Версия // Культура // «Наша Версия» задумывается о причинах разграничения рока и попа в 1950-х годах

«Наша Версия» задумывается о причинах разграничения рока и попа в 1950-х годах

2645

От сердца – к сердцу

«Наша Версия» задумывается о причинах разграничения рока и попа в 1950-х годах (фото: commons.wikimedia.org/ Holly Cheng)
В разделе

Как мы выяснили ранее, параллельно поп-музыке, в 1920-х – конце 1940-х годов существовал и неплохо себя чувствовал локальный фолковый, блюзовый, джазовый, а также кантри музыкальный мейнстрим. Категории «рок» и «поп» были скорее расплывчаты, чем явно и чётко определены. Попробуем разобраться, что стояло в основе их стилевого разграничения.

Ныне термин «рок-н-ролл» не нуждается в дополнительных определениях. Как жанр, он самодостаточен. Но так было не всегда. Ещё в 1950-х годах он изначально был яростным и сырым. Рок-н-ролл выплавлял свой неповторимый гитарный звук и присущий ему «движ» в первозданном шарме и прелести неповторимого «вайба» южных американских штатов с их неспокойным городским White trash (англ. «Белая шваль»), а также сельским Red Necks (англ. «Красношеими») и угнетаемым (до поры до времени) афроамериканским населением.

Поп-музыка игралась, конечно, везде. Но, по нашей версии, регионально она более относилась к северным штатам с их развитыми радиостанциями, телевидением и основными звукозаписывающими компаниями. Сам поп-музыкальный жанр подразделялся тогда на несколько категорий, где «мельтешили» песенки-однодневки, незамысловатые лирические баллады, предшественник рок-н-ролла, так называемый «Новый аптемпо» с его рокабилльными мотивами и «Ду-воп». Поп-музыка 1950-х годов изначально не считалась безрассудно смелой. Она старалась сглаживать острые углы и не слишком «выпячивала» свою сексуальность, имея немалую коммерческую привлекательность. В основном, стремясь окучить, не слишком раскачав и шокировав (не говоря о том, чтобы, не дай бог, оскорбить) свою белую, более-менее зажиточную аудиторию.

Так называемые «расовые записи» были вытеснены на специальные станции и на отдельные независимые лейблы, а кантри-музыка (или «Хиллибилли», играемая, в том числе, с помощью банджо) сосредоточилась в городке Нэшвилле. Одно время считалось, что она не может пересечь границу линии Мейсон – Диксон (справочно уточним, что под ней имеется в виду граница, «проведённая в 1763—1767 годах английскими землемерами и астрономами Чарльзом Мэйсоном и Джеремайей Диксоном для разрешения длившегося почти век территориального спора между британскими колониями в Америке: Пенсильванией и Мэрилендом. Линия чётко определила границы современных американских штатов Пенсильвания, Мэриленд, Делавэр и Западная Виргиния. До гражданской войны линия Мэйсона — Диксона служила символической границей между свободными от рабства штатами Севера и рабовладельческими штатами Юга»).

По теме

Такое положение вещей бытовало некоторое время. Аккурат, до тех пор, пока записи Элвиса Пресли не превратились в национальные (а позже мировые) хиты с мультимиллионными продажами, захватив воображение и досуг послевоенного поколения бэби-бумеров. Волшебную история создания первоначальных записей Элвиса Пресли, их тернистый путь к слушателям, как и происходившие тогда музыкальные процессы, бытовавшие до обретения Элвисом и его коллегами мировой известности, мы постарались исследовать в наших предыдущих статьях, посвящённых этому уникальному музыкальному феномену!

Не преминем обратить внимание читателей, что даже в изменчивом 2025 году, если у кого-то выдастся свободное время и соответствующее настроение, можно переслушать памятные звуковые сессии молодого Элвиса Пресли на легендарной студии «The Sun». Голос Элвиса тогда имел необработанную, первозданную силу, что трудно было сказать по скромному и обманчивому внешнему виду артиста. Голос Пресли творит настоящие чудеса! Он вызывает в памяти духовные песнопения (госпелы), убаюкаивает сентиментальностью кантри и соула, горестно стенает и шепчет о запретных удовольствиях в блюзовых наигрышах. Также может тронуть и пробудить искренние чувства, дремавшие до поры до времени или иронично подчеркнуть своё смирение перед натиском жизненных обстоятельств. Как бы то ни было, музыкальное искусство Элвиса Пресли изумительно до дрожи, здорово придумано, весьма убедительно и в лучших композициях поражает глубиной выплеснутых эмоций!

По нашей версии благодаря гению Элвиса Пресли и его талантливым коллегам по сцене, среди которых блистали имена Карла Перкинса, Бадди Холли, Эдди Кокрена, Джина Винсента, Фэтса Домино, Билла Хейли, Джерри Ли Льюиса, Литтл Ричарда, Чака Берри, Дела Шеннона, Роя Орбисона, Скримин’ Джея Хаукинса, (уже ушедшим к тому времени в мир иной) Ледбелли, Роберту Джонсону и многим другим музыкантам, состоялся и поныне здравствует неповторимый феномен рок-н-ролла, преодолевший 70-летнюю временную отметку!

По теме

Однако вновь вернёмся в 1950-е годы, когда масс-медиа и звукозаписывающие лейблы быстро сориентировались в свежих музыкальных веяниях и шустро прибрали их к рукам, начав получать немалые барыши и массово штампуя бледные имитации Элвиса. Предположим, что для большинства музыкальных и медийных бизнес-воротил, что «рок», что «поп», по сути, были всего лишь поводом, чтобы сорвать куш на горячей теме, пока мода на неё не «остыла» и что-то новое не пришло ей на смену. Ждать иного подхода было, конечно, наивно. Но пока герои рок-н-ролла грелись в лучах славы, сама самобытность и яркость новоявленного рок-н-ролльного стиля перекрывали потоки поп-музыкальных поделок, легко выдерживая атаки некоторых «добропорядочных» граждан и морализаторство ряда СМИ. Казалось, что так будет всегда. Однако, конец 1950-х и начало 1960-х годов ознаменовались чередой непредсказуемых и трагических событий с её непосредственными акторами, положивших конец эпохе рок-н-ролла.

По нашей версии её творческий дух ушёл в 1960-м году, когда Элвис Пресли, вернувшись из армии, стал бледной копией себя прежнего и с головой ушёл в кино, «гикнулся» Бадди Холли, в автокатастрофе погиб Эдди Кокрэн, а Джин Винсент жестоко пострадал в результате автоаварии. Чак Берри «присел» на несколько лет в тюрягу, Джерри Ли Льюис ударился в бега из-за женитьбы на несовершеннолетней кузине и долго не мог выступать, Литтл Ричард, чудом выжив в авиакатастрофе, выбросил коллекцию драгоценных колец, пристрастился к религии и стал петь в церкви, а Карл Перкинс слёг в больницу…

В довершение ко всему разгорелся крупный скандал в музыкальной индустрии. Кое-кто из знаковых музыкальных деятелей того времени был обвинён в подкупе радийных диджеев. Суть претензий состояла в том, что они якобы практиковали некоторым их них регулярные и немалые выплаты, без которых кое-какие записи не стали бы проигрывать и ставить в эфир. Всё случилось неожиданно и резко упало всем на голову, словно набравшая вес сосуля с крыши высотного дома или прилетевший «из ниоткуда» снаряд…

На некоторое время в музыкальной индустрии наступило затишье. Но было оно, к счастью, недолгим. Это сегодня мы знаем, как развернутся события в дальнейшем, когда до грядущего неотразимого музыкального «Британского нашествия», где в одной обойме с The Beatles, с The Rolling Stones, The Who и другими артистами, появится огромное число их безбашенных коллег по сцене, оставалось совсем чуть-чуть. Но тогда ход событий многим казался катастрофическим! Немало голов было «посыпано пеплом».

Что ж, хороший повод вновь подчеркнуть изменчивость мира и задуматься над быстротечностью времени. «Пепел» будет стряхнут, с триумфальным возвращением рок-н-ролла, буквально, через несколько лет! Рок-н-ролл будет заново открыт, возрождён и переосмыслен новым поколением музыкантов, для которых имена Элвиса, Джерри, Джина или Чака уже будут казаться историческими фигурами. Рок и поп-музыка начала/середины 1960-х годов также станут другими. И в этой изменчивости, несомненно, заключена немалая часть обаяния рока, попа и качественной разностилевой музыки, в целом!

Посему, наш с вами разговор, уважаемые читатели, далеко не окончен. Продолжим его далее, предложив для лучшего понимания вопроса и правильного время препровождения, дополнительно ознакомиться с рядом рекомендаций по прослушиванию лучших (на наш взгляд) образцов рок и поп-музыки, стоящей близко по времени и наследующей славной эпохе рок-н-ролла, которые мы приводим для Вас далее по ссылкам: Электронная книга и Аудиокнига.

Продолжение следует.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 17.02.2025 11:01
Комментарии 0
Наверх