Наше повествование развивается постепенно. Пришло время, обратить внимание читателей на несколько ярких фигур рок-н-ролла, раннего рока и попа (в их числе будут: Бадди Холли, Эдди Кокрен и Джин Винсент). А также поговорить о некоторых музыкальных особенностях того времени.
Начнём танцевать от «печки», отметив, что ранние записи рока имели простую структуру. В её основе были три аккорда (тоника, доминанта и субдоминанта) с характерными стилистическими ограничения, присущими блюзу. Формула означала следующее: песня в ля-мажоре должна стартовать с четырёх ля-мажорных тактов, подниматься на два такта до аккорда в ре-мажоре и возвращаться назад в ля-мажор, а затем падать до ми-мажора также на два такта – прежде чем разрешиться в ля-мажоре.
Таким образом, мелодия создавала у слушателей радостный и оптимистичный настрой, доводя песню до завершённости. Цель у рок-н-ролла была одна – заставить и всячески способствовать тому, чтобы ноги слушателей двигались в такт, а их «тушки» не стояли на месте. Ранний рок (и поп), имевший акценты на первой и третьей ноте в каждом такте, был также создан для танцев. Находчивый Чак Берри, ничтоже сумняшеся, заявлял: «Там есть бэк-бит, который нельзя потерять…всякий раз, когда ты используешь его…и хочешь танцевать со мной…это будет музыка рок-н-ролла…». Его изящная и простая мысль довольно точно передавала суть вопроса, подводя итог привлекательности музыки 1950-х годов.
Эта музыка создавалась подобно «жвачке» для подрастающих поколений того времени, вряд ли имея претензии на «вечную жизнь» и прочие изыски. Парадокс состоит в том, что даже в странных и тревожных 2020-х годах её очарование не поблёкло, а драйв никуда не исчез. Чтобы убедиться в этом, достаточно поставить любую из перечисляемых нами знаменитых композиций раннего и позднего рок-н-ролла. Колоссы рок-н-ролла преодолевали ограничения стиля, «выламываясь» за его рамки. Благодаря их усилиям была создана музыка, которая впоследствии смогла в совершенной, сжатой, весьма лаконичной и, что, самое главное, доходчивой форме выразить «нерв», «саунд» и «вайб» эпохи, в которой она была написана!
Поговорим об этих музыкантах подробнее, напомнив, что в наших предыдущих статьях, посвящённых феномену Элвиса Пресли (рекомендуемых к ознакомлению всем интересующимся вопросом читателям) мы постарались полноценно описать происходившие тогда музыкальные процессы.
«Наша Версия» продолжает исследовать 70-летнюю историю рок-н-ролла
Упор в информировании читателей нами был сделан на состоявшуюся в 2024-м году большую 70-летнюю дату с момента появления 5 июля 1954 года в небольшой мемфисской «The Sun Studio» (и последующей записи) неподражаемого Пресли и подыгрывавших ему музыкантов!
Стартуем вместе с Бадди Холли. Музыкант родился в 1936 году. Он прожил всего 23 года, уйдя из жизни в 1959 году. Бадди стал первопроходцем в ряде существенных моментов. К примеру, Холли не только написал несколько классических кантри-песен («Peggy Sue», «That’ll Be The Day», «Rave On»), но был первым рокером, который стал продюсировать свои записи самостоятельно! Он впервые использовал струнные при записи рока! Его эксперименты с перезаписью двух фонограмм на одну (когда вокал и инструментальное сопровождение записывались по отдельности) и с двойной записью (запись на одну и ту же линию дважды, для обретения более насыщенного звучания) также стали не менее новаторскими! Ещё Бадди Холли был пионером создания классического состава рок-группы, вобравшего в себя вокал, соло, ритм, бас-гитары и барабаны. Огромный успех настиг Холли уже после его смерти, когда его сопродюсер (по имени Норман Петти) перезаписал с римической группой и оркестром незаконченные демнстрационные записи Бадди и выпустил их в свет.
Многосторонне одаренной личностью и одним из первопроходцев рока был Эдди Кокрен! Талантливый гитарист, автор песен, обладавший не только яркой индивидуальностью, но и сногсшибательной внешностью рок-звезды (в отличие от Бадди Холли, который носил огромные роговые очки и смахивал на студента-ботана) он родился в 1938 году. Удача сопутствовала Холли в продюсерских делах и часто была на его стороне. Казалось, что так будет всегда. Но жизнь показала свой норовистый характер. Путь Эдди прервала гибель в страшной автомобильной автокатастрофе в 1960 году. Тем не менее, некоторые композиции Эдди Кокрена, вроде «C’mon Everybody», «Somethin’ Else», «Summertime Blues», прошли испытание временем, войдя в историю музыки. Их исполняли такие гранды, как The Rolling Stones, The Who, T. Rex, SexPistols. Образ Кокрена, где артист запечатлён в позе «нависающим» над своей огромной полуакустической гитарой, стал знаковым для поколений подростков, наряду с Элвисом Пресли, Марлоном Брандо, Джеймсом Дином…
Завершим наш анализ фигурой харизматичного Джина Винсента, чья фигура, туго затянутая в кожу, считается некоторыми исследователями скорее имиджевой, чем стержневой для раннего рока. Позволю себе не согласиться с такими утверждениями. Так как Джин сочинил одно (без сомнения) культовое произведение ранней рок и поп-эпохи. Речь идёт о бессмертной «Be-Bop-A-Lula», к которой можно «пристегнуть» не такие раскрученные, но весьма забористые хиты, вроде «Blue Jean Bop» и «Race With The Devil». Винсент также попал в аварию и серьезно пострадал. Когда он ехал на мотоцикле, его сбила машина. Нога артиста была почти оторвана ниже колена. Врачи постарались и спасли конечность, но боль преследовала и мучила Джина всю жизнь, до его кончины в 1971 году. Ореол мученичества сопровождал с тех пор Винсента, который выступать, тем не менее, не бросил и прихрамывал около микрофонной стойки, подпитывая свою легенду, а вместе с ней и обширную историю рок и поп-музыки, с рядом рекомендаций по прослушиванию лучших (на наш взгляд) образцов которой мы приводим для Вас далее по ссылкам: Электронная книга и Аудиокнига.
P.S. Конечно, не забываем, что в следующем 2025 году, в январе месяце, Элвису Пресли могло бы исполниться 90 лет! Он родился 8 января 1935 года! Любим и помним!
Продолжение следует.