// // Россия безуспешно ищет 22 460 шедевров, пропавших из музеев

Россия безуспешно ищет 22 460 шедевров, пропавших из музеев

590

Культурные кражи

Шансов найти краденого Пикассо практически нет
Шансов найти краденого Пикассо практически нет
В разделе

В Афинах из Национальной художественной галереи украли бесценную картину Пабло Пикассо «Голова женщины». Заодно увели ещё два шедевра – голландского абстракциониста Пита Мондриана и итальянского художника Гульельмо Качча. На то, что похищенное найдут, особо надеяться не приходится. К примеру, сейчас Россия по каналам Интерпола разыскивает около тысячи предметов искусства, украденных в нашей стране. По большей части безуспешно: за 21 год удалось вернуть только около 250 произведений искусства и антиквариата. Подробности выясняла корреспондент «Нашей Версии».

Преступный бизнес, связанный с похищением культурных ценностей, по доходности стоит на третьем месте после торговли наркотиками и оружием. Сумма ущерба составляет до 6 млрд евро в год. Причём крадут вещи как из музеев, так и из частных коллекций. В России самый громкий скандал с хищением культурного наследия разгорелся в 2006 году, когда обнаружилась крупная кража в Эрмитаже. Тогда же была создана специальная комиссия по тотальной сверке музейных фондов в стране. В ходе инспекции государственного музейного фонда России было проверено порядка 1,5 тыс. музеев. Итог – 22 460 предметов искусства похищены и находятся в розыске МВД России.

Самой громкой кражей произведения искусства было похищение в 1965 году из ГМИИ им. Пушкина картины Франца Хальса «Святой Лука». О том, как её искали, даже сняли художественный фильм. «В действительности преступником оказался наш сотрудник, – рассказала директор музея Ирина Антонова. – Самое обидно, что вора мы взяли не с улицы, а по рекомендации известнейшего искусствоведа, главного хранителя Музея имени Пушкина Андрея Губера, который хорошо знал всю семью этого молодого человека. С тех пор краж больше не было. Сейчас у нас трудятся хранители и реставраторы, которые не только имеют вузовское образование, но и должны достаточно долго у нас проработать, чтобы получить непосредственный доступ к художественным ценностям». Что касается электриков и сантехников, то эти люди в ГМИИ всегда действуют в присутствии охраны и искусствоведов-хранителей, даже если надо произвести простую замену лампочки».

За последнее время произошли крупные хищения не только в Эрмитаже. Из фондов Гурьевского музея в Кемеровской области его хранитель украл 1100 наград и монет плюс бивни мамонта и череп древнего шерстистого носорога. В Камышинском историко-краеведческом музее обнаружили пропажу 688 икон, монет и орденов, а в Музее истории Шлиссельбурга недосчитались 491 предмета истории и искусства. В Российском государственном архиве литературы и искусства обнаружили пропажу около 2 тыс. рисунков архитектора и художника Якова Чернихова, стоимость которых оценивают в несколько миллионов долларов. Не меньше стоят и четыре картины Николая Рериха, украденные из музея-квартиры Юрия Рериха в Москве, – «Весть Шамбалы», «Тень Учителя», «Бум-Эрдени» и «Сергий-строитель».Некоторые пропажи обнаруживались совершенно случайно. Скажем, в 2000 году наши музейщики решили выставить на аукцион в США трактат Коперника «О вращении небесных тел» 1543 года. Однако в закромах библиотеки Российской академии наук его не обнаружилось. А заодно выяснился факт исчезновения ещё 22 ценнейших книг. И остановить всё это достаточно сложно. Крупные музеи могут позволить себе и хорошую охранную систему, и людей, которые будут следить за сохранностью ценностей. Но что делать небольшим российским музеям в глубинке? 600 из них отказались от милицейской охраны, потому что имущество нужно страховать, а они не могут себе это позволить. Вот и оберегают национальное достояние старики, подрабатывающие к пенсии.

Надежда вернуть хотя бы что-нибудь из похищенного очень призрачная. По самым оптимистичным оценкам Международного фонда исследований искусства, не более 10% украденных произведений искусства возвращается их владельцам. Большинство подобных краж совершается «на заказ», и произведения искусства сразу же оседают в частных коллекциях, владельцы которых показывают их только самым близким друзьям. А «прокалываются» в основном воры-дилетанты, устраивающие открытые аукционы или просто несущие украденное в ближайший антикварный магазин.

Опубликовано:
Отредактировано: 18.01.2012 15:21
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх