Версия // Общество // К концу года литр 95-го бензина будет стоить 28 рублей или ещё больше

К концу года литр 95-го бензина будет стоить 28 рублей или ещё больше

1724

Адский отжиг

Старые технологии делают топливо дорогим и некачественным. Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Россия стоит на пороге серьёзных экономических проблем: в этом году нефтедобыча не повышалась. Ресурсы роста за счёт прежней сырьевой базы и старых технологий исчерпаны. В добровольно-принудительном порядке нефтяная отрасль переходит на новые, более прогрессивные технологии. Но это, как несложно догадаться, грозит продолжением роста цен на бензин, а значит, и на все остальные товары.

Впервом полугодии 2008 года добыча нефти снизилась на 0,4% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. За это же время цены на бензин выросли на 17,9%. Этому росту способствовал в том числе дефицит топлива на рынке. Кроме того, нефтяная стагнация – прямая угроза бюджету страны, куда через Резервный фонд перепадают сверхдоходы нефтяных и газовых компаний. Пока замедление темпов роста добычи компенсируется ростом мировых цен на нефть. Однако в том случае, если рост прекратится и начнётся падение, что уже предсказывают некоторые эксперты и высокопоставленные чиновники, нефтяной локомотив развернётся на 180 градусов и потащит Россию в обратном направлении. Поэтому на прошлой неделе премьер-министр Владимир Путин провёл в Северодвинске совещание по вопросам топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Основные вопросы: повышение нефтедобычи, необходимость налоговых послаблений для компаний и борьба с монополизмом.

Ну а пока бензин продолжает дорожать нарастающими темпами. Так, по данным Росстата, за первую неделю июля цены выросли на 1,6%. Впрочем, стоит отметить, что стоимость бензина растёт не только в России. Так, например, в США галлон топлива (3,18 л) стоит уже 4,1 доллара вместо недавних 3 долларов. Это уже дало свои плоды: согласно данным министерства транспорта США, в июне американцы проехали в общей сложности на 22,5 млрд. километров меньше, чем в апреле. Падают продажи автомобилей в США, а автомобильные компании, чтобы не разориться, сокращают производство. Но и в этом американцы нашли положительные моменты. Дорогой бензин косвенно способен привести к сокращению на треть уровня смертности в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП). К такому выводу пришли профессора Майкл Моррисей из Университета Алабамы и Дэвид Грабовски с факультета медицины Гарвардского университета. Они установили, что каждое повышение цен на бензин на 10% сокращает количество погибших в ДТП на 2,3%. Всё было бы нормально, если бы не тот факт, что Россия нефть добывает, а Америка – покупает.

Все без исключения аналитики и участники рынка прогнозируют только повышение цен на топливо. «К концу года самый ходовой, 95-й бензин вырастет ещё на 10%, до 28 рублей за литр, – говорит президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. – И если правительство не примет меры, будет расти и дальше». «Меры» – это прежде всего внесение поправок в технический регламент моторного топлива, принятие новых законов, которые облегчат доступ мелких компаний к небольшим месторождениям и дадут налоговые послабления поставщикам топлива.

Что касается технического регламента, то за него уже взялись. Принятый в феврале документ предусматривал с 1 января 2009 года введение дополнительной налоговой нагрузки на тех производителей, которые выпускают моторное топливо ниже стандарта «Евро-3», а ещё через год – ниже «Евро-4». Но из-за сложившейся ситуации Совет Федерации на днях одобрил перенос новых правил взимания акцизов на бензин и дизельное топливо до 2011 года. Тогда Очевидно, что переход на новые стандарты скажется на стоимости топлива на заправках. Уже сегодня качественный бензин на заправках стоит на 1–2 рубля дороже обычного.

По теме

«ЛУКОЙЛ на реконструкцию Пермского и Волгоградского НПЗ потратил 5 млрд. долларов. Учитывая, что это 20% рынка бензина, получается простая арифметика: на приведение всей отрасли к стандартам надо потратить не менее 25 млрд. долларов», – говорит Геннадий Шмаль. По его словам, в заявленные в регламенте сроки перехода на новые стандарты невозможно уложиться ещё и потому, что, если даже найти деньги, оборудование придётся закупать за рубежом, поскольку собственное нефтехимическое машиностроение находится в плачевном состоянии. Даже в этом случае рассчитывать на моментальный эффект не приходится: поставки оборудования продлятся не менее двух-трёх лет.

Кроме того, в техрегламент необходимо внести поправку не запрещать 92-й бензин, поскольку он используется не только в половине частного автопарка, но и во всей сельхозтехнике, кроме дизельных двигателей. Если этого не произойдёт, то через три года в продажу не будет допускаться 76-й и 92-й бензин. А за это время автопарк вряд ли полностью обновится.

По мнению экспертов, чтобы снизить или хотя бы остановить цены на топливо, облегчения техрегламента мало. Необходимы жёсткие правительственные меры. Среди них введение налоговых льгот и послаблений для тех, кто добывает сырьё. По словам Геннадия Шмаля, прежде всего нужно разработать закон о работе небольших предприятий на трудноизвлекаемых месторождениях. В этом направлении шаг сделан. Законодатели уже разрешили компаниям, которые добывают нефть на участках севернее Полярного круга, применять нулевую ставку НДПИ. Налоговые каникулы со следующего года будут действовать также и для месторождений с высокой степенью выработанности, в частности на Азовском и Каспийском морях. По мнению Геннадия Шмаля, необходимо также запретить крупным компаниям участие в аукционах на разработку малых месторождений и дать простор для развития небольшим компаниям.

Чтобы нефти хватило всем, эксперты предлагают идти по инновационному пути прежде всего в топливно-энергетическом секторе. «Увеличение на 0,01 коэффициента извлечения равносильно открытию нового месторождения, а для этого нужны инновации», – считает Геннадий Шмаль. Но это более далёкая перспектива. На то, чтобы наука действительно начала приносить плоды, требуются годы.

Для небольших компаний нужен и независимый нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), о котором недавно говорили и премьер-министр Владимир Путин, и вице-премьер Игорь Сечин. По мнению Геннадия Шмаля, будет достаточно мощностей в 10 млн. тонн переработки и инвестиций в 10–12 млрд. долларов, которые с учётом цен быстро окупятся. Всё дело в том, что крупные вертикально интегрированные компании (ВИНК) не пускают небольших производителей на свои НПЗ. Как результат – отсутствие достаточной конкуренции, а значит, и высокие цены, а также низкое качество бензина, который производят небольшие нефтяные компании. Кстати, некоторые чиновники и эксперты считают, что корнем проблем является именно сговор компаний. Так, мэр Москвы Юрий Лужков сообщал, что возможной причиной роста цен на бензин является монопольный сговор производителей. Он заявил, что компаний, занимающихся производством топлива, немного. А единственным основанием повышения цен, по его мнению, является договорённость компаний. Он отметил, что подобные действия со стороны производителей и продавцов топлива могут привести к штрафам и претензиям со стороны государства.

И вот претензии уже начались. На прошлой неделе Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выполнила поручение премьер-министра и возбудила дела в отношении пяти нефтяных компаний, включая государственные. ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть», «ТНК-ВР», «Роснефть» и «Сургутнефтегаз» обвиняются в картельном сговоре и установлении монопольно высоких цен. Правда, пока только на авиакеросин и дизельное топливо. Таким образом ФАС отреагировала на заявление премьер-министра Владимира Путина, которое он сделал в минувшую пятницу на совещании по развитию нефтегазового комплекса в Северодвинске.

«Нужно Федеральной антимонопольной службе наконец проснуться и активно, эффективно исполнять свои функции. Если этого не будет в ближайшее время сделано, то будут приняты кадровые решения, прошу иметь это в виду», – жёстко заявил Путин.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 23.07.2008 18:32
Комментарии 0
Наверх