Сегодня в нашем обзоре: цифровая премьера нового фильма Йоргоса Лантимоса – абсурдистская трагикомедия «Виды доброты» и режиссерский дебют Зои Кравиц –детективный триллер «Подай знак».
Виды доброты
(18+)
Реж. – Йоргос Лантимос
В ролях – Эмма Стоун, Джесси Племонс, Уиллем Дефо, Маргарет Куолли, Хонг Чау, Джо Элвин, Мамуду Ати, Йоргос Стефанакос, Хантер Шафер
Производство – Ирландия, Великобритания, США, Греция
Абсурдистская трагикомедия от Йоргоса Лантимоса («Клык», «Альпы», «Лобстер», «Убийство священного оленя», «Фаворитка», «Бедные и несчастные»).
Фильм представляет собой киноальманах из трёх несвязанных между собой историй. Первая носит название «Смерть Р. М. Ф.», и в ней главный герой по имени Роберт (Джесси Племонс) живёт в строгом соответствии с приказами своего начальника Рэймонда (Уиллем Дефо). Однажды он отказывается выполнить его задание, и жизнь Роберта превращается в экзистенциальный кошмар.
Вторая новелла «Р. М. Ф. летит». Полицейский Дэниэл (Джесси Племонс) горюет по своей жене Лиз (Эмма Стоун), которая пропала без вести во время научной экспедиции. Но когда её чудом спасают с необитаемого острова, Дэниэл начинает подозревать, что это уже не его жена.
Третья история «Р. М. Ф. ест сэндвич». Эндрю (Джесси Племонс) и Эмили (Эмма Стоун) члены секты. Их задача – найти девушку, которая способна воскрешать мертвых. С этой целью они колесят по небольшим городкам, строго соблюдая предписания руководителя культа. Пока Эмили не встречает своего бывшего мужа…
О творческом пути и ранних работах Йоргоса Лантимоса мы неоднократно писали в предыдущих обзорах, поэтому не будем останавливаться на этом и перейдем сразу к делу.
Работу над «Видами доброты» режиссер начал еще до выхода «Бедных и несчастных». Оттуда перекочевала часть актёрского состава: Уиллем Дефо, Маргарет Куолли и, разумеется, режиссерская муза Эмма Стоун. Но главную роль в двух из трёх новелл исполнил приглашённый Джесси Племонс, который в последние годы тщательно подбирает себе проекты. Выбор Племонса на главную роль оправдался. На фестивале в Каннах он получил приз за лучшую мужскую роль. В компании не менее матёрых актёров его талант здесь раскрылся на полную.
Последние фильмы Лантимоса («Фаворитка» и «Бедные и несчастные») мы открыто критиковали за то, что в них почти не осталось фирменного художественного почерка этого незаурядного режиссера. «Виды доброты» были созданы им для таких поклонников, как мы. Это кино снято в самых лучших традициях своего создателя, отсылая нас к самому первому «греческому» периоду его творчества. Каждая новелла является независимым фильмом, который при желании можно было бы растянуть на полнометражный формат. Но, скорее, к счастью, они этого не сделали, так как в формате короткого метра новеллы ощущаются более целостно и гармонично. Их не обязательно смотреть подряд и сразу, можно смело растянуть просмотр на три подхода. Тем более что каждая из них длится чуть меньше часа.
Здесь Лантимос возвращается к корням. Этот стиль, который совмещает трансгрессивный гиперреализм и комический абсурдизм, мы когда-то окрестили «постсюрреализмом». Те, кто работает в этом специфичном субжанре, создают миры один в один, внешне напоминающие наш реальный. Отличие только в том, что их герои подчиняются каким-то непонятным, чуждым, подчас пугающим и жестоким правилам, в которые зритель не может проникнуть сразу. Это было отличительной особенностью фильмов Лантимоса, как и совмещение на экране крайней жестокости с абсурдностью. Здесь можно разглядеть серьёзное влияние и прямые параллели с французским экзистенциализмом в литературе (в частности, эссе Камю «Миф о Сизифе», где раскрывается дилемма абсурдности существования и рациональной тяги человека прекратить это). Но подобное исследование требует гораздо более глубокого погружения, чего формат еженедельных обзоров не предусматривает.
Возвращение в прежний формат будто бы специально было предпринято Лантимосом, чтобы удовлетворить ту часть критиков, что заявляли, мол, «он уже не тот». Мы относились к их числу. Поэтому на фоне относительно нормальных «Бедных и несчастных» «Виды доброты» произвели на нас глубочайшее впечатление. Возможно, это последний фильм подобного рода от Лантимоса, ведь как истинный творец, он чувствует неизбежную потребность в изменении.
Такое кино не развлекает зрителя, не пытается ему угодить, не играет с положительными эмоциями. Напротив, «Виды доброты» шокируют, угнетают, путают и пугают, даруя специфический зрительский опыт. Это не массовое кино без остросоциальной повестки, без заигрывания с трендами. И, разумеется, без попыток быть понятым и принятым всеми.
Помимо ярчайших актёрских работ, фильм использует холодную цветовую гамму, стерильные стильные интерьеры и отличное внимание к декорациям. Статичные кадры резко чередуются с плавными наездами и крупными планами лиц в диалогах, дабы придать повествованию «неудобную» форму. Резкий, местами атональный саундтрек еще сильнее подчеркивает враждебность экранного мира этого фильма для обычного человека.
Эпикриз: всем поклонникам раннего Йоргоса Лантимоса строго рекомендуем: вы не пожалеете. Те, кто мало знаком (или вовсе не знаком) с режиссером, отнеситесь к этому фильму с долей осторожности, иначе есть высокая вероятность тотального отторжения.
В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Виды доброты» (2024), реж. – Йоргос Лантимос.
Подай знак
(18+)
Реж. – Зои Кравиц
В ролях – Наоми Аки, Ченнинг Татум, Алиа Шокат, Кристиан Слэйтер, Саймон Рекс, Адриа Архона, Хейли Джоэл Осмент, Левон Хоук
Производство – США, Мексика
Детективный триллер – дебютная режиссерская работа актрисы Зои Кравиц.
Фрида (Наоми Аки) работает официанткой на богатом приёме, который устроил IT-миллиардер по имени Слейтер (Ченнинг Татум). Там девушка случайно знакомится с ним и попадает в его близкое окружение. Обходительный Слейтер предлагает Фриде отправиться в компании друзей на его остров. Девушка соглашается, не подозревая, что райский тропический остров хранит свои секреты.
«Подай знак» получился достаточно любопытной картиной. Для дебютной ленты это неплохая заявка Зои Кравиц о себе как об уверенном постановщике. Тем не менее, помимо некоторых достоинств, картина имеет ряд существенных недостатков. Обо всем по порядку и без спойлеров.
В начале о плюсах. Фильм действительно создает и поддерживает интригу примерно до финала, что оценят все любители триллеров или детективов. Конечно, можно было бы сократить первую половину ленты для большей стройности, но и так вышло неплохо. События развиваются плавно, а ощущение нервозности возникает постепенно, само собой.
Хорошо вышла и внешняя часть фильма, в чем прямая заслуга оператора Адама Ньюпорт-Берра. Смотрится лента современно, динамично, ярко и красочно. Отдых на тропическом острове показан во всей красе, хоть и ограничен пространством усадьбы своенравного миллиардера.
Привлекают внимание и актёры. На первом плане здесь Ченнинг Татум, который в данное время как раз состоит в отношениях с Зои Кравиц. Актёр хорошо попал в образ одиозного руководителя крупного бизнеса и основного антагониста ленты. Актёрское амплуа Татума в основном была в строго положительных образах, зачастую с романтическим налётом. Эта же роль может войти в его копилку как лучшая из отрицательных. Хорошо показала себя и Наоми Аки, от чьего лица и ведется повествование. Аки демонстрирует зрителю рост своей героини.
Примечателен и второй план, где оказались собраны достаточно именитые и знакомые актёры. Так, на огонёк забежали: Кристиан Слейтер, Саймон Рекс, Хейли Джоэл Осмент и Кайл Маклоклен. В основном они ютятся даже не на втором, а на третьем плане, но, согласитесь, каст незаурядный.
Задумкой это кино похоже на «Достать ножи: Стеклянная луковица». Загадочный миллиардер, частный остров, детективная подоплёка. Но по тональности эти два фильма сильно отличаются друг от друга. Если Райан Джонсон в своей работе пытался повторно деконструировать детективный жанр, то Зои Кравиц решила создать мощный социальный комментарий в красивой оболочке. Отсюда переходим к недостаткам.
Мораль фильма никуда не годится (далее будут некоторые спойлеры). «Подай знак» является стопроцентным феминистическим кино, где на весь фильм вы не найдёте ни одного положительного мужского персонажа. Напротив, лента буквально и открыто пропагандирует мысль, что все мужчины – насильники. Хотя бы потенциальные. И особенно, когда чувствуют свою безнаказанность. А те, кто не насильник, предпочитают не вмешиваться, что в некотором роде еще хуже (об этом зрителям говорят с экрана).
Движение «Me Too» было на коне семь лет назад. Если бы Кравиц сняла свой фильм тогда, он точно попал бы в наградной сезон. Но сейчас эти заскорузлые нарративы не кажутся чем-то смелым и новым, поэтому фильм, скорее всего, останется незамеченным для высоких критиков и прогрессивной общественности. В мировом прокате лента стартовала слабо, до сих пор не сумев окупить свой небольшой бюджет в $20 млн.
Помимо мизандрийной морали, сюжет имеет другие слабые места. Сама сценарная подоплёка всего происходящего на экране может вызвать вопросы. Раскрывать подробностей не станем, иначе это заспойлерит абсолютно всё. Но отметим, что в техническом и научном планах то, что показали, – чистая фантастика. Если развивать эту мысль при просмотре, то можно запросто утратить ощущение саспенса. Ведь саспенс без реализма – как без рук.
Эпикриз: Зои Кравиц, скорее всего, не должна остановиться в своем режиссерском порыве. Она сняла неплохое по форме кино с негативной моралью. Но как там будет, конечно же, покажут кассовые сборы. А они в настоящий момент совсем не утешительные.
Хороших выходных и приятного просмотра!