Возможно, пока не все это осознают, но внутренний баланс сил в Европе смещается. Германия, чье доминирующее положение казалась абсолютным после финансового кризиса 2008 года, постепенно сдает позиции, что будет иметь далеко идущие последствия для Европейского Союза.
Центр притяжения
Безусловно, с позиции мягкой силы то обстоятельство, что люди верят в Германию, сильно укрепляет статус страны и ее стратегическое положение. Но долго это не продлится. Вскоре они начнут замечать, что основная движущая сила этого восприятия – рост немецкой экономики, в то время как большинство других экономик Еврозоны пережили длительную рецессию, – является исключительным обстоятельством, которое вскоре исчезнет.
На протяжении двенадцати из последних двадцати лет рост Германии был ниже, чем у трех других крупных стран Еврозоны (Франции, Италии и Испании). Хотя экономический рост Германии был выше в посткризисный период, МВФ прогнозирует, что показатели экономики ФРГ упадут обратно ниже показателей этих трех стран в течение пяти лет. При этом основные данные окажутся намного ниже среднего показателя Еврозоны, который включает в себя более мелкие страны Центральной и Восточной Европы, где темпы роста достаточно высоки.
Безусловно, Германия по-прежнему имеет некоторые очевидные преимущества. Но при ближайшем рассмотрении видно, что они не столь уж позитивны, как может показаться.
Для начала Германия близка к полной занятости, что резко контрастирует с теми странами Еврозоны, где средний уровень безработицы измеряется двузначным числом. Но сочетание практически полной занятости и невысоких темпов роста фактически указывает на основную проблему: низкий рост производительности труда. Вместе с намечающимся дефицитом рабочей силы, в которой нуждается рынок труда Германии (население страны стареет, а прибывающие беженцы не имеют необходимых навыков), немецкая экономика начинает представать в не лучшем свете – обреченной на вялое течение в долгосрочной перспективе.
Другим очевидным преимуществом являются крупные финансовые резервы Германии, которые не только смягчили влияние кризиса, но и позволили стране получить политическое влияние. В самом деле, в связи с тем, что резервы немецких фондов были незаменимы в спасении периферии Еврозоны, страна стала центром усилий по урегулированию кризиса.
Кризис мигрантов
Одобрение Берлина потребовалось для создания «банковского союза» в Европе, что повлекло за собой передачу надзорных полномочий ЕЦБ и создание общего фонда для помощи испытывающих трудности банков. Из-за сопротивления Германии произошла задержка в интервенции ЕЦБ на рынках облигаций; когда ЕЦБ, наконец, запустил свою программу покупки облигаций, он сделал это с молчаливого одобрения Германии.
Но теперь, когда процентные ставки опустились практически до нуля, сбережения Германии не приносят ей особой пользы. А в связи с тем, что финансовая буря в значительной степени улеглась, Германия оказалась лишена возможности демонстрации своего политического влияния, в том числе и за пределами Еврозоны.
Новый тоннель по направлению к Путилковскому шоссе планируют открыть в мае-июне будущего года. Подземное сооружение откроет прямой выезд на МКАД и дополнительный выезд на Пятницкое шоссе.
В самом деле, в то время как Германия, благодаря своей глубокой вовлеченности в экономики стран Центральной и Восточной Европы, была ключевым игроком на переговорах в Минске, которые должны были положить конец конфликту на Украине, она практически не имеет влияния в странах Ближнего Востока, к которым сегодня приковано внимание. В то время политическое руководство Германии разбирается с кризисной ситуации с беженцами, реальность такова, что, оказавшись на передовой этого кризиса, страна не имеет особого влияния на факторы, которые являются его причиной. Сейчас Германия впервые оказалась в положении, когда ей приходится просить партнеров по ЕС о солидарности, поскольку она не может принять всех беженцев в одиночку.
Сдвиг власти
Как обычно, однако, восприятие отстает от реальности, которая означает, что Германия по-прежнему рассматривается многими в качестве наиболее мощной силы в Еврозоне. Но как глобальный бизнес-цикл ускоряет возвращение Германии к статусу "старой нормальной страны," смену власти в Европе становится все труднее игнорировать.
Германия, являющаяся благодаря своим финансовым резервам крупным инвестором, больше других в Еврозоне выиграла от инвестиционного бума в странах с развивающейся экономикой. Но рост развивающихся экономик сейчас существенно замедляется, а спрос смещается от инвестиций к потребительским товарам. Это подрывает экономический рост Германии и идет на пользу южно-европейским странам, экспорт которых более ориентирован на потребительские товары.
Продолжающийся сдвиг экономической и политической власти в Европе, скорее всего, окажет большое влияние на функционирование ЕС и, особенно, в странах Еврозоны. Например, без сильной Германии, поддерживающей фискальные структуры Еврозоны и призывающей к реализации сложных, но необходимых структурных реформ, страны могут потерять мотивацию и перестать предпринимать шаги, необходимые для обеспечения стабильности в долгосрочной перспективе. Если инфляция остается низкой, ЕЦБ мог бы чувствовать себя свободнее при проведении новых раундов монетарного стимулирования, что подорвет достижение финансовых целей.
Таким образом, мы, возможно, движемся к менее "немецкой" экономической политике в Еврозоне. Хотя это наверняка повысит популярность ЕС на периферии, это может повысить сопротивление к членству в ЕС в Германии - стране, которая, несмотря на ее ущербную экономическую мощь, остается важной частью интеграционной головоломки.