Версия // Культура // «1984», «Эквилибриум», «Лобстер» – подборка фильмов про тотальный контроль, на злобу дня

«1984», «Эквилибриум», «Лобстер» – подборка фильмов про тотальный контроль, на злобу дня

19335

Карантинный плей-лист: антиутопии

Кадр к/ф «Равные» (2015), реж. Дрейк Доминус
В разделе

Власти из-за эпидемии повсеместно вводят запрет на свободное передвижение граждан и ужесточают контроль за соблюдением "самоизоляции". Даже осознавая важность подобных мер, многим приходится не по душе присутствие "большого брата" в их жизни, ведь никто не может знать наверняка – что будет после победы над вирусом, а вдруг этот самый "брат" останется навсегда? Предлагаем подборку фильмов про то, к чему могут привести подобные процессы и почему в обществе есть опасения на этот счёт.

1984 (1984)

Научно-фантастическая антиутопия – экранизация одноименного культового романа Джорджа Оруэлла, а также ремейк фильма 1956 года.

Действие фильма происходит в Океании – огромной стране, где Партия установила жесткую тоталитарную форму правления. Океания постоянно ведет войны, ее основное население, "пролы", работает и живёт в ужасных условиях, производя оружие и скудные товары для жизни всех граждан. Главный герой – Уинстон Смит занимается тем, что переписывает историю под требования Партии. Он тайно пишет дневник, в котором выражает свое сомнение в правящем режиме. Ему становятся близки идеи Голдстейна – главного подпольного врага Партии, который руководит повстанцами и борется за уничтожение господствующего строя. Однажды он знакомится с молодой и обаятельной девушкой Джулией. Между ними разгорается роман, который они вынуждены скрывать от остальных. Но долго их отношения продолжаться не смогут в обществе тотального контроля, провокаторства, слежки и доносительства.

Роман Оруэлла "1984" можно смело назвать классикой жанра антиутопии. Он гипертрофировал и показал главные негативные черты каждого тоталитарного режима, каждой диктатуры. Полное уничтожение свободы собственных граждан, контроль их действий, мыслей и даже чувств, переписывание истории, ярая пропаганда жестокости, милитаризация, низкий уровень жизни, атмосфера всеобщего ужаса и страха, раболепие и нищета низших слоев в противовес вседозволенности и роскошной жизни партийной элиты, а также самые изощренные методы пыток, которые могут сломать любого человека, заставить его отказаться от своих слов, эмоций, самого себя. Фильм Майкла Рэдфорда, как это часто бывает с экранизациями, получился куда более сжатым и скупым в сравнении с книгой. Тем не менее, если вы не читали оригинальный роман, можно начать знакомство с ним по фильму.

Кадр к/ф «1984» (1984), реж. Майкл Рэнфорд
Кадр к/ф «1984» (1984), реж. Майкл Рэнфорд

Эквилибриум (2002)

Детективный боевик в сеттинге постапокалиптического будущего. Режиссер фильма - Курт Уиммер, он не слишком знаменит, и, кроме этого, снял всего один фильм - "Ультрафиолет", который поставил точку в его карьере режиссера.

Действие фильма происходит в далеком будущем, где человечество почти погибло в огне Третьей Мировой войны. На развалинах старого мира образован город Либрия, где Верховный Совет - «Тетраграмматон» полностью контролирует все сферы жизни местных обитателей. Чтобы гарантировать порядок, Совет распорядился в обязательном порядке принимать всеми гражданами препарат "Прозиум", который гарантированно подавляет все эмоции. В дополнение под запрет попадают любые проявления искусства. Охоту на несогласных ведет специальная организация - клирики Грамматона, действующая методами секретных контртеррористических организаций. Джон Престон - один из выдающихся клириков организации. Однажды, он вынужден устранить своего коллегу, бросившего принимать "Прозиум". Эта кара заставляет Джона задуматься и выводит на поверхность никогда не ощущаемые эмоции...

Кадр к/ф «Эквилибриум» (2002), реж. Курт Уиммер
Кадр к/ф «Эквилибриум» (2002), реж. Курт Уиммер

"Эквилибриум" - один из лучших боевиков как своего времени (возникший на фоне популярности "Матрицы"), так и в жанре антиутопии вообще. Фильм показывает, каким губительным для общества может стать не только контроль человеческих мыслей, но и контроль чувств, а значит желаний, стремлений и мечт. О чем будет мечтать бесчувственный человек? Что он может создать? Как развиться и развить окружающее себя общество? Курт Уиммер красноречиво показывает всю гниль и пустоту тоталитарных режимов, не скупясь на демонстрацию эффектных расправ над приверженцами строя. Перестрелки и драки здесь возведены в хореографический абсолют, путь к которому обозначил еще "отец" "балета с пистолетами" Джон Ву. Это кино превосходно заворачивает в оболочку эффектного боевика отличный философский посыл.

Равные (2015)

Фантастическая психологическая драма, идейная вариация на тематику "Эквилибриума". Снял ее Дрейк Доминус, поднаторевший в подобном жанре: "Зои", "Новизна", "Полной грудью".

Фильм расскажет о Коллективе - человеческом обществе далекого будущего, где царит контроль и всеобщая уравниловка. Равные - так именуются его жители, которые лишены эмоций, что, по убеждению обезличенных руководителей Коллектива, гарантирует отсутствие войн, насилия и проявлений жестокости. Но не все Равные остаются бесчувственными - некоторых поражает странное заболевание - SOS, или Синдром общественной сознательности. Главным его проявлением является обретение эмоциональных чувств, которые ставят под угрозу благополучие общества. Подобных индивидов берут под контроль, и если SOS не проходит, изолируют от остальных. Сайлас - местный инженер, однажды понимает, что заражен. Когда правительство заявляет, что нашло лекарство от болезни, он становится перед трудным выбором.

Вторичная сюжетная завязка фильма хоть и является его существенным недостатком, но выводит сюжет в совершенно иное русло, нежели вышеприведённый "Эквилибриум". Здесь куда более камерная история любви двух молодых людей, для которых любовь - нечто неизвестное, за гранью допустимого. Но от нее никуда не деться, и надежда на лекарство весьма сумрачна. Фильм медленный, разговорный, с минимумом экшна. Николас Холт и Кристен Стюарт от и до тащат повествование на себе, даря зрителям хорошую актерскую игру. Сюжетная простота и незамысловатость окупается атмосферностью и трогательностью, но это будет работать только на узкую аудиторию любителей драм. Менее чувствительному зрителю фильм покажется слишком растянутым и тягомотным, лишенным действия и безыдейным.

Лобстер (2015)

Фантастическая артхаусная драма от неповторимого греческого режиссера Йоргаса Лантимоса ("Убийство священного оленя", "Альпы", "Фаворитка").

В недалеком будущем всем людям предписано жить строго в парах. Всех одиноких людей отправляют в загородный роскошный отель, где они сталкиваются с подобными себе одиночками и пытаются завести отношения. На это у них есть полтора месяца. Если по истечении срока человек не находит себе спутницу или спутника для дальнейшей жизни, его превращают в животное и выпускают на волю. В центре сюжета - Дэвид - не очень уверенный в себе клерк, попадает туда после смерти жены.

Лантимос сделал себе репутацию крайне неординарного режиссера, чьи фильмы вызывают сильные, преимущественно негативные эмоции, переплетаемые с восхищением сценарной изобретательностью. Альтернативные реальности, показываемые Лантимосом в своих фильмах, максимально выразительны, но малоприятны. Это сильно сужает аудиторию его работ, отсеиваются любители расслабленного просмотра и развлечений. "Лобстер" вводит в ступор, шокирует, но восхищает своей законченностью и гармоничными правилами созданного на экране мира. Герои фильма не противоречат им, но стройно вписывают своих персонажей в действие. Антиутопия здесь показана с совершенно непривычного ракурса - как система, вынуждающая людей искать себе пару.

Кадр к/ф «Лобстер» (2015), реж. Йоргас Лантимос
Кадр к/ф «Лобстер» (2015), реж. Йоргас Лантимос

В финале это приводит к весомым смысловым выводам, касающимся больше человеческой души, любви и жизненного целеполагания, нежели сути тоталитарного общества. Но и черты последнего, по поводу представлений о семье и "правильности" семейных отношений (будь то даже однополые семьи, лишь бы не одиночки) подаются в крайне гипертрофированном, абсурдном виде. Этот фильм отлично подойдет для всех ценителей авторского кино!

Сквозь снег (2013)

Постапокалиптический триллер от выдающегося корейского режиссера Пона Чжун Хо ("Воспоминания об убийстве", "Мать", "Окча", "Паразиты").

Из-за просчета ученых, которые в 2014 году стали активно бороться с потеплением климата, на Земле настал Ледниковый период. Планета покрылась снегом и льдом, а оставшиеся люди оказались на борту поезда, который без остановки мчится по кругосветной железной дороге. Экспресс спроектировал и построил в самые первые месяцы катастрофы миллиардер по фамилии Уилфорд. Он стал убежищем для нескольких тысяч людей, которые распределены по составу соответственно своему социальному положению - большинство нищих рабочих - в конечных вагонах с ужасными условиями содержания. Элиты - ближе к локомотиву в куда более комфортных вагонах. Бедняки периодически поднимают бунты, которые безжалостно подавляют военные, но рабочие не сдаются, и однажды у них появляется веский повод устроить новый бунт...

Кадр к/ф «Сквозь снег» (2013), реж. Пон Чжун Хо
Кадр к/ф «Сквозь снег» (2013), реж. Пон Чжун Хо

Пон Чжун Хо отлично проявляет себя во всех жанрах, до которых дотягивается. "Сквозь снег" стал первой и единственной в его фильмографии постапокалиптической антиутопией, которая проводит подробную деконструкцию тоталитарного общества на примере железнодорожного состава и его обитателей. Да, сама идея колесящего по всему миру без остановок поезда смахивает на бред, но подобная концепция отлично подходит, чтобы красноречиво показать механизмы работы классического тоталитарного общества (а уж корейцы знают о тоталитаризме не мало), его пороки и логический финал. Помимо смыслового содержания, которое походит больше на притчу, фильм хорош интерьерами и кровавым экшном. В постановке реалистичных драк корейцы ушли далеко вперед Голливуда. Фильм рекомендуем всем любителям качественных триллеров и антиутопий, кроме приверженцев тоталитаризма.

Особое мнение (2002)

Фантастический триллер по мотивам рассказа Филиппа Дика. Снял фильм Стивен Спилберг, в дополнительном представлении не нуждающийся.

Действие происходит в США в середине XXI века. Джон Эндертон работает в полиции, в секретном отделе, занимающемся профилактикой преступлений. Благодаря его отделу количество убийств на территории штата удалось свести к нулю. Трое провидцев, чей разум контролируется специальным компьютерным интерфейсом, видят вещие сны, в которых четко обозначены предполагаемые будущие преступники. Благодаря этим вещим снам полиции удается остановить преступников до того, как они совершат свой злой умысел. Но однажды Джон сам попадает в видения своих подопечных, и автоматически становится вне закона.

Кадр к/ф «Особое мнение» (2002), реж. Стивен Спилберг
Кадр к/ф «Особое мнение» (2002), реж. Стивен Спилберг

Это кино в отличие от большинства фильмов нашей подборки, не старается описать или придать критике тоталитарное общество. В объектив Спилберга попал лишь один аспект, присущий многим фантастическим антиутопическим государствам - тотальная слежка и контроль, пусть даже контроль будущего. Фактически, осужденные несут здесь наказание за преступления, которые еще не совершили, но могли бы совершить. Подобный подход действенен, но оправдан ли? Стоит ли жертвовать свободой нации ради иллюзии благополучия и безопасности? Пусть даже столь убедительной иллюзии. И что, если система ошибется? Вот такую философскую дилемму предлагает нам Филипп Дик и Спилберг. Сам по себе фильм представляет запутанный остросюжетный триллер, с достаточным количеством экшна. Том Круз как всегда хорош в роли крутого спецагента (это его основное амплуа).

Помутнение (2006)

Еще одна любопытная экранизация романа Филиппа Дика. На этот раз режиссером картины стал Ричард Линклейтер ("Перед рассветом", "Пробуждение жизни", "Школа рока", "Отрочество").

Действие картины происходит в недалеком будущем на просторах солнечной Калифорнии. Жители Штатов погрязли в наркомании. Последним ударом стало появление так называемой Субстанции Д. - сильнейшего наркотика, подчиняющего себе волю и рассудок своих жертв. Главный герой - Роберт Арктор - полицейский под прикрытием, который проникает в круги завсегдатаев наркопритонов и сам подсаживается на эту дурь. По роду своей деятельности, ему приходится доносить на людей, с которыми он сильно сблизился...

Фильм сразу выделяется из ему подобных крайне оригинальной для большого кино визуальной подачей. Линклейтер снимал свой фильм на обычную пленку с живыми актерами. На это ушло всего два месяца. Затем полтора года команда аниматоров занималась ротоскопированием, т.е. покадровой анимационной перерисовкой отснятого материала. Поэтому, "Помутнение" вполне себе является мультфильмом. Но только для взрослых. Он представляет собой скрытое высказывание против государства и его политики в отношении управления гражданами.

Кадр к/ф «Помутнение» (2006), реж. Ричард Линклейтер
Кадр к/ф «Помутнение» (2006), реж. Ричард Линклейтер

Это не гротескное сатирическое облачение как у Гиллиама, и не такой абсолют как "1984". Здесь мы имеем дело с реальностью, не воспетой ни Оруэлом, ни Хаксли. Куда более прямо и красноречиво поднимается тема наркомании, ее пагубного воздействия на человека и влияния на общество. Влияния, которое можно использовать в своих интересах... Если вас сразу не отпугнул визуальный стиль картины, то бонусом к отличному сюжету будет мощный актерский состав - Киану Ривз, Роберт Дауни мл., Вайнона Райдер, Вуди Харрельсон.

Сноуден (2016)

Биографический драматический триллер, основанный на реальных событиях. Поставил картину именитый режиссер Оливер Стоун.

В центре истории талантливый программист и специалист по информационным системам безопасности по имени Эдвард Сноуден. Начав свою карьеру в государственных и около государственных структурах, связанных с гостайной, слежкой и конфиденциальной информацией, молодой идеалист не подозревал, что его собственное правительство грубейшими методами нарушало конституцию. Выяснив, что американская разведка имеет средства, с помощью которых может следить практически за любым компьютером и мобильным устройством, Эдвард решает разгласить эту информацию. На родине он становится изгоем, но героем для свободных людей всего мира.

Это уже фильм исторический, а не фантастический. Казалось бы, он не имеет ничего общего с вышеперечисленными картинами, но если мы решили говорить о тотальном контроле за свободными гражданами со стороны правительства, то именно "Сноуден" является самым пугающим фильмом в нашей подборке. Это не выдумка творческого мозга писателя или сценариста. Тотальная слежка за личной жизнью людей, вторжение в интимное пространство спецслужб, одержимость общественной безопасностью и удар по основным и главным гуманистическим ценностям - вот о чем рассказывает "Сноуден". Оливер Стоун показал борца за справедливость как неоспоримого героя, хотя на родине ему грозит трибунал. В данное время Сноуден живет в России, и периодически его высказывания по поводу политики США и других стран мелькают в СМИ.

Кадр к/ф «Сноуден» (2016), реж. Оливер Стоун
Кадр к/ф «Сноуден» (2016), реж. Оливер Стоун

В качестве альтернативы можете посмотреть еще более увлекательный, но уже документальный фильм о Сноудене - "Citizenfour. Правда Сноудена", вышедший годом ранее ленты Стоуна и получивший Оскар в соответствующей номинации. Оба фильма делают акцент на одной теме. Стоун лишь привнес в свой фильм солидный кусок из биографии главного героя, его личную жизнь и карьерный путь.

Мы вновь постарались сделать подборку наиболее разнообразной: здесь есть фильмы для совершенного разной аудитории. Естественно, множество выдающихся экземпляров осталось за рамками этого обзора. Но мы надеемся, что и здесь вы найдете чем скрасить не самое увлекательное время самоизоляции, а также поймёте - почему не все считают меры "тотальной безопасности" адекватными в сложившейся ситуации.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 17.04.2020 18:02
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх