Бен Аффлек. Паттинсон в своём стремлении «отмыться» от ванильного образа вампира-любовника прошел через суровую школу артхаусного кино, прежде чем вернуться в большой Голливуд. Как актер он заматерел настолько, что мы считаем его одним из лучших актеров своего поколения. Здесь он особо не старается перетянуть одеяло на себя, ведь драма – совсем не главное в этом фильме. Но его персонажу веришь сходу, потому что он кажется куда более реальным человеком, чем его предшественники по этой роли. Это касается даже экшна, в котором он хоть и расправляется со множеством врагов, но делает это как обычный человек, а не супергерой. И не без потерь для себя самого. Полагаем, что создатели решили не раскрывать полностью главного героя, дабы было чем заняться в сиквелах.

Второй план фильма просто пестрит яркими образами в исполнении колоритных актеров. Зои Кравец сыграла лучшую Женщину-кошку со времен Мишель Пфайфер. Она соблазнительна, грациозна и неимоверно элегантна в этом образе, а также лишена супергеройского налета. Их отношения с Бэтменом – довольно банальны, но на фоне общего мрака и отчаяния выглядит это не как приятный за уши элемент, а как приятный мелкий контраст, который еще немного раскрывает обоих этих героев.

Колин Фаррелл в роли Пингвина изменился до неузнаваемости. Гримёры постарались на славу и слепили из него некое подобие потолстевшего и уродливого Роберта Де Ниро в образе матёрого мафиозника. К чести Фаррелла, он великолепно вжился в роль – нам было нелегко рассмотреть в Пингвине самого актера. Его мимика и жесты, манера речи и игра глазами – всё смотрелось отлично. К слову, студия Warner Bros. уже анонсировала первый спин-офф «Бэтмена», который будет посвящен именно Пингвину. Второй спин-офф расскажет о психиатрической клинике Аркхем и её обитателях, среди который (далее до конца абзаца будут спойлеры) скорее всего появится тот самый Джокер. Мы уверены в этом, потому что Джокер появляется на пару минут в самом фильме, плюс студия выложила вырезанную сцену из фильма с его участием. Кстати, зря вырезали, сцена отличная, новый Джокер – просто бомба. За личиной обезображенного, жуткого и больного как психически, так и телесно злодея скрылся Барри Кеоган – относительно молодой ирландский актер, которому мы предрекали большое будущее сразу, как увидели «Убийство священного оленя». С нетерпением ждем сольник про Аркхем с надеждой увидеть в нём нового Джокера.

Более привычно выглядели на экране Джон Туртуро, Джеффри Райт и Энди Серкис. По крайней мере на них не было тонны грима. Хотя Сёркис в своём человеческом обличии на больших экранах появляется куда реже – большинству актер известен по роли Голлума, Кинг-Конга и Цезаря из «Планеты обезьян».

Саундтрек фильма также больше отсылает к классическим нуарным фильмам, чем к современным адаптациям. За музыкальное сопровождение ответственен композитор Майкл Джаккино, который имеет огромнейший послужной список, а также Оскар за работу над пиксаровским анимационным фильмом «Вверх». Его саундтрек к «Бэтмену» отлично подходит под общую атмосферу и действие фильма. Правда, по своей красоте и способности запомниться зрителю он сильно проигрывает творениям Ханса Циммера для трилогии Нолана.

Эпикриз: новый «Бэтмен» явно рассчитан не на подростковую попкорновую аудиторию. Это крепкий, интересный, мрачный донельзя детектив больше подойдет взрослому вдумчивому зрителю. Назвать шедевром это кино мы не можем – здесь нет важных подтекстов. Но фильм однозначно нам понравился, потому что исполнен на совесть и его просто приятно смотреть. Этот фильм разительно отличается от современной супергероики, что несомненно является его сильной стороной.

В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Бэтмен» (2022), реж. – Мэтт Ривз.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 22.04.2022 17:50
Наверх