Версия // Общество // Какие налоги платили граждане во время Великой Отечественной войны

Какие налоги платили граждане во время Великой Отечественной войны

7107

«Всё для фронта»

Какие налоги платили граждане во время Великой Отечественной войны
(фото: Яков Бродский/РИА Новости)
В разделе

81 год назад, в июле 1941 года, Президиум Верховного Совета СССР издал указ «Об установлении на военное время временной надбавки к сельскохозяйственному налогу и к подоходному налогу с населения». Новый сбор с граждан, призванный поправить финансовую систему страны в условиях ведения войны, стал далеко не единственным – вскоре за ним последовали и другие.

Потому называть Великую Отечественную войну «народной» можно не только потому, что участие в ней принимали все народы СССР, – как следует из данных экономической статистики, именно граждане во многом оплатили оснащение Красной армии.

Подготовка к будущей войне, начавшаяся задолго до 1941 года, затронула в том числе и финансовую систему – в предвоенные годы оборонные расходы стали приоритетными для государственной казны. После начала войны бюджет пришлось срочно пересматривать, отчего доля военных расходов сразу превысила 40%. Однако после катастрофы первых месяцев стало ясно, что победы «малой кровью на чужой территории» ждать не приходится – война будет затяжной и тяжёлой. При этом из-за потери западных регионов доходы бюджета сократились на 15 млрд рублей, тогда как военные расходы скакнули с 56,4 млрд до 108,5 млрд рублей. «Доходы бюджета, принятого до начала войны, почти на 90% состояли из «поступлений от социалистического хозяйства» – как правило, сборы и налоги с госпредприятий (с оборота, прибыли и проч.) – и на 10% – из средств населения», – пишет профессор Олег Хлевнюк. Однако поскольку производство и торговля рухнули, рассчитывать на поступления не приходилось. Компенсировать потери было решено путём изменения налоговой системы.

«Подочли, и вышло 10 тысяч рублей»

3 июля 1941 года Президиум Верховного Совета издал указ, устанавливающий надбавки к сельхозналогу и подоходному налогу. Для селян надбавка к налогу по умолчанию составляла 100%. Однако если в семье имелся военнослужащий, то она снижалась вдвое, а при наличии двух солдат-фронтовиков отменялась вовсе. Для не подлежащих призыву рабочих и служащих подоходный налог увеличивался в зависимости от размера зарплаты: от 300 до 500 рублей – на 50%, от 500 до 600 рублей – на 75%, более 600 рублей – на 100%.

Однако денег не хватало, и в ноябре 1941 года вышел ещё один указ – «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР». В соответствии с ним бездетные мужчины от 20 до 50 лет и женщины от 20 до 45 лет должны были заплатить либо процент от зарплаты, либо фиксированную сумму – от 15 до 150 рублей в год. От налога освобождались военнослужащие, вдовы погибших бойцов и родители, потерявшие на войне детей. Тем не менее если солдат по ранению демобилизовывался из армии, то от налога его освобождали всего на год – подразумевалось, что за это время он должен обзавестись семьёй, благо что на любого мужчину приходилось множество одиноких женщин.

Июльский указ просуществовал всего пять месяцев. В декабре 1941 года вместо описанных выше надбавок вводился «военный налог», уплачивать который должны были все граждане СССР, достигшие 18-летнего возраста, «независимо от наличия источника дохода». Исключение делалось только для фронтовиков, членов их семей и инвалидов войны и труда 1-й и 2-й групп. «Инвалиды войны остальных групп освобождались от 50-процентной надбавки к налогу, установленной гражданам призывного возраста, но не призванным в армию. Военнослужащие тыловых частей налог платили. Мужчины 60 лет и старше, а также женщины 55 лет и старше, пенсионеры платили налог лишь в том случае, если они имели самостоятельные источники дохода. Колхозники и единоличники уплачивали налог по твёрдой ставке (от 150 до 600 рублей с человека в год), дифференцированной по районам. С рабочих и служащих налог взимался в зависимости от зарплаты (по основной работе и по совместительству): от 10 рублей в месяц – при годовом заработке в пределах до 1800 рублей и до 225 рублей в месяц – при годовом заработке свыше 24 тыс. рублей. С кустарей, ремесленников, владельцев строений и других граждан, имевших доходы, налог взимался по «утроенным ставкам», установленным для рабочих и служащих. Ставка 100 рублей устанавливалась для иждивенцев. В результате количество плательщиков военного налога намного превысило число плательщиков сельскохозяйственного и подоходного налогов», – констатирует кандидат экономических наук Марина Гритчина. Одновременно постановлением Совнаркома № 1882 вводилась строгая ответственность за несвоевременную уплату налогов.

По теме

Военный налог стал одним из основных источников пополнения бюджета. Так, в 1944 году он дал бюджету 28,7 млрд рублей – в целом налоговые поступления составили 37,8 млрд рублей. Всего же, как отмечает для наглядности Гритчина, платежи населения в бюджет выросли с 19,2 млрд рублей в 1940 году до 44,9 млрд – в 1942-м. Тем не менее не обходилось без перегибов. «Мало было ввести новые налоги. Надо было добиться их хорошей собираемости. Деятельность налоговых органов страны была нацелена на собирание максимальной суммы налоговых поступлений, для этого принимались энергичные меры. Чрезмерный нажим налоговых органов на население во время сбора налогов приводил к нарушениям, когда с людей пытались собрать налоги, незаконно на них начисленные», – говорится в статье Российского государственного архива экономики. Так, в письме заместителя наркома госбезопасности СССР Богдана Кобулова зампредседателя Сов­наркома Николаю Вознесенскому приводились выдержки из писем семей военнослужащих, перехваченные цензурой: «Мне уже 60 лет, а матери 57, Никанор глухой и не должен облагаться налогами, но местная власть не обращает на это внимания», «Принесли нам государственный налог. Мы подочли, и вышло 10 тыс. рублей, а где мы будем брать?» О недочётах на местах сообщал в Кремль и зампред Госплана СССР Григорий Косяченко. «Аппарат оказался не везде подготовленным к правильному исчислению налога, в результате чего были допущены ошибки. В Карельском р-не Грузинской ССР неправильно были обложены налогом 132 человека, в Скосырском р-не Ростовской области – 36 человек».

«Бюджеты рабочих и служащих напряжены»

Помимо общегосударственных вводились и дополнительные местные налоги. Указ Президиума ВС СССР от 10.04.1942 № 24 «О местных налогах и сборах» установил, что власти регионов могут вводить у себя налог со строений, земельную ренту, сбор с владельцев транспортных средств, сбор с владельцев скота и собак, разовый сбор на колхозных рынках и другие налоги. Так, в апреле 1942 года был увеличен перечень документов и действий, оплачиваемых госпошлиной, а также повышены её ставки. А в сентябре 1942 года получил распространение налог со зрелищ – он начислялся исходя из ставки процента на сумму билета: с музеев, оперных, балетных и драматических спектаклей – 5%, с оперетт, концертов, аттракционов, каруселей, катаний на лодках – 10%. Поскольку театры и филармонии имелись только в крупных городах, налог затронул в основном столицу и не занятые фашистами областные центры, включая блокадный Ленинград.

Тем не менее постоянно устанавливать новые налоги было невозможно. В сентябре 1943 года руководство Наркомфина направило Сталину записку: «Дальнейшее повышение налогов нецелесообразно в связи с тем, что бюджеты рабочих и служащих в достаточной степени напряжены, а налоги с сельского населения были недавно увеличены». Потому в ход пошли другие меры. Одним из эффективных источников пополнения бюджета стали коммерческие магазины, которые начали открываться с апреля 1944 года сперва в Москве, а затем и в других крупных городах. Там можно было приобрести дефицитные товары и продовольствие без карточек и очередей, но по более высоким ценам. В результате на долю коммерческой торговли пришлось 15% всего розничного товарооборота страны, что позволило ощутимо пополнить бюджет. Другим мощным стимулом пополнения казны стало увеличение производства водки, давшее 11% всех поступлений налога с оборота и 11 млрд рублей дополнительных доходов.

Ещё одним источником бюджетных доходов стали государственные займы и лотерея. По утверждению доктора исторических наук Виктора Данилова, на долю займов приходилось 10,2% бюджетных доходов военного времени. «Большинство рабочих и служащих подписывались на 1–2-месячную зарплату, – пишет он. – Например, первый военный заём был выпущен 8 апреля 1942 года на сумму 10 млрд руб­лей, а за 10 дней люди подписались на 13,2 млрд рублей. Второй заём предполагал подписку на 12 млрд рублей, фактически она дала 20,8 млрд рублей. Второй вид займов – займы, размещённые среди колхозов и промысловых артелей. Государство получило в бюджет 5 млрд рублей. Третий вид – особые займы, предназначенные для вложения части свободных средств сберкасс и органов Госстраха. Они были беспроцентными и безоблигационными. За годы войны по этому виду займа было привлечено 5,8 млрд руб­лей. Четвёртый вид займов – свободно обращающиеся облигации государственного выигрышного займа выпуска 1938 года. Чтобы удержать у себя эти средства, государство на время войны приостановило приобретение сберкассами этих облигаций у населения».

По теме

Также 1,2 млрд рублей дали денежно-вещевые лотереи, проведённые за время войны 4 раза. По наказу ВЦСПС проф­организации должны были стремиться к тому, чтобы рабочие и служащие приобрели лотерейные билеты в среднем на сумму, составляющую 10% месячного заработка. Условия первой лотереи были утверждены в ноябре 1941 года. Билет стоил 10 рублей, а всего их было выпущено миллиард. В тираже разыгрывалось 10 выигрышей по 50 тыс. рублей, 40 выигрышей – по 25 тыс., 200 выигрышей – по 10 тыс., а также каракулевые женские пальто, меха чёрно-бурой лисицы и песца, ковры, отрезы ткани, обувь, золотые часы, серебряные портсигары и пр. В дальнейшем стоимость билетов повышалась, достигнув в 1944 году 50 рублей. При этом количество выпущенных билетов составило 5 млрд штук. Также работал Фонд обороны, куда граждане добровольно сдавали деньги и ценности. Как пишет доктор экономических наук А. Маркова, всего в виде добровольных взносов поступило за годы вой­ны 94,5 млрд рублей, 140,7 килограмма золота, 13 килограммов платины, 9,5 килограмма серебра, а также значительное количество драгоценных изделий, облигаций и иностранной валюты.

«Надо, чтобы часть жертв приняло на себя население»

Несмотря на все усилия, победу Советский Союз встретил с расстроенной финансовой системой. Во-первых, за годы войны в связи с увеличением расходов выросло количество денег в обращении (только за 1941–1943 годы – в 2,4 раза). Во-вторых, вдвое сократился объём розничного товарооборота. В-третьих, из-за массового перехода торговли из магазинов на рынки увеличился объём наличных денег. Также свою роль сыграло ещё одно обстоятельство. Как пишет Виктор Данилов, к концу войны численность военных пенсионеров увеличилась в 18 раз, а расходы бюджета на выплаты им положенных сумм – в 96 раз. Кроме того, в 6 млрд рублей ежегодно оценивались выплаты по денежным аттестатам семьям командного состава. «Со значительными финансовыми затратами были связаны и отдельные мероприятия того времени, не имевшие прямого отношения к обеспечению ведения военных действий, в частности депортации отдельных народов», – деликатно отмечает Данилов. В результате для поправки финансов в 1947 году было решено провести денежную реформу. Наличные обменивались по принципу 10 рублей к одному. Также автоматически проводился обмен средств на вкладах: до 3 тыс. рублей – один к одному, сверх этой суммы и до 10 тыс. – 2 новых рубля за 3 старых, по вкладам в размере свыше 10 тыс. рублей государство забирало себе половину суммы. Судя по всему, власти и сами понимали, насколько неоднозначно по отношению к уставшим от лишений гражданам выглядит подобная мера, поскольку в соответствующем постановлении Совета министров и ЦК говорилось буквально следующее: «При проведении денежной реформы требуются известные жертвы. Большую часть жертв государство берёт на себя. Но надо, чтобы часть жертв приняло на себя и население, тем более что это будет последняя жертва».

Реформа достигла поставленных целей – объём денежной массы уменьшился более чем втрое. Однако граждане на потерю денег отреагировали без воодушевления. Как пишет кандидат исторических наук Игорь Чуднов, во время выборов в местные советы, проходивших в декабре 1947 года, избиркомы находили по 15–20 бюллетеней со сделанными от руки надписями: «Голодую, но голосую, следовательно, ещё больше буду голодать», «Сколько ни голосуй, а жизнь всё хуже становится» и т.п. А неизвестный житель Кемеровской области нарисовал гроб, сопроводив картинку подписью: «Сейчас рабство, а не свобода. Получайте 400 гр. [хлеба]. И хлебайте агитацию».

Марина Гритчина, ­кандидат экономических наук

– Опыт налоговой политики СССР во время Великой Отечественной войны во многом остаётся актуальным и интересным для настоящего времени. В последнее время проблема создания эффективной системы налогообложения на различных уровнях экономики приобрела большую актуальность. В 2014 году в связи с кризисом и санкциями существенно снизились показатели инвестиционной активности. В ближайшие годы не ожидается большого притока прямых инвестиций. Поэтому в условиях финансового кризиса необходимы мобилизация внутренних резервов и использование наиболее эффективных элементов налоговой политики времён Великой Отечественной войны.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 20.07.2022 12:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх