Версия // Культура // Наша подборка сюрреализма из мира кино

Наша подборка сюрреализма из мира кино

2802

Побег от реальности

Наша подборка сюрреализма из мира кино
В разделе

Новостной фон последнее время всё больше напоминает сюжет антиутопии или фантастического трэша, что подтолкнуло нас собрать для вас ТОП-10 фильмов разных эпох и жанров, но объединенных стилистикой сюрреализма. Это не подборка лучших антиутопий или треша, а просто собрание разношерстных картин культовых режиссеров, с которых лучше начать знакомство с этим специфическим разделом кинематографа.

Андалузский пёс / Луис Бунюэль, 1928

Фэнтези в стиле ужасов, снятое в 1928 году Луисом Бунюэлем в тесном сотрудничестве с идолом сюрреализма Сальвадором Дали.

Собственно, эта короткометражка наиболее полно и классически раскрывает смысл сюрреализма как такового. Особенно в контексте живописи. Лента состоит из нескольких несвязанных друг с другом странных и пугающих сцен. Еще бы, ведь в основе сценария лежат два сна создателей фильма – Бунюэля и Дали. Тем не менее кино содержит отсылки на стихотворения популярного в то время Федерико Гарсиа Лорки и роман Хуана Рамона Хименеса «Платеро и я». Даже само название ленты является негативным эвфемизмом, который использовали парижские студенты для обозначения южан.

Луис Бунюэль не ограничился этим и в той или иной мере использовал сюрреалистическую стилистику при работе над своими более поздними проектами.

Крот / Алехандро Ходоровски, 1970

Драматический вестерн от широко известного в узких кругах артхаусного режиссера-сюрреалиста Алехандро Ходоровски (потомка одесских евреев, осевших в Чили).

«Крот» рассказывает историю стрелка (Алехандро Ходоровски), решившего стать самым опытным стрелком в мире, убив своих главных конкурентов. Он путешествует в поисках славы и величия, но после череды серьезных испытаний осознает, что действительно является величием и стоит того, чтобы посвятить этому всю жизнь.

Фигура Ходоровски – этого действительно великого авантюриста от мира независимого кино, окутана легендами и домыслами. «Крот» стал его первым фильмом, визитной карточкой, которая сделала его известным. Сам Джон Леннон был настолько восхищен «Кротом», что выкупил права на ленту и отправил ее в мировой прокат. Но и этого ему было мало, также Леннон спонсировал следующий фильм Ходоровского «Святая гора», который многие считают вершиной творчества этого режиссера. После он снимал похожие, но уже куда более приземленные фильмы. К слову, именно он был первым, кто взялся за экранизацию «Дюны» Фрэнка Герберта. К сожалению, так и не доведя дело до съёмок.

«Крот» и «Святая гора» имеют общую стилистику, они наполнены жестокостью, религиозными и оккультными подтекстами, сценами сексуального характера и прочим шок-контентом, как принято сейчас выражаться.

Голова-ластик / Дэвид Линч, 1977

Фантастический фильм ужасов – дебютная полнометражная картина Дэвида Линча, снятая по его же сценарию.

Герой фильма – простой обитатель промышленной окраины Генри (Джек Нэнс). Когда от него беременеет его подруга Мэри (Шарлотта Стюарт), Генри вынужденно берет ее в жены. Вскоре она рожает на свет необычного ребенка, чей внешний вид очень пугает Генри. Но именно ему придется выхаживать это существо.

Как и в случае с «Кротом» Ходоровского, «Голова-ластик» фильм, открывший миру новую звезду в мире кино. Дэвид Линч сумел выйти из андеграунда и достичь действительно мирового признания, получив массу кинонаград, в том числе Золотую пальмовую ветвь за «Диких сердцем» и почётный Оскар за вклад в киноискусство.

«Голова-ластик» наиболее радикальная, пугающая и отталкивающая картина из всей его фильмографии. Этот фильм переносит зрителя в мрачный, душный мир, где неприятно буквально всё. Как кошмарный сон, который не дает проснуться своему обладателю. По словам самого Линча, еще никто по-настоящему не понял смысл ленты, хотя рецензенты за долгие годы написали тысячи вероятных трактовок.

В отличие от Ходоровского, после своего дебюта Линча приглашали в крупные коммерческие проекты, типа «Дюны». Также он весьма плодотворно работал на телевидении (сериал «Твин Пикс»). Вершиной развития сюрреализма в творчестве Линча мы считаем драматический триллер «Малхолланд драйв».

Бразилия / Терри Гиллиам, 1985

Фантастическая трагикомедия от выходца из сатирической комик-группы Монти Пайтон – Терри Гиллиама.

Действие фильма происходит в тоталитарном обществе будущего. Сэм Лоури (Джонатан Прайс) работает мелким клерком и вполне радуется собственной жизни, пока не встречает девушку из своих снов. Из-за неё он решает сменить работу, что приводит к череде неслучайных событий, навсегда меняющих его жизнь.

«Бразилию» нельзя назвать полноценным сюрреалистическим кино, как предыдущие образцы нашего списка. Этот фильм смесь сатиры на тоталитаризм и уважительной пародии на роман Оруэла «1984». Но сюрреалистические мазки кисти автора чувствуются здесь сильно. Особенно в изображении тех или иных секторов общества будущего. Гиллиам еще не раз прибегнет к этому в последующих своих работах, таких как «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» или в «Воображариуме доктора Парнаса».

Сюрреализм в «Бразилии» не направлен на то, чтобы шокировать зрителя (как у Ходоровского или раннего Бунюэля). Он лишь пытается разнообразить как саму историю, так и ее стилистку.

Обед нагишом / Дэвид Кроненберг, 1991

Фэнтези драма-триллер от магистра боди-хорроров Дэвида Кроненберга, снятая по одноименному роману Уильяма С. Берроуза.

Герой фильма – Билл Ли (Питер Уэллер) работает дезинсектором. Когда он начинает употреблять средство для дезинсекции в качестве наркотического средства, реальность сливается с психотропными галлюцинациями. Он обнаруживает, что является секретным агентом, который должен противостоять организации «Интерзона Инкорпорейтед». Ли узнает, что его жена Джоана (Джуди Дэвис) является агентом этой структуры, поэтому принимает решение убить ее.

«Обед нагишом» (или «Голый завтрак», как альтернативный вариант перевода названия) в адаптации Кроненберга существенно отходит от литературного первоисточника. Фильм привносит в историю факты из жизни самого Берроуза, а также фрагменты иных его произведений.

Это кино погружает зрителя в мир, где реальность переплетается с фантазиями и галлюцинациями зависимого разума главного героя. Всё, что видит зритель передается ему через призму мировосприятия главного героя. Это делает фильм самым настоящим психотропным трипом, в котором практически невозможно отличить реальность от плодов больного воображения.

Вход в пустоту / Гаспар Ноэ, 2009

Фэнтези драма от культового французского артхаусного режиссера Гаспара Ноэ.

Оскар (Натаниель Браун) и Линда (Пас де ла Уэрта) – брат и сестра, которые приезжают в Токио, чтобы начать самостоятельную жизнь. Так как молодым людям трудно найти в Японии полноценную работу, Оскар начинает торговать наркотиками, а Линда устраивается в стриптиз-клуб. Во время очередной сделки на след Оскара выходят полицейские. В ходе перестрелки юноша погибает, но его душа не покидает мир живых, а остается верной собственной клятве никогда не покидать сестру. Теперь душа Оскара витает по ночному Токио, попутно видя события своего прошлого.

Гаспара Ноэ никак нельзя назвать сюрреалистом. Наоборот, его фильмы – это экстремальный реализм в чистом виде. Но «Вход в пустоту» стоит некоторым особняком в его фильмографии. Почти трёхчасовая, неторопливая наркотическая экскурсия по ночному Токио и закоулкам человеческой души – именно так можно наиболее полноценно охарактеризовать это кино. Если вам заходит его стилистика и манера повествования, то оторваться от этого фильма будет сложно. С другой стороны, подобные медитативные психоделические картины мало кому приходятся по душе.

Корпорация «Святые моторы» / Леос Каракс, 2012

Драма в стиле фэнтези, снятая еще одним выдающимся французским независимым режиссером Леосом Караксом.

Картина показывает один день из жизни человека по имени Оскар (Дени Лаван). Он путешествует по Парижу на лимузине в компании персонального водителя Селин (Эдит Скоб). В определенное время и в строго определенном месте Оскар выходит из лимузина, примерив на себя тот или иной образ. Неважно, мужчина или женщина, старый или молодой. Оскар пребывает в выбранном образе некоторое время, исполняет действия, после чего возвращается в лимузин и отправляется на следующее место, чтобы воплотить новый образ.

Леоса Каракса также нельзя назвать творцом, который снискал себе славу благодаря сюрреалистичному кино. Но «Корпорация «Святые моторы»» настолько крепко скроена, а ее концепт предполагает массу вероятных трактовок, что невольно верится в огромный режиссерский опыт на ниве сюрреализма.

В этой картине зритель не попадает в неведомый мир и не проникает в извращенное сознание главного героя. Объектом исследования Каракса в этом фильме является актерская душа, само ремесло и призвание. Чередование образов в почти бессвязном повествовании создает для зрителя весьма оригинальный опыт. Отдельное спасибо исполнителю главной роли, альтер-эго самого Каракса – французскому актеру Дени Лавану, чей талант поистине многогранен.

В финале Джон умрёт / Дон Коскарелли, 2012

Фантастическая черная комедия от малоизвестного режиссера фильмов ужасов Дона Коскарелли. В основе сценария лежит одноименная книга Дэвида Вонга.

Фильм рассказывает историю неординарного парня по имени Дэйв (Чейз Уильямсон), который два года назад вместе с другом попробовал некое вещество, которое называлось соевый соус. После этого на них напали страшные галлюцинации, а окружающий мир перестал быть таким, каким был прежде.

Этот фильм менее известен, а его режиссер и вовсе прекратил режиссерскую карьеру после провала этого кино. И всё же мы посчитали работу достаточно оригинальной и недооцененной, чтобы представить ее в нашем списке – главным образом для разнообразия.

«В финале Джон умрёт» в некотором роде похож на «Голый завтрак» Кроненберга. Фильм также является смесью реальности и наркотической нереальности. Только в этом случае автор привносит в повествование элементы фантастики, черный юмор и обилие кровавых и жестоких сцен. Начало фильма может показаться малоприятным и распадающимся на несвязанные части, но с развитием сюжета осколки сценария будут собираться в единую, связную структуру.

Лобстер / Йоргос Лантимос, 2015

Фантастическая драма-триллер – первый крупный проект артхаусного греческого режиссера Йоргоса Лантимоса.

Действие фильма развивается в ближайшем будущем, где взрослым людям запрещено долго быть одинокими. Тех, кто по каким-то причинам остался без пары, отправляют в специальный отель-санаторий, где за сорок пять дней они должны найти себе нового спутника жизни. Если этого не происходит, то пациента превращают в животное и отпускают в природу.

Йоргос Лантимос – режиссер, имеющий свой неповторимый стиль в создании оригинальных киномиров. Сюрреализм Лантимоса обходит стороной визуальные образы. Его фильмы выглядят исключительно реалистично, если не обращать внимания на их содержание. А именно в нем и кроется оригинальность картин Лантимоса. Режиссер встраивает в наш мир удивительные правила, по которым живут главные герои его картин. В «Лобстере» и вовсе целый мир строго подчиняется этим абсурдным правилам. Но смесь абсурда и реализма рождает то, за что любят творчество Лантимоса – оригинальность, эмоции, интерес. За исключением «Фаворитки» все ленты режиссера так или иначе подвержены искривлению правил реальности сюрреализмом. Жестокость здесь присутствует, как и во многих лентах данного списка, но в скрытом, не осязаемом виде. Лишь в финале она дает себе выход.

Думаю, как всё закончить / Чарли Кауфман, 2020

Драматический триллер от талантливого сценариста и режиссера Чарли Кауфмана.

Люси (Джесси Бакли) вместе с Джейком (Джесси Племонс) зимним вечером отправляются знакомиться к его родителям на далекую ферму. Несмотря на это, Люси в глубине души жаждет расстаться с ним, но не знает, как и когда лучше об этом заявить. В дороге молодые люди беседуют на самые разные темы, а по приезду обнаруживают, что родители Джейка ведут себя не самым здоровым образом.

Если по описанию фильма вы подумали, что это очередной триллер о знакомстве со странными родителями, или даже леденящий душу хоррор, то спешим вас разочаровать. Кауфман матёрый эстет в деле создания нетривиальных, закрученных и порой заумных сценариев. От его работ истинные киноманы пребывают в восторге, а широкая публика разводит руками и бросает камни. В «Думаю, как всё закончить» Кауфман настолько выкрутил оригинальность в подаче истории на максимум, что понять этот фильм будет непросто даже зрелым киноманам. Тем не менее нельзя отказать режиссеру в создании полотна, в котором фантазии, воспоминания и реальность сливаются в едином коктейле. Разобраться, что к чему в нем действительно непросто, но любители поломать голову над метафорами будут приятно удивлены. Или разгневаны.

Это список скорее из десяти режиссеров, чем фильмов, ведь большинство из них несет сюрреализм в другие свои работы. Надеемся, что вы сможете подобрать себе что-то для просмотра вечером и ухода от безумной реальности, окружающей нас всех в это время. Одно уточнение – почти все фильмы списка имеют возрастной рейтинг «18+», поэтому однозначно не подойдут для семейного киносеанса.

Хороших вам выходных и приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 27.07.2022 13:22
Комментарии 0
Наверх