// // Общественная палата станет законотворческим органом

Общественная палата станет законотворческим органом

230
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

В Госдуму внесены поправки в закон «Об Общественной палате», существенно расширяющие полномочия этого органа. Если поправки будут приняты, то все законопроекты, касающиеся Конституции, права собственности и защиты имущества граждан, проблем социальной политики, обеспечения безопасности и правопорядка, должны будут до вынесения на пленарное заседание пройти экспертизу в Общественной палате (ОП).

В Госдуму внесены поправки в закон «Об Общественной палате», существенно расширяющие полномочия этого органа. Во-первых, если поправки будут приняты, то все законопроекты, касающиеся Конституции, права собственности и защиты имущества граждан, проблем социальной политики, обеспечения безопасности и правопорядка, должны будут до вынесения на пленарное заседание пройти экспертизу в Общественной палате (ОП).

По нынешнему закону её в обязательном порядке проходят только те документы, которые связаны с ограничением или лишением свободы граждан РФ. О том, чтобы ознакомиться с другими законопроектами, «общественники» должны просить думцев. А те вовсе не горят желанием отсылать свои проекты в ОП. В итоге за 2006–2007 годы она смогла провести экспертизу всего лишь 35 законов, хотя Госдума за это время рассмотрела аж 1100 законопроектов и приняла 600 из них.

Во-вторых, ОП может получить право направлять в органы государственной власти свои запросы. На них, как и на депутатские запросы, необходимо будет дать ответ по существу не позднее чем через 30 дней. Причём ответить должен будет только сам руководитель органа власти или в крайнем случае исполняющий его обязанности заместитель. В-третьих, расширится аппарат ОП, а в подчинении его секретаря появится несколько заместителей, причём их точное количество в документе не оговаривается.

Полномочия, которые хочет приобрести ОП, по сути превращают её из совещательного органа в законотворческий. Для успешного выполнения этих полномочий предполагается выделить для ОП из бюджета на период с 2008 по 2011 год свыше 250 млн. рублей. Из них около 105 млн. рублей – в 2008-м и 47 млн. рублей – в 2009 году. Однако правительство в своём заключении на законопроект указало, что на эти средства, дополнительные для ОП, нет «необходимых расчётов и обоснований». Поэтому инициаторам придётся доработать документ, чтобы повторно внести его в Госдуму. А Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве его вообще не поддержал.

Однако участие «общественников» в контроле за исполнительной властью и законотворческой деятельностью – необходимый элемент гражданского общества. По словам президента Ассоциации адвокатов России за права человека Евгения Архипова, «многие принимаемые законы имеют сильное лобби, а палата как раз и создана для противодействия этим факторам, особенно это важно на региональном уровне, где нередко издаются законы, противоречащие федеральному законодательству и самой Конституции». Поэтому, считает он, необходимо создавать общественные палаты в каждом субъекте РФ и наделять их таким же широким кругом полномочий.

Во Франции функцию, аналогичную ОП РФ, выполняет Экономический и социальный совет (CES), без экспертизы которого в Национальную ассамблею не поступает ни один закон, касающийся реформирования экономики и социальной сферы. В Италии для этого существует Совет экономики и труда, который имеет, кроме того, право законодательной инициативы. По предварительной информации, ОП в скором времени тоже получит это право, каковым не обладают почти все органы государственной власти.

Игорь Дмитриев
Опубликовано:
Отредактировано: 22.09.2008 12:18
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх