Версия // Культура // Россия безуспешно ищет 22 460 шедевров, пропавших из музеев

Россия безуспешно ищет 22 460 шедевров, пропавших из музеев

2964

Культурные кражи

Шансов найти краденого Пикассо практически нет
В разделе

В Афинах из Национальной художественной галереи украли бесценную картину Пабло Пикассо «Голова женщины». Заодно увели ещё два шедевра – голландского абстракциониста Пита Мондриана и итальянского художника Гульельмо Качча. На то, что похищенное найдут, особо надеяться не приходится. К примеру, сейчас Россия по каналам Интерпола разыскивает около тысячи предметов искусства, украденных в нашей стране. По большей части безуспешно: за 21 год удалось вернуть только около 250 произведений искусства и антиквариата. Подробности выясняла корреспондент «Нашей Версии».

Преступный бизнес, связанный с похищением культурных ценностей, по доходности стоит на третьем месте после торговли наркотиками и оружием. Сумма ущерба составляет до 6 млрд евро в год. Причём крадут вещи как из музеев, так и из частных коллекций. В России самый громкий скандал с хищением культурного наследия разгорелся в 2006 году, когда обнаружилась крупная кража в Эрмитаже. Тогда же была создана специальная комиссия по тотальной сверке музейных фондов в стране. В ходе инспекции государственного музейного фонда России было проверено порядка 1,5 тыс. музеев. Итог – 22 460 предметов искусства похищены и находятся в розыске МВД России.

Самой громкой кражей произведения искусства было похищение в 1965 году из ГМИИ им. Пушкина картины Франца Хальса «Святой Лука». О том, как её искали, даже сняли художественный фильм. «В действительности преступником оказался наш сотрудник, – рассказала директор музея Ирина Антонова. – Самое обидно, что вора мы взяли не с улицы, а по рекомендации известнейшего искусствоведа, главного хранителя Музея имени Пушкина Андрея Губера, который хорошо знал всю семью этого молодого человека. С тех пор краж больше не было. Сейчас у нас трудятся хранители и реставраторы, которые не только имеют вузовское образование, но и должны достаточно долго у нас проработать, чтобы получить непосредственный доступ к художественным ценностям». Что касается электриков и сантехников, то эти люди в ГМИИ всегда действуют в присутствии охраны и искусствоведов-хранителей, даже если надо произвести простую замену лампочки».

За последнее время произошли крупные хищения не только в Эрмитаже. Из фондов Гурьевского музея в Кемеровской области его хранитель украл 1100 наград и монет плюс бивни мамонта и череп древнего шерстистого носорога. В Камышинском историко-краеведческом музее обнаружили пропажу 688 икон, монет и орденов, а в Музее истории Шлиссельбурга недосчитались 491 предмета истории и искусства. В Российском государственном архиве литературы и искусства обнаружили пропажу около 2 тыс. рисунков архитектора и художника Якова Чернихова, стоимость которых оценивают в несколько миллионов долларов. Не меньше стоят и четыре картины Николая Рериха, украденные из музея-квартиры Юрия Рериха в Москве, – «Весть Шамбалы», «Тень Учителя», «Бум-Эрдени» и «Сергий-строитель».Некоторые пропажи обнаруживались совершенно случайно. Скажем, в 2000 году наши музейщики решили выставить на аукцион в США трактат Коперника «О вращении небесных тел» 1543 года. Однако в закромах библиотеки Российской академии наук его не обнаружилось. А заодно выяснился факт исчезновения ещё 22 ценнейших книг. И остановить всё это достаточно сложно. Крупные музеи могут позволить себе и хорошую охранную систему, и людей, которые будут следить за сохранностью ценностей. Но что делать небольшим российским музеям в глубинке? 600 из них отказались от милицейской охраны, потому что имущество нужно страховать, а они не могут себе это позволить. Вот и оберегают национальное достояние старики, подрабатывающие к пенсии.

Надежда вернуть хотя бы что-нибудь из похищенного очень призрачная. По самым оптимистичным оценкам Международного фонда исследований искусства, не более 10% украденных произведений искусства возвращается их владельцам. Большинство подобных краж совершается «на заказ», и произведения искусства сразу же оседают в частных коллекциях, владельцы которых показывают их только самым близким друзьям. А «прокалываются» в основном воры-дилетанты, устраивающие открытые аукционы или просто несущие украденное в ближайший антикварный магазин.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 18.01.2012 15:21
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх