Следственный комитет в минувшую пятницу возбудил уголовное дело в отношении Сергея Кабалова, который летел 11 января из Москвы в Египет и устроил дебош на борту. Его обвиняют в попытке угона самолёта. За последнее время это уже не первый громкий случай, когда наши подвыпившие сограждане начинают буянить в воздухе или в аэропорту. В Госдуме готовы рассмотреть законопроект, запрещающий проносить любой алкоголь на борт. Предлагается также ужесточить наказание за пьянство в воздухе и, возможно, даже создать спецподразделение для сопровождения чартеров. А некоторые авиакомпании уже начали составлять чёрные списки неблагополучных пассажиров. Будут ли эффективны эти меры?
Ирина Хакамада, писатель, телеведущая, член Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека:
– Я поддерживаю полный запрет распития спиртного в самолётах, я поддерживаю полный запрет на пронос спиртного на борт самолёта, я поддерживаю идею сдачи алкоголя при покупке его в duty-free стюардессе. При выходе из самолёта запечатанный пакет пассажиру будет возвращён. Такое правило давно действует у американских авиаперевозчиков. Для того чтобы пить спиртное в самолёте, нужно иметь культуру, но, увы, в большинстве случаев у наших граждан культуры нет. Особенно когда граждане летят на длительные расстояния и на отдых. Классические рейсы – Таиланд, Египет. Люди летят на отдых, начинают расслабляться – и всё, их понесло. Начинаются скандалы, драки, беспредел. Для нормального человека наступает просто невыносимая ситуация. Поскольку я не чиновник, в бизнес-классе не летаю, то все «прелести» эконом-класса переношу на себе. Поэтому я, как неоднократный свидетель транспортных дебошей, выступаю за запрет всего и вся. В первую очередь не пускать пьяных на посадку в самолёт, отсеивать их ещё при регистрации. Также я выступаю за составление чёрных списков авиакомпаний, а главное, придание этим спискам законной силы.
Виталий Ефимов, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту, президент Союза транспортников России:
– Сейчас в Государственной думе идёт очень напряжённая работа по принятию довольно жёстких мер к пьяным дебоширам. Мы предлагаем усилить экономическую ответственность, то есть увеличить суммы штрафов, рассматриваем вопрос о применении некоторых статей Уголовного кодекса, в частности статей о покушении на жизнь и здоровье двух и более граждан. Ведь пьяные дебоши, когда пассажир самолёта угрожает стюарду или экипажу, это не что иное, как угроза жизни остальным пассажирам. И, наверное, наиболее близкое к нынешним реалиям жизни – это обязать авиакомпании обеспечить на борту каждого самолёта специально подготовленного человека, который смог бы навести в случае необходимости порядок. К сожалению, действительность такова, что в самолёте нужен как минимум спецназовец. Когда человек напивается и теряет ощущение реальности, то его просто надо изолировать – техническими, химическими или физическими средствами. В конце концов, скрутить и привязать ремнями к креслу, чтобы проспался и другим не мешал. Безусловно, меры, которые сейчас предлагают принять депутаты, нужны, в каких-то случаях они помогут и остановят хулиганов. Но сейчас тоже есть штраф – разве он кого-то останавливает? Поэтому надо ужесточать и жёстко спрашивать. За рубежом с нарушителей на дорогах, а тем более с нарушителей в самолётах, жёстко спрашивают. Там штрафы такие, что и миллионерам не всегда по карману. У нас же таких штрафов нет. Кроме того, необходимо ограничить продажу спиртного в самих самолётах и ужесточить требования к посадке нетрезвых пассажиров. Но это должна быть совместная работа депутатов, Министерства транспорта, Росавиации и авиакомпаний.
Введение «сухого закона» в стране невозможно, да и просто не поможет. Мы на протяжении последних 20 лет воспитывали вседозволенность, внушали, что деньги дороже чести, совести, деньги дороже жизни.
Людмила Стебенкова, председатель комиссии Мосгордумы по здравоохранению и охране общественного здоровья:
– Борьба с пьянством только началась. Запреты, конечно, нужны, но они вводятся слишком медленными темпами. Алкогольное лобби сильно. Кроме того, удручает, что на рейсах некоторых авиакомпаний спиртное продаётся. Их пассажирам не нужны покупки в duty-free, стюардессы сами предложат выпить. Поэтому если что-то произошло с менталитетом наших людей, если простых увещеваний для них недостаточно, если они сами себя не контролируют и не знают меры, то нужны серьёзные запретительные меры. Слишком уж распоясался наш народ! Видимо, надо всё и вся ужесточить, чтобы хотя бы обезопасить остальных пассажиров.
Василий Бочкарёв, губернатор Пензенской области:
– Это просто катастрофа. Меня очень тяготит то, что чуть ли не ежедневно мы слышим о выходках либо пьяных пассажиров, либо, что ещё хуже, пьяных автомобилистов. Законодатели тут же начинают ужесточать правила, вводить новые нормы и запреты, авиакомпании составляют чёрные списки, которые пока силы не имеют – у авиаперевозчиков всё равно нет законных оснований отказать такому клиенту в продаже билета. Так что все эти запреты, ограничения и даже «сухой закон» вряд ли что исправят. Нынешнее поколение уже потеряно, и с этим, наверное, нам надо уже просто смириться. А вот чтобы утихомирить будущее поколение, дабы оно не совершало таких «пьяных кульбитов» ни на земле, ни в небе, предпринимать меры надо уже сегодня. Надо воспитывать подрастающее поколение, давать ему достойное образование. В Финляндии долго шли к цивилизованному потреблению напитков, вводили «сухой закон». И там на такой дисциплине выросло поколение. Теперь посмотрите – спиртное там продают, но пьяных драк не бывает, пьяные по обочинам не валяются. Там к 18 годам вырастает абсолютно воспитанный человек, полностью подготовленный ко всем реалиям жизни. Нам тоже пора задуматься о будущем. Мы должны думать о будущем страны, о будущем народа. И если мы просто, в конце концов, не хотим, чтобы нам завтра дали по башке в самолёте, автобусе или в машине, то позаботиться об этом надо уже сегодня.