Одной из великих фигур рок-н-ролла (в числе которых мы уже упоминали таких колоссов, как: Карл Перкинс, Элвис Пресли, Бадди Холли, Эдди Кокрен, Джин Винсент, Фэтс Домино, Литтл Ричард, Чак Берри и др.) был милейший и застенчивый человек по имени Рой Орбисон, чьим прозвищем было «Большой О».
Как и его коллеги по сцене Рой Орбисон родился в 1936 году. Он прожил 52, насыщенных и местами очень трагических года, уйдя из жизни в 1988 году. Но, прежде чем поговорить о Рое Орбисоне и выделявших его среди других звёзд уникальных качествах, считаю важным, подчеркнуть следующее. Благодаря энергичным усилиям наших героев была создана музыка, которая впоследствии смогла в совершенной, сжатой, весьма лаконичной и, что, самое главное, доходчивой форме выразить «нерв», «саунд» и «вайб» эпохи, в которой она была написана! Цель у рок-н-ролла была одна – заставить и всячески способствовать тому, чтобы ноги слушателей двигались в такт, а их «тушки» не стояли на месте.
Мелодии раннего рок-н-ролла, рока и попа вряд ли имели претензии на «вечную жизнь» и прочие изыски. Парадокс состоит в том, что даже в странных 2020-х годах их очарование не поблёкло, а драйв никуда не исчез. Чтобы убедиться в этом, достаточно поставить любую из упоминавшихся нами ранее знаменитых композиций раннего и позднего рок-н-ролла. При их прослушивании становится очевидным, что музыканты творчески и неравнодушно подходили к своему делу, попутно преодолевали ограничения существовавших тогда стилей, «выламывались» за их рамки и «зажигали» по полной программе!
Творческий путь Роя Орбисона складывался поначалу весьма удачно. Первую гитару ему подарил отец. Рой начал играть рокабилли и кантри ещё в школе. Далее музыкант почти сразу влился в общую рок-н-ролльную «струю», исполнив и записав в середине 1950-х годов несколько искрящихся рок-н-роллов, вроде «Go! Go! Go!» и «Ooby Dooby». Одним из существенных моментов, присущих манере исполнения и музыкальному стилю Роя Орбисона стал его голос, чей особенный (близкий к оперному бельканто) тембр более подходил для исполнения мелодичных баллад, чем отвязных рок-н-роллов. Сам Элвис Пресли, отдавая дань талантам Орбисона, подчас называл его «Карузо» от рока.
Рой Орбисон довольно быстро просёк свою козырную «фишку», плавно переключившись на пение душеласкательных, наполненных эмоциями и в меру брутальных баллад. Он стал со временем, пожалуй, их самым знаменитым исполнителем, среди всех первопроходцев рока. Студенческая внешность Роя, некоторое время погрызшего гранит наук в Техасском Университете и соответствовавшие его образу субтильность, строгий костюм, галстук, в меру длинная и аккуратная прическа, крупные роговые очки (впоследствии одна из моделей очков от знаменитого бренда Ray Ban станет незаменимой деталью образа Орбисона) также не предполагали какого-то дикого экстрима в делах и в поступках артиста.
Баллады позволяли в полной мере демонстрировать музыканту все прелести его голосовых возможностей, что имело свою дополнительную особенность. К самому концу 1950-х и началу 1960-х карьеры многих ярких исполнителей рок-н-ролла закончились трагически или стали угасать. В случае Орбисона получилось так, что интерес у широкой публики к его творчеству, наоборот, стал разрастаться, достигнув своего пика в период 1960-1965 годов.
Словно стреляя из пулемёта, Рой Орбисон осыпал меломанов яркими поп-рок номерами, вознесшими его на вершины популярности и мировой известности. Среди его репертуара тех лет блистают такие перлы, как: «Candy Man», чувственные «Only The Lonely», «Running Scared», «Love Hurts» (более известную миру в исполнении Nazareth), проникновеннные «Crying», «Dream Baby», «Leah», «Blue Bayou» и, конечно, бесподобная «Oh Pretty Woman» 1964 года, которой в 2024 году исполнилось 60 лет!
Рой (как и Элвис) умел мастерски сочетать подвижные и лирические номера, тонко чувствуя запросы тогдашней аудитории. Его флюид словно раздвинул «стены» бытовавших музыкальных стилей, попав в промежуток между грядущим неотразимым британским нашествием и местным ритм-энд-блюзовым (а также кантри-фолковым) мейнстримом.
Орбисон умудрился очаровать своим композиторским даром даже привередливых британцев. Находясь в отличной форме, он отыграл в 1963 году великолепный тур по всему Туманному Альбиону, где с тех пор его всегда привечали. По сути, Рой находился «На Острие» тогдашней музыки в одной обойме с The Beatles и с The Rolling Stones, чьи «моторы» только разогревались, набирая нешуточные «обороты».
И всё было бы замечательно в жизни нашего героя, если бы не «фокусы» не всегда справедливой, подчас жестокой и изменчивой жизненной реальности. Когда нечто, кому-то казавшееся самым надёжным на свете, может, в одночасье оказаться призрачным миражом. Какую карму Рой Орбисон «накопил» и не смог «сжечь»? В 1966 году Роя постигло жуткое несчастье. В автокатастрофе погибла его жена. Еще через год два сына Орбисона сгорели заживо во время пожара в доме. От таких напастей у Роя поехала крыша, он ушёл в глубокую депрессию, пристрастился к нехорошим привычкам, поимел проблемы со здоровьем и почти прекратил выступать. Следствием чего стало его выпадение из обоймы известных исполнителей, творческий кризис и закат. Тем не менее, коллеги по сцене и меломаны его не забывали, а нечастые концерты Орбисона собирали если не толпы зрителей, то залы точно не пустовали…

В итоге, певец нашёл в себе силы вернуться на сцену лишь спустя двадцать лет, ближе к концу 1980-х годов. Орбисон с триумфом напомнил о себе, влившись в состав супергруппы Traveling Wilburys (куда помимо Роя входили такие звёзды, как: Том Петти, Боб Дилан, Джордж Харрисон и Джефф Линн). К сожалению, Орбисон совсем чуть-чуть не дожил (скончавшись от сердечного приступа) до выхода их знаменитого первого релиза «Traveling Wilburys Vol. 1» (1989). И, также, не дождался выхода своего первоклассного, длившегося около 40 минут, двадцать второго по счёту (уже посмертного) альбома «Mystery Girl» (1989), которому в 2024 году исполнилось 35 лет!
Альбом стал своего рода эпитафией Орбисону, вобрав в себя квинтэссенцию его неповторимого пути. Исполняя свои песни в «Mystery Girl», Рой Орбисон (как и ранее) почти никогда не срывался на крик. Он просто любил и умел петь, как никто другой. Ничуть не растеряв со временем этот уникальный дар. Орбисону нравилось именно красиво выпевать ноты, заставляя сердца слушателей то биться чаще, как в композициях «You Got It» (где его соавторами стали Том Петти и Джефф Линн), «In The Real World», «The Comedians» (авторства Элвиса Костелло) или отчаянно сжиматься, как в «(All I Can Do Is) Dream You» или в «The Only One».
Ему нельзя было не верить в «California Blue» (где Рой снова сотрудничал с Петти и Линном) или хотелось плакать в трогательных донельзя «A Love So Beautiful» или «She’s A Mystery To Me», написанной Боно и Эджем из U2. Хотя драйва (при желании) могло быть тоже с избытком, чему свидетельствуют финальные треки «Windsurfer» и «Careless Heart»! Немудрено, что в чартах многих стран мира (от Австралии – до Греции и Норвегии) «Mystery Girl» оседлал призовые первые места, заняв вторую строчку в английском альбомном хит-параде и пятую в Биллборде! Такое с дисками Роя Орбисона произошло впервые…
Поэтому скажем так, что не стоит распускать нюни или избыточно веселиться. А, наверное, имеет смысл, поставить винил, кассету или диск, переслушать «Mystery Girl», помолчать и задуматься над страшными, сложными и прекрасными жизненными коллизиями, представив, что пережил этот удивительный человек по прозвищу «Большой О», и чему его путь может научить нас в тревожных и также малопредсказуемых 2020-х годах. Попытавшись вникнуть в вопрос, нешуточно озадачивший главного героя романа Виктора Пелевина «Смотритель»: «Неужели причина боли – сама боль?». Попутно уточнив, где здесь обитают милосердие, любовь и свобода или всё обстоит с точностью до наоборот?..
Посему, наш с вами разговор, уважаемые читатели, далеко не окончен. Продолжим его далее, напомнив, что в наших предыдущих статьях, посвящённых феномену Элвиса Пресли мы постарались исследовать и описать, происходившие тогда музыкальные процессы.
Упор в информировании нами был сделан на состоявшуюся в 2024-м году большую 70-летнюю дату с момента появления 5 июля 1954 года в небольшой мемфисской «The Sun Studio» (и последующей записи) неподражаемого Пресли и подыгрывавших ему музыкантов, чудесным образом сформировавшего свою уникальную легенду, а вместе с ней и обширную историю рок и поп-музыки!
Для лучшего понимания вопроса и правильного время препровождения предлагаем дополнительно ознакомиться с рядом рекомендаций по прослушиванию лучших (на наш взгляд) образцов рок и поп-музыки, стоящей близко по времени и наследующей славной эпохе рок-н-ролла, которые мы приводим для Вас далее по ссылкам: Электронная книга и Аудиокнига.
P.S. Конечно, не забываем, что в следующем 2025 году, в январе месяце, Элвису Пресли могло бы исполниться 90 лет! Он родился 8 января 1935 года! Любим и помним!
Продолжение следует.