Версия // Культура // «Лига справедливости Зака Снайдера» выходит в комбинированный прокат во всем мире

«Лига справедливости Зака Снайдера» выходит в комбинированный прокат во всем мире

4321

Тьма, пафос и Зак Снайдер

10
В разделе

В 2017 году после отстранения Зака Снайдера от работы над первым крупным супергеройским кроссовером обновленной киновселенной студии DC, среди фанатов начало набирать движение «#ReleaseTheSnyderCut». Его сторонники требовали выпуска режиссерской версии «Лиги справедливости» за авторством именно Снайдера. Провал финальной театральной версии, доделанной Джоссом Уидоном, еще больше подогрел энтузиазм фанатов. Оправдал ли Снайдер ожидания или давно растерял свой талант, погрязнув в библейских отсылках и самоповторах?

Зак Снайдер – один из ярчайших представителей современных режиссеров-визуалистов. Его ремейк «Рассвета мертвецов» не посрамил оригинал Джорджа Ромера, а «300 спартанцев» и «Хранители» сыскали славу культовых фильмов. Наград режиссеру это не принесло, но признание и любовь поклонников – однозначно. Особенно это касается упомянутых выше «300 спартанцев» и «Хранителей». Да, в художественном успехе этих фильмов огромная заслуга первоисточника, который и до Снайдера считался культовым. Тем не менее, Снайдер сыскал славу мастера визуальной постановки, обзаведясь армией фанатов по всему миру. Вышедшая позже семейная приключенческая анимационная лента «Легенды ночных стражей» своей первоклассной компьютерной графикой и работой художников-постановщиков в очередной раз подчеркнула это. Но уже тогда стала видна одна, на тот момент не столь существенная, проблема – недостаточное умение Снайдера работать со сценарием. Опытный постановщик Снайдер может превратить в эпичное для глаз зрелище даже детский мультфильм, но если в своей основе сценарий имеет ряд условностей, то режиссер не сможет грамотно замаскировать их, сделав его лучше. То ли осознавая это, то ли просто в качестве эксперимента, спустя год он снимает «Запрещенный прием» – фильм противоречивый, но делающий максимальную ставку на визуальный ряд, спецэффекты, сильное подражание японским аниме и забористый, доходящий до грани абсурда, экшн. Критики приняли фильм сдержанно, зрители не оценили, обеспечив ему кассовый провал. Причем, это не первый провальный фильм Снайдера на тот момент – «Хранители» и «Легенды ночных стражей» в прокате даже не смогли дважды окупить свой бюджет (это нужно, чтобы выйти в ноль, отдав 50% выручки кинотеатрам).

Следующие два года его еще сильнее берут в оборот боссы студии «Warner Bros.», привлекая для съемок «Человека из стали» и «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости». Ставка на противодействие киновселенной «Marvel» не сыграла – что критики, что зрители были не в большом восторге от фильмов Снайдера. А если вопросов к внешнему виду лент не возникало, то содержание местами выглядело крайне сомнительным. Особенно это касается «Бэтмена против Супермена», обзор на который мы писали ранее. Обе ленты неплохо заработали в прокате, но даже такие результаты были явно не тем, на что рассчитывала студия. «БПС» собрал шквал негативной критики, которая стихла только после выхода режиссерской версии. Тем не менее, Снайдера привлекли к работе над «Чудо-женщиной» в качестве сценариста и продюсера, а после отправили снимать долгожданную «Лигу справедливости». И вот там начались проблемы.

Подробный обзор фильма мы делали в 2017 году, поэтому останавливаться на его недостатках детально мы не станем (губа Супермена за $20 млн. стала мемом). В общих чертах, версию Снайдера-Уидона можно охарактеризовать как местами глупое, местами неоправданно пафосное зрелище, скроенное наподобие лоскутного одеяла из работ двух сильно отличающихся друг от друга творцов. Визитная карточка Снайдера – визуальный ряд, поддался здесь перекройке Уидоном, что отняло у фильма последний козырь. Это способствовало кассовому провалу. Когда еще во время постпродакшна стало известно о замене Снайдера на Уидона, фанаты запустили хэштег #ReleaseTheSnyderCut, который призывает создателей выпустить режиссерскую версию «Лиги справедливости», какой ее хотел сделать Снайдер. Фанатское движение многократно усилилось после провала кинотеатральной версии фильма. Стали создаваться петиции о выпуске режиссерской версии – «Снайдерката», которые подписывали многие члены съемочной группы, авторы комиксов, а также актеры. Руководство студии отмахивалось от подобных инициатив, но упорство фанатов сделало своё дело.

Спустя аж четыре года одновременно в кино и на стриминговых сервисах выходит так называемый «Снайдеркат» «Лиги справедливости». Студия выделила дополнительные $70 млн. на проведение дополнительных съемок, работы над спецэффектами и перемонтирования отснятого ранее материала. Причем, отснятого только самим Снайдером, без фрагментов, созданных под руководством Уидона. Стоит ли окончательный продукт подобной шумихи и вливания средств, соизмеримых с бюджетом среднестатистического голливудского фильма?

К/ф «Лига справедливости Зака Снайдера» (2021), реж. Зак Снайдер
К/ф «Лига справедливости Зака Снайдера» (2021), реж. Зак Снайдер

Сюжет «Снайдерката» по существу не изменился – команда самых сильных супергероев Земли под руководством Бэтмена (Бен Аффлек) начинает противостоять нашествию армии инопланетных захватчиков во главе с опытным военачальником по прозвищу Степпенвулф (Киран Хайндс). Его цель – подготовить Землю для пришествия межгалактического злодея Дарксайда (Рэй Портер), который, поработив нашу планету, откроет себе путь к уничтожению всего сущего. Только объединив силы супергерои Земли смогут дать бой вселенскому злу.

Мрачность и зашкаливающее количество пафоса бьют зрителя в глаза сходу. Этим фильмом Снайдер круто свернул с дорожки подражания «Марвел», взятой студией ранее. Фильм длится четыре часа и стилистически на этом протяжении меняется незначительно. Работу можно охарактеризовать как «300 спартанцев» в мире «Хранителей». От первого своего фильма режиссер взял зашкаливающий напор пафоса, от второго дождливую, мрачную и гнетущую до костей атмосферу безысходности, отчаяния и упадка. Даже «БпС» на фоне этой «Лиги справедливости» кажется легким и веселым супергеройским междусобойчиком. Здесь серьезна каждая мелочь (кроме Флэша, который периодически отпускает шутки), потоки дождя льются на персонажей добрую половину фильма, а свинцовые тучи давят собственной бескомпромиссностью. Первоначальная версия тоже не отличалась игрой красок, но Снайдер буквально выплеснул всю накопившуюся на его душе горечь, создав наиболее мрачную, черно-серо-темно-синюю картинку. Даже его же «Хранители» кажутся более светлыми. Для любителей экстремального нео-нуара это явный и наиболее существенный плюс фильма. Кстати, снята картина в непривычном для массового зрителя формате соотношения сторон 4:3. Но такой формат режет глаз первые несколько минут, затем разница постепенно размывается.

Экшна стало больше – спасибо двум лишним часам хронометража. Многие моменты экшн-сцен Снайдер буквально смакует, вновь с головой уходя в слоу моушн, то есть замедление времени. Количество эффектных, живописных, вылизанный до стерильности кадров выросло экспоненциально. Кто-кто, а Снайдер один из лучших постановщиков, который умеет искусно использовать слоу моушн. Финальная битва со Степпенвулфом обрела куда более взрослый исход.

К/ф «Лига справедливости Зака Снайдера» (2021), реж. Зак Снайдер
К/ф «Лига справедливости Зака Снайдера» (2021), реж. Зак Снайдер

Персонажи. Наконец-то зрители смогли доходчиво увидеть предысторию Киборга (Рэй Фишер), который в этой версии едва ли не выходит на первый план. Особенно в финале фильма. Наименее раскрытый персонаж в предыдущей «Лиге справедливости» здесь буквально обрел глубину и стал полноценным героем. Чуть больше рассказали про Флэша (Эзра Миллер) – открывающая его сюжетную линию сцена – один из наиболее теплых и светлых моментов фильма. Выросло количество второстепенных персонажей, некоторые из которых присутствовали в фильме либо ради фан-сервиса, либо ради задела на продолжение. Скорее второе, потому что Снайдер не стал грешить фан-сервисом, которого было предостаточно в версии Джо Уидона. Зато задел на продолжение фильм дает жирный! Даже не на одно – эпилог потенциально может дать начало и нескольким сольникам. Наиболее примечательная пасхалка в этом плане – появление Джокера. Раскрывать подробности не будем, но отметим, что, скорее всего, следующий фильм сведет вместе заклятых врагов/друзей. Причем, на одной стороне баррикад. Также порадует появление крупнейшего злодея этой киновселенной – Дарксайда. Это своего рода Танос, только от DC. Мотивация у него, конечно, так себе, и до Таноса ему далековато, зато как воплощение всеобщей погибели и небытия он подходит отлично. Также мелькнул Лекс Лютер и Детстроук. Вообще, задел на будущие части оставлен крайне обильный. Но здесь только зритель решит – быть или не быть.

К/ф «Лига справедливости Зака Снайдера» (2021), реж. Зак Снайдер
К/ф «Лига справедливости Зака Снайдера» (2021), реж. Зак Снайдер

Дизайн не только антуража претерпел изменения. Сильно преобразился Степпенвулф, которого одели в прочный доспех из неземного металла. Этот персонаж также получил больше раскрытия, отчего в финале его даже немного жаль. Хотя истинные мотивы его настолько преданной и самоотверженной службы Дарксайду остались не ясны, но это уже поле битвы для фанатов, знакомых с комиксами-первоисточниками.

Посыл фильма и его смысловое наполнение остались прежними. В рамках данной истории существенно изменить его было бы просто невозможно – пришлось бы переснимать львиную долю отснятого материала, а это еще 70-80 миллионов. Минимум. Режиссер ограничился лишь собственным видением – здесь он показал то, на что рассчитывал в момент производства. Лукавит ли Снайдер, говоря, что не смотрел версию Уидона, или же он правда этого не делал, вряд ли кому-то известно. Как бы то ни было, фильм сильно выиграл визуально, его ранее второстепенные персонажи вышли на первый план, лента стала серьезнее, а атмосфера буквально осязаемой. Но всё это не ставит “Лигу справедливости” выше лучших работ Зака Снайдера. Да, она объективно интереснее и эффектнее «Бэтмена против Супермена» и стильнее «Человека из стали», но это всё еще супергероика, со всеми претензиями к деталям, за которые такие фильмы любят критиковать. Это и логические дыры, и неубиваемость героев, даже лишенных суперсил, и чрезмерная сила персонажей, грань которой не обозначена, а значит всегда есть шанс на очередное превозмогание; и чудесное воскрешение, ряд совпадений, рояли в кустах и прочее, прочее...

К/ф «Лига справедливости Зака Снайдера» (2021), реж. Зак Снайдер
К/ф «Лига справедливости Зака Снайдера» (2021), реж. Зак Снайдер

Сделал ли Снайдер это кино лучше? Определенно да! Могло бы оно быть еще лучше, окажись в руках другого режиссера? Может быть. Было бы оно лучше, имея в основе другой сценарий? Скорее всего. Стоит ли его смотреть? Да – это один из главных блокбастеров года, и явно главнейший среди супергероики, которая уже год с небольшим переживает тяжелые времена. Поклонникам Снайдера, а также первозданной мрачности экранизаций комиксов DC рекомендуем сходить в кинотеатр. Стороннему зрителю вся эта беготня будет малопонятна, малоинтересна, а, следовательно, вкупе с четырехчасовым хронометражем – крайне утомительна.

К/ф «Лига справедливости Зака Снайдера» (2021), реж. Зак Снайдер
К/ф «Лига справедливости Зака Снайдера» (2021), реж. Зак Снайдер

Финальные титры начинаются с сообщения, что фильм посвящен погибшей четыре года назад дочери Зака Снайдера. И если держать эту информацию в голове, то для проницательного зрителя некоторые сцены фильма заиграют новыми красками. Зак Снайдер всё еще не разучился создавать красивые впечатляющие полотна, даже не имея шедеврального первоисточника. «Лига справедливости», возможно, стала наиболее личной его работой, оставаясь при всём этом, пафосным супергеройским развлекательным фильмом.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 19.03.2021 17:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх