// // На Дунае орудуют тысячи румынских пиратов

На Дунае орудуют тысячи румынских пиратов

629

И бутылка ромов

Суда грабят, когда они вынуждены подходить близко к берегу и на стоянках
lori.ru
Суда грабят, когда они вынуждены подходить близко к берегу и на стоянках lori.ru
В разделе

Не успели мы пережить масштабное возвращение морского пиратства, как появились и новые пираты – речные. Причём не где-нибудь, а в самом центре Европы. Налёты на суда, проходящие по Дунаю, стали прекрасным средством пополнить бюджет для жителей Румынии. О миллионных выкупах, как в Сомали, речь пока, правда, не идёт. Разбойники в основном довольствуются натурой, похищая грузы и обирая экипажи. Но и особых затрат от них этот промысел не требует: не нужно ни автоматического оружия, ни быстроходных катеров. Достаточно просто подняться на борт никем всерьёз не охраняемого плавсредства и забрать всё, что можно продать или использовать в личном хозяйстве. В начале этого года единичные случаи разбоя стали уже превращаться в систему, и скандал развернулся на международном уровне.

Новым центром пиратства стал участок Дуная на территории Румынии. Сейчас, после политического дробления Европы, Дунай связывает 10 государств – Германию, Австрию, Словакию, Венгрию, Хорватию, Сербию, Болгарию, Румынию, Молдавию и Украину. Это вторая по протяжённости река Европы после Волги, но на каждую из стран приходятся сравнительно небольшие отрезки. Нападения происходят на территории Румынии. Страдают пока в основном суда, принадлежащие национальному перевозчику Украины – Украинскому дунайскому пароходству (ОАО УДП), которое базируется в Измаиле, близ Румынии. Но налётчики не брезгуют и теми, что ходят под местным флагом.

Происходит всё на удивление просто и напоминает фильмы из эпохи гражданской войны. Во время стоянки к судну подплывают на нескольких лодках 15–20 человек и воруют всё, что может представлять ценность. Речь идёт не только о грузах, но и о судовом оборудовании – к примеру, тросах или кабеле. Отбирают даже ценные вещи, деньги, спиртное и сигареты у членов экипажа и исчезают в неизвестном направлении.

Наиболее опасным является район от 240 до 350 километров Дуная – рукава Борча и Бала общей протяжённостью 78 километров. Дело в том, что в период мелководья караваны барж не могут использовать основной судоходный путь, где много перекатов, и идут этим рукавом в обход. Но глубоководный рукав очень узкий и извилистый, так что в радиус поворота толкаемый теплоходом караван из 6–9 барж просто не вписывается. Его приходится делить на части: проведя одну группу из 3–4 барж с грузом, теплоход оставляет их на стоянке и возвращается за другой. Вот тут и начинают действовать пираты.

Противостоять им, как правило, некому: обычно это безэкипажные баржи, на которых нет вообще ни одного моряка. «Когда несамоходные единицы остаются без присмотра экипажа-толкача, и происходит грабеж, – рассказал «Нашей Версии» заместитель председателя правления по безопасности судоходства Украинского дунайского пароходства Юрий Мицкевич. – У пиратов, как правило, достаточно времени: от семи часов до полусуток – преимущественно в ночное время».

Впрочем, грабят и так называемые тентовые баржи – их экипаж состоит из двух человек, которые дать отпор пиратам не могут. К примеру, 4 января на баржу, которая следовала в составе воза теплохода «Пермь» на 25 километров рукава Борча, напали около 15 человек. Шкипера и матроса они просто пригрозили выбросить за борт. Налётчики не брезговали ничем, забрав и две бухты троса по 100 метров, и 150 метров старых маневровых тросов.

Как пояснил Юрий Мицкевич, оружие на борту иметь запрещено, ведь в пути следования суда проходят через территориальные воды разных стран. Но даже если бы удалось достичь на этот счёт международного соглашения, ситуация существенно не улучшилась бы: «В зимний период зачастую оставить два-три человека с автоматами на барже невозможно – они просто замёрзнут».

По теме

Иногда налётчикам даже не требуются лодки. Когда в 2010 году караван теплохода «Звёздный» находился у берега в ожидании прохождения шлюза Аджиджа на 300-м километре канала Черноводы, к нему просто подъехала на автомобилях группа лиц «предположительно цыганской национальности».

Справедливости ради надо сказать, что нападению подвергаются и румынские суда. 22 декабря 2011 года было произведено нападение на караван украинского теплохода «Челябинск», а 26 декабря 2011-го – на караван румынского теплохода «Меркурий». Правда, в последнем случае румынские правоохранительные органы сработали оперативно. Получив на номер срочного вызова 112 сообщение, что группа людей крадёт металлолом с одной из четырёх барж на 19-м километре рукава Борча в зоне Бордушаны, они успели прибыть на место до исчезновения преступников. Как пояснял по свежим следам официальный представитель румынских властей лейтенант Джордж Дамиана, лодка грабителей перевернулась в ходе преследования: мальчик, находившийся в ней, спасся, а ещё двое мужчин предположительно погибли.

Металлолом, тросы, кабели – казалось бы, о существенном ущербе говорить не приходится. «Швартовый трос тоже немалых денег стоит, – уточняет Юрий Мицкевич. – Там кабель, там троса взяли новые, силовой 4-жильный кабель длиной 100 метров и диаметров 3–4 сантиметра содержит медь. Только зафиксированные потери – это десятки тысяч долларов». Но суда перевозят и более ценный груз – в частности, зерно. В прошлом году, например, было обнаружено нарушение пломбировки на барже, находившейся в составе воза теплохода «Капитан Жидков». Недоставало от одной до трёх тонн кукурузы. Кукуруза, конечно, не золото, но сам факт снятия пломбы – это, как говорят представители пароходства, уже «коммерческий брак, несохранная перевозка», что влечёт за собой возможные штрафные санкции и соответственно экономические потери, исчисляющиеся совсем в других цифрах. Именно это, а также участившиеся в начале 2012 года случаи нападения заставили пароходство выразить «серьёзное беспокойство».

Румынская водная полиция обычно патрулирует участки только в светлое время суток, а во время ночных стоянок корабли практически беззащитны. Между тем, подчёркивает Юрий Мицкевич, Дунай – международная река, и каждое государство обязано обеспечивать защиту всех судов в своих территориальных водах. Между прочим, «Звёздный» грабили в 18 часов и в непосредственной близости от шлюза.

После нападения на теплоход «Звёздный» на заседании Дунайской комиссии в Будапеште украинская сторона во главе с заместителем председателя Укрморречфлота, главным государственным инспектором по безопасности судоходства Ильёй Тихоновым предложила разработать специальные Рекомендации по подготовке экипажей судов при угрозе незаконных действий и отработать механизм оповещения и оперативного взаимодействия судов с властными и правоохранительными органами стран, через которые проходит Дунайский транспортный коридор. А на 55-й конференции директоров дунайских пароходств делегация ОАО УДП даже продемонстрировала фото- и видеосъёмки незаконного вторжения. Конференция приняла по этому поводу Обращение в секретариат Дунайской комиссии, но заявления «о необходимости координации совместных усилий по предотвращению незаконных актов в условиях международного дунайского судоходства», как видно, не поправили ситуацию. Руководство пароходства заявило, что «на требования пароходства прекратить бандитские нападения румынские власти никак не реагируют».

В результате в ход пошли уже усилия «большой» дипломатии. «Суда пароходства являются собственностью Украины. Поэтому вторжение иностранных граждан на борт является нарушением территориальной целостности и представляет угрозу интересам государства», – отметил Юрий Мицкевич. О случаях нападения пиратов проинформирован и.о. посла Украины в Румынии Виорел Котик. В ответ пресс-служба посольства Румынии на Украине сообщила, что Румыния намерена расследовать нападения на суда компании «Украинское дунайское пароходство». Румынская сторона отметила, что в деле о хищении 1745 килограммов металлолома с каравана барж теплохода «Звёздный» (флаг Украины) подозреваемые были выявлены и 8 марта 2011 года дело было передано в прокуратуру при суде Констанцы (Румыния) с предложением передать дело в суд. Что уже почти год мешает это сделать, в сообщении не уточнялось.«Я бы не сказал, что власти потакают этим действиям, – уточнил после этого в интервью «Нашей Версии» Юрий Мицкевич. – Как бы то ни было, они кого-то задерживают, открывают уголовные дела». Но нелишне, наверное, напомнить, что создавалось Дунайское пароходство по решению Государственного комитета обороны СССР в 1944 году для обеспечения перевозок по Дунаю советских войск и техники.

Опубликовано:
Отредактировано: 23.01.2012 16:23
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх