// // На авиасалоне МАКС обнаружили дефицит передовых военных технологий

На авиасалоне МАКС обнаружили дефицит передовых военных технологий

469

Спустились с небес

2
В разделе

1 сентября завершился 11-й авиасалон МАКС. Организаторы оптимистично отрапортовали о 300 иностранных компаниях – участницах из 44 стран мира, о заключённых контрактах более чем на 20 млрд долларов и о почти 350 тыс. зрителей. Остался осадок и от того, что на авиасалоне не было показано значимых новинок военного авиастроения, а с хедлайнером авиашоу, российским многоцелевым истребителем пятого поколения Т-50 ПАК ФА, несколько раз случались казусы. «Наша Версия» пыталась понять, какие перспективы у российского военного авиастроения.

Неприятности у надежды российских ВВС, самолёта Т-50, начались на репетиции 22 августа. Сначала появилась тревожная информация, что все три истребителя, которые планировались для участия в показе, не смогли подняться в воздух во время тренировок. 27 августа, в день открытия, лётное шоу самолёта Т-50 ПАК ФА не было прокомментировано диктором. Эксперты предположили, что пилот в результате каких-то форс-мажорных обстоятельств изменил лётную программу прямо во время выступления. Дальше 28 августа прямо на глазах у зрителей два из трёх Т-50 ПАК ФА совершили посадку сразу же после начала программы. В результате зрители вместо запланированного группового выступления смогли увидеть в воздухе лишь один самолёт. По мнению экспертов, инциденты с Т-50 красноречиво говорят, что самолёт ещё не готов к эксплуатации. Причины называются различные: для истребителя пятого поколения до сих пор не разработан специальный двигатель, вместо него используют агрегаты из других самолётов. Периодически возникают проблемы с различными системами жизнеобеспечения летательного аппарата, которые отказываются работать в штатном режиме.

В самолётостроении у России отставание от развитых стран – 30 лет

Однако, даже несмотря на очевидные проблемы с самолётом Т-50, главнокомандующий Военно-воздушных сил России генерал-лейтенант Виктор Бондарев достаточно оптимистично высказался о перспективах поступления в войска этого истребителя. По прогнозам главкома, в конце этого года новая машина поступит в лётные части для испытаний. Это значит, что в войска придёт ограниченная партия Т-50, будет вестись опытная эксплуатация самолётов, по итогам которой будет сделана окончательная доводка самолёта. Так или иначе, но с 2017 года Минобороны планирует начать закупки этого самолёта. Это произойдёт, несмотря ни на что – очевидно, что военные стараются не замечать недоработок, поскольку альтернативы этому самолёту всё равно нет. Не случайно, говоря об этом самолёте, руководство ВВС публично не замечает его недостатков.

Нужно отметить, что, пока российская оборонка мучается с созданием истребителя пятого поколения, в ряде стран уже активно ведутся разработки самолётов шестого уровня. Специалисты сходятся в том, что боевая авиация следующего поколения будет беспилотной. Подтверждается это разработками нескольких фирм в США, которые в настоящее время проводят испытания прототипов. В частности, компания Boeing ведёт проект Phantom Ray, Northrop Grumman X-47A Pegasus. Летом этого года Northrop Grumman впервые продемонстрировала возможность взлёта и посадки беспилотника подобного класса на палубу авианосца.

Российские авиапроизводители говорят, что также собираются работать на перспективу и тоже начали трудиться над проектом самолёта будущего. Президент Объединённой авиа­строительной корпорации (ОАК) Михаил Погосян заявляет, что по плану, согласованному с Минобороны РФ, ОАК приступила к созданию беспилотного летательного аппарата ударного назначения массой около 20 тонн. По его словам, сейчас проводятся дополнительные исследования, базирующиеся на технологическом потенциале, который создан в рамках программы пятого поколения. Проще говоря, беспилотник будет строиться на базе истребителя Т-50. Многие эксперты достаточно сдержанны в оценках нового проекта, обращают внимание на то, что в России нет ни одного успешного проекта ударного беспилотника с возможностью большой продолжительности полёта, да и Т-50 ещё достаточно «сырой».

По теме

Если не произойдёт значимого прорыва в самолётостроении, у России намечается значительное отставание от развитых стран – по разным оценкам, до 30 лет. Причины хорошо известны: в течение последних десятилетий авиастроение находилось в глубокой стагнации. А значит, для того чтобы вывести его из этого состояния, потребуются не только большие деньги, которые в последнее время с избытком поступают в ОПК, но и много времени, чтобы восстановить утраченный кадровый потенциал в отрасли.

Разработку концепции чудо-машины перенесли на 2025 год

Вот что действительно вселяет оптимизм, так это то, что в последнее время в российском авиастроении достаточно много идей. К примеру, уже на протяжении пяти лет говорят о создании вертолёта пятого поколения. Требования к нему предъявили действительно впечатляющие. Например, известно, что перспективный вертолёт должен обеспечивать применение новых видов вооружения. Его оборудование будет обладать возможностью обеспечивать скрытный маловысотный полёт с облётом и обходом рельефа, препятствий и опасных зон. Кроме того, современный геликоптер должен обладать свойствами, которые будут позволять ему базироваться на вертолётоносцах. И что самое невероятное, бортовое радиоэлектронное оборудование вертолёта будущего должно включать искусственный интеллект, основанный на технических или интеллектуальных нейронных сетях. Однако очевидно, что сегодня мало возможностей для реализации этих требований, эти планы просто несовместимы с нынешними возможностями российского ОПК. Не случайно разработку концепции этой чудо-машины перенесли поближе к 2025 году.

Чтобы как-то обозначить свои претензии на лидерство в воздушном пространстве, в России пытаются реанимировать проекты, которые задумывались ещё в советское время. Неоднократно заявлялось, что в России уже создана гиперзвуковая ракета, способная лететь со скоростью более 5 тыс. километров в час. Проект гиперзвуковой ракеты строго засекречен, о её целях, задачах, шифре и характеристиках ничего не известно. Первые испытания состоялись на полигоне в Ахтубинске в 2012 году, их с большой натяжкой можно назвать успешными – длительность полёта ракеты составляет всего несколько секунд.

При этом некоторые специалисты уверены, что эта ракета больше детище советской оборонки, чем российской. В 1970-х годах на базе ракеты комплекса ПВО С-200 была создана ракета «Холод», сумевшая развить скорость 6 тыс. километров в час. МКБ «Радуга» в 1980-х начало разработку проекта гиперзвукового экспериментального летательного аппарата (ГЭЛА) Х-90, по западной классификации AS-19 Koala, который, кстати, в начале 1997 года показали на том же авиасалоне МАКС.

Разработчики сообщают, что на данный момент задача состоит в том, чтобы гиперзвуковая ракета могла совершать более длительные полёты при большом гиперзвуке. Планируется достичь показателя в 6, 10 и 14 Маха. Однако это задача, над решением которой бьются лучшие умы во многих развитых странах, в том числе и в США, но пока безуспешно. Учёные говорят, что необходимо создать новые виды теплоизоляции – нагрев ракеты в полёте со сверхзвуковыми скоростями иногда так велик, что приводит к разрушению конструкции. Также требуются инновационная аэродинамическая схема ракеты, продвинутая электронная начинка с приборами быстрой идентификации, способными обнаружить цель на сверхскоростях. Награда победителю в этой гонке технологий действительно достанется серьёзная, поскольку подобное оружие станет практически неуязвимым и сможет преодолевать любую современную и перспективную ПВО. Сможет ли российская оборонка здесь выйти победителем, пока остаётся под вопросом.

Игорь КОРОТЧЕНКО, директор Центра анализа мировой торговли оружием:

– Несмотря на критику истребителя пятого поколения Т-50 ПАК ФА, проект развивается планомерно и весьма успешно. Это один из самых удачных примеров интеграции российской авиационной и радиоэлектронной промышленности. Сейчас Т-50 проходит плановые испытательные полёты, в которых участвуют пять лётных экземпляров. Создан двигатель первого этапа, идёт работа над основным двигателем. Начались испытания третьего лётного образца с бортовой радиолокационной станцией Н036, с радаром с активной фазированной антенной решёткой. Под размеры габаритов внутренних отсеков доводятся системы вооружения. Параллельно испытываются авиационные управляемые ракеты и бомбы со спутниковым наведением для этого типа истребителей. Есть ожидание, что на выходе мы получим машину, которая как минимум не будет уступать американскому F-22 Raptor. Возможно, по ряду параметров будет даже превосходить его. Кстати, это традиционно, что мы делаем наши самолёты несколько позже, чем аналогичного класса в США, но в итоге добиваемся лучших результатов. С этим самолётом история скорее всего повторится.

Опубликовано:
Отредактировано: 09.09.2013 16:27
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх