Версия // Культура // Джаз и рок – фактология имен, альбомов, синтеза направлений по «Нашей Версии»

Джаз и рок – фактология имен, альбомов, синтеза направлений по «Нашей Версии»

3587

«Сарынь» джаза – на «кичку» рока. Часть 3

Джаз и рок – фактология имен, альбомов, синтеза направлений по «Нашей Версии»
(фото: Wikimedia Commons/perole)
В разделе

Сам термин джаз-рок весьма расплывчат. Стоит помнить, что согласно правилам английской грамматики первое слово является ключевым определением второго. Чтобы избежать путаницы, мы внесем некоторую ясность в терминологию и фактологию явления.

«Цветок… И ещё цветок…

Так распускается слива,

Так прибывает тепло».

(Рансэцу)

Начнем с того, что, во-первых, джаз-рок подразумевает под собой рок-музыку, впитавшую некоторые формы джаза и джазовых аранжировок c присущей им непринужденностью исполнения и импровизацией (то есть, по одной из версий, правильнее было бы называть такую музыку «рок-джазом»). Для интересующихся вопросом замечу, что в свое время даже существовал термин «Брасс-рок», для определения рок-музыки, в которой применялись духовые инструменты. К таким исполнителям относят многих английских музыкантов, вроде Эрика Клэптона и других его коллег по сцене, игравших бит, мерси-бит, ритм-энд-блюз, а также мастерски вводивших в свою музыку другие жанры и стили. Часть из них, как ранний Genesis, впоследствии квалифицируют как представителей арт-рока, использующих в своей музыке элементы джаза и авангарда, а также фьюжна и отчасти прог-рока.

Во-вторых, джаз-роком также именуют произведения ряда джазовых (наиболее часто американских) музыкантов, разрабатывавших идеи джазового мейнстрима, в которых они помимо духовых, использовали элементы роковой ритмики и инструментов (электрофицированных гитар, клавишей), то есть игравших непосредственно джаз-рок.

К первой группе исполнителей стоит отнести, к примеру, The Beatles, чьи незабываемые композиции местами великолепно стилизованы под джаз («Penny Lane», «When I’m 64», «Got To Get You Into My Life» и др.). Они отсылают Вас к незабвенным диксилендам, рэгтайму, чарльстону и даже свингу, о чем мы говорили в первой части нашего исследования. Одним из первых догадался добавить духовые инструменты в ритм-энд-блюз Джон Мэйолл в 1966 году, играя в неповторимых Bluesbreakers. По тому же пути пошел Colosseum (обр. 1969) Гринслейда и Хайзмена, чьи сольные работы запомнились оригинальным клавишным звуком и ударными. Traffic (обр. 1967) Стива Уинвуда, прославившийся синтезом блюза, джаза, хард-рока и народных мелодий. Atomic Rooster (обр. 1969), старавшиеся соединять хард-рок с джазом и Caravan (обр. 1968), пытавшиеся синтезировать джаз с ритм-энд-блюзом. Не очень известные Keef Hartley Band, If, Chase, Air Force.

Gong
(фото: Wikimedia Commons/TimDuncan)
Gong (фото: Wikimedia Commons/TimDuncan)

В-третьих, не забудем о психоделическом музыкальном направлении, где гремят более психоделические, чем джаз-роковые молодцы из формации Soft Machine (с прологом в лице команды Wild Flowers), чей клавишник Рэтлидж определенным образом оказал влияние на знаковую команду Gong (обр. 1971). Гитаристы Аллан Холдсуорт и Дэвид Аллен в Gong обстоятельно лелеяли зерно джаз-рока в недрах этой уникальной французской формации, чья тяга к коммерческому джаз-року перевесила роковый потенциал ближе к позднему периоду их развития.

Как забыть про King Crimson, в становлении импровизационного звука которых, не последнюю мелодию сыграл барабанщик Билл Бруфорд. Помимо Кing Crimson (где также архиважна роль гитаристов Фриппа, Белью и басиста Левина) Бруфорд «джаз-роково» повлиял на музыку знаменитого арт-рокового коллектива Yes. Еще известен голландец Ян Аккерман из арт-роковой группы Focus (обр. 1969), который также пытался соединять элементы фри-джаза с классической и рок-музыкой.

В-четвертых, немаловажна заслуга мастеров гитары. К примеру, именитого Джеффа Бека с его альбомом «Wired» или норвежского гитариста Терье Рипдаля, игравшего авторский джаз-рок на основе соединения элементов фри-джаза с современной классической музыкой.

Признаки джаза, переданные посредством ритм-энд-блюза, также имели в основе своей музыки певец и исполнитель мелодий на губной гармонике Пол Баттерфилд и его Paul Batterfield Blues Band (обр.1965), в группе которого принимал участие такой маститый рок-блюзмен, как Майк Блумфельд, в свою очередь, собравший в 1967 году команду Electric Flag, также не чуравшуюся джаз-роковых импровизаций.

В-пятых, отметим великолепного Фрэнка Заппу и его неподражаемых The Mothers Of Invention, записавших в 1966 году первый в истории двойной концептуальный альбом в рок-музыке «Freak Out», сочетавший в себе новаторские музыкальные идеи, джазовую импровизационность, едкую сатиру, юмор с оглушительным звуком и световыми эффектами. Причем, что интересно, Заппа постоянно возвращался к теме экспериментов на стыке джаза, рока, фанка, записав такие вдохновляющие альбомы, как «Hot Rats» (1969) или «Bongo Fury» (1975), поработав в разное время с такими знаковыми для джаз-рока музыкантами, как Капитан Бифхарт, Жан-Люк Понти, Джордж Дюк, Том Уэйтс и пр.

В-шестых, некоторые из вышеупомянутых музыкантов заслуживают отдельного упоминания в контексте статьи. Так, Капитан Бифхарт и His Magic Band за его импровизирование на темы джаз-рок-н-ролл-блюз, был, к примеру, в свое время даже удостоен звания музыканта «оказавшего влияние на джаз». Карлос Сантана с его латиноамериканскими ритмами, Джими Хэндрикс, Джимми Пейдж, о чем мы упоминали в второй части нашего исследования и The Grateful Dead не могли не оценить больших возможностей гитарной импровизации. Помимо экспериментов со звуком на их альбомах интересно отметить, что при живом исполнении перед аудиторией их песни могли растягиваться на более чем получасовые сеты. Особенно этим увлекались музыканты из The Grateful Dead.

В-седьмых, отдали дань джаз-року в своем неподражаемом глэм-хард-роковом стиле Queen (альбом под «говорящим» названием «Jazz» 1978). Известны гитарист Ларри Кориелл, основавший, по сути, первую джаз-роковую формацию под названием Free Spirits, пригласивший в состав барабанщика Моузеса и саксофониста Пеппера, флейтист Джереми Стейг, организовавший в 1967 году проект Jeremy And The Satyrs, вибрафонист Гари Бертон, сформировавший свой квартет, братья Брекеры, учредившие группу Dream. А как обойтись без гениальных песен Тома Уэйтса? Как много в звуке его песен для сердец человеческих слилось, как много в них отозвалось… В контексте исследования нам могут быть интересны его прекрасные альбомы «Nighthawks At the Diner» (1975) или «Small Change» (1976) с неповторимыми композициями «The Piano Has Been Drinking» или «I wish I Was In New Orleans», а также многие другие пластинки Тома, наподобие, имеющих явные отсылки к джаз-року более поздних «Swordfishtrombones» или «Rain Dogs».

И конечно, нельзя не упомянуть про музыку двух таких стержневых для джаз-рока формаций, как Chicago и Blood Sweat and Tears, выросшую в 1967 году из полузабытого состава The Blues Project (обр. 1965) Элом Купером. Причем на группу, играющую джаз-рок, была похожа именно Chicago (за счет «жесткой» игры ритм-секции и гитары), а у Blood Sweat and Tears звучание, пожалуй, было более «легким». Впрочем, добротная и сочная музыка обоих команд, по сути, очень родственна, так как она породила определенную манеру игры, когда при наличии клавишных, ударных и гитар за счет привлечения сравнительно небольшого количества (трех-четырех) духовых инструментов, создаётся впечатление слаженно звучащего ансамбля.

Продолжение следует.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 01.05.2022 12:03
Наверх